Заказать третий номер








Просмотров: 1569

Поэзия подобна Вселенной. Сначала она растет, стремительно расширяясь. Пишущий жадно пускает в расход все: собственные биографию и географию; классическое искусство, предлагающее набор готовых образов и настроений; искусство современников, вызывающее горячее желание поспорить, попятить, бескорыстно восхититься (у кого как). Потом вселенная начинает сжиматься: материал выбраковывается, сеет поэт через мелкое сито опыта свою судьбу, оставляя только крупное, основное. То, без чего не обойтись. То, с чем и в пир, и в мир можно выйти и не прогадать.

Книга Максима Лаврентьева «Основное», недавно выпущенная энтузиастами из газеты «Литературная Россия» (тираж 1000 экземпляров, по нынешним временам для поэтической книжки – не самый маленький), – как раз иллюстрация такого подхода к поэзии. В ней, как в космической капсуле «Вояджера», посланной за пределы Солнечной системы, собрано все самое для поэта дорогое и важное: стихи за последние семь-восемь лет, маленькие поэмы, свод статей, посвященных теме эсхатологии в творчестве русских поэтов «Поэзия и смерть», а завершает книгу подборка удивительно живых, ироничных интервью.

«Основное» – не первая, но, пожалуй, самая представительная книга поэта. Если вы до этого никогда не читали Лаврентьева, сможете сразу все наверстать, прочтя только ее. Разумеется, «Основное» понравится не всем, любящим в поэзии «модное»: у Лаврентьева нет показной искренности Верочки Полозковой, эротического надрыва Дмитрия Воденникова, грубоватого водевиля Андрея Родионова, жеманной хитрости Веры Павловой и филологической агонии Данилы Давыдова. Нет ностальгического камлания Тимура Кибирова и сводящего скулы классицизма Алексея Цветкова и Олега Чухонцева. Лаврентьев в душной тесноте современных направлений, школ и просто дружеских поэтических компаний стоит отдельно и одиноко. Похожий только на самого себя и от того раздражающий привыкших к более простым поэтическим стратегиям современности: не «фармазон» ли?..

Читать полностью