Просмотров: 1569
Поэзия подобна Вселенной. Сначала она растет, стремительно
расширяясь. Пишущий жадно пускает в расход все: собственные биографию и
географию; классическое искусство, предлагающее набор готовых образов и
настроений; искусство современников, вызывающее горячее желание
поспорить, попятить, бескорыстно восхититься (у кого как). Потом
вселенная начинает сжиматься: материал выбраковывается, сеет поэт через
мелкое сито опыта свою судьбу, оставляя только крупное, основное. То,
без чего не обойтись. То, с чем и в пир, и в мир можно выйти и не
прогадать.
Книга Максима Лаврентьева «Основное», недавно выпущенная энтузиастами
из газеты «Литературная Россия» (тираж 1000 экземпляров, по нынешним
временам для поэтической книжки – не самый маленький), – как раз
иллюстрация такого подхода к поэзии. В ней, как в космической капсуле
«Вояджера», посланной за пределы Солнечной системы, собрано все самое
для поэта дорогое и важное: стихи за последние семь-восемь лет,
маленькие поэмы, свод статей, посвященных теме эсхатологии в творчестве
русских поэтов «Поэзия и смерть», а завершает книгу подборка удивительно
живых, ироничных интервью.
«Основное» – не первая, но, пожалуй, самая представительная книга
поэта. Если вы до этого никогда не читали Лаврентьева, сможете сразу все
наверстать, прочтя только ее. Разумеется, «Основное» понравится не
всем, любящим в поэзии «модное»: у Лаврентьева нет показной искренности
Верочки Полозковой, эротического надрыва Дмитрия Воденникова,
грубоватого водевиля Андрея Родионова, жеманной хитрости Веры Павловой и
филологической агонии Данилы Давыдова. Нет ностальгического камлания
Тимура Кибирова и сводящего скулы классицизма Алексея Цветкова и Олега
Чухонцева. Лаврентьев в душной тесноте современных направлений, школ и
просто дружеских поэтических компаний стоит отдельно и одиноко. Похожий
только на самого себя и от того раздражающий привыкших к более простым
поэтическим стратегиям современности: не «фармазон» ли?..
Читать полностью
|