СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 0
28 февраля 2020 года
ПРОЩАЙ, ЭХНАТОН! 25 февраля на 92-м году жизни скончался экс-президент Египта, говоривший по-русски… На фото этот человек нас приветствует с другого балкона – он дома, после 6 лет тюремного заключения. Но я помню тот момент в феврале 2011-го (тогда все наблюдали эти события с волнением), когда он вдруг исчез с балкона президентского дворца и удалился в резиденцию в Шарм-эль-Шейхе. Тогда стало ясно: это конец. Если против террористической оранжевой чумы не устоял такой президент как Мубарак, всё повалится по цепочке, и можно считать, Украина уже в огне, мы тоже. Дальше был арест Мубарака, беснования толп, потрясания висельной петлёй и угрозы расправы над больным стариком, бесконечные суды, тяжелые болезни... Дальше уничтожение Ливии и растерзание толпой лидера, построившего цветущее государство посреди пустыни и, между прочим, в свое время взявшего власть бескровным путем. Дальше та же судьба ожидала и Сирию с ее лидером, и еще много чего было дальше, что утонуло за ближайшими к нам событиями на Украине, в Одессе, в Крыму и в Донбассе. Казалось, мы обречены, но в череде этих событий свершились некоторые… чудеса. Отстояли Сирию. Крым отстоял себя сам. Держит удар Донбасс. Но не будем забывать, был такой человек на Ближнем Востоке, который всё это время боролся с судьбой и победил ее. Сам, без помощи России. Секрет его могущества можно увидеть по некоторым штрихам его судьбы. Сын феллаха (бедного крестьянина, из самых низов), он сумел достичь той высоты положения, который достиг, исключительно благодаря личным качествам – воина, политика, дипломата, миротворца. Он правил страной, которой можно было управлять только весьма авторитарными методами, целых 30 лет, и правил бы еще, если бы не внешнее вмешательство и не предательство части египтян… Была одна примечательная история вокруг вступления Мубарака в должность Президента Египта. В конце 70-х годов в Египте участились антикоптские выступления исламских фундаменталистов, следствием которых стали межрелигиозные столкновения и антикоптские погромы. После того, как патриарх Коптской православной церкви Шенуда Третий в 1981 году отказался отменить публичные торжества по случаю Пасхи, президент Египта Анвар Садат объявил о низложении патриарха и поместил его под домашний арест в монастыре. Осенью того же года Садат был убит в результате покушения. Вице-президент Хосни Мубарак находился рядом и получил ранение. Став президентом, 2 января 1985 года, по прошествии более чем трёх лет после убийства Садата Хосни Мубарак распорядился освободить патриарха. Пятью днями позднее тот уже служил Рождественскую литургию в Каире. Три года – это был срок для соблюдения приличий, так что можно считать, православным христианам Мубарак дал зеленый свет сразу же, как только смог. Не хочу впадать в мистику, но что-то в этом есть, и как христианка, не могу этого не отметить: Садат после запрещения Пасхи не прожил и полгода, Мубарак выпустил патриарха Шенуду Третьего непосредственно перед Рождеством и прожил долгую жизнь на посту правителя, дважды победил террористическую организацию «Братья мусульмане» - сначала после убийства Садата, в которой те были замешаны; и теперь, находясь в тюрьме, когда «Братья мусульмане» заняли президентский пост, со своими союзниками сумел справиться с ними и с этой невообразимой разуму позиции. Случайно или нет, в ленте одного из ФБ-друзей, почему-то именно 25 февраля нашла публикацию о фараоне Эхнатоне. О нём пишут примерно следующее… «Эхнатон опередил свое время на тысячелетия. Он провозглашал идеи равенства людей, ввел культ Единого Бога, любящего людей. Эхнатон вошел в историю также как царь-пацифист. За всю свою жизнь он не развязал ни одной войны. Любовь к человеку, которую Бог являет людям, должна быть также и у нас при общении с ближним, даже врагом. Он отказывается воевать даже со злейшими недругами Египта - хеттами, угрожающими азиатским владениям его родины. Иногда эту "непатриотичность" ставят в вину Эхнатону, но едва ли это справедливо. Ведь фараон понял то, о чем Иисус скажет 1400 лет спустя, царство Бога - "не от мира сего". Эхнатон запретил прежние культы и построил новую столицу. На новом месте, в нескольких десятках милях выше по Нилу от Фив, всего за несколько месяцев в мертвой пустыне расцвел удивительный город. Не просто город - город Бога Атона - Небосклон Атона. Амарнский период считается высшей формой древнеегипетского искусства. С раскрепощением человека от страха перед неизвестным и мстительным потусторонним миром, когда жизнь наполнилась лишь светом и теплом Бога Света - Атона, наступила и революция в искусстве. На смену мертвым, застывшим, плоскостным фигурам в живопись приходит реализм. Нас и сегодня поражают шедевры, произведенные амарнскими мастерами. Люди изображены на фресках не схематично, но как живые - художники стали пользоваться не только двумя цветами которые применялись раньше для различения мужчин и женщин - иначе было просто не понять, кто есть кто - но научились рисовать телесные цвета. Растения и животные изображены до каждой мелочи, наполнены дыханием жизни. Иногда с юмором - сохранились карикатурные изображения, где, например, кот пасет птиц и мышей. Возможно, это была первая в мире сатира на алчных чиновников, разоряющих народ. Художники осмелились даже замахнуться на "святое" - на личность самого фараона. Раньше все египетские цари изображались по строгим канонам - неприступные, внушающие ужас и поклонение. Похожие как две капли воды друг на друга. В амарнских изображениях Эхнатона мы видим его личные, не только реалистичные, но иногда даже карикатурные черты - большие уши, отвислые губы, большой живот. Очевидно, что без царского "добра" на подобное едва ли кто-то из живописцев отважился на столь смелые отображения правителя. Эхнатон любил позировать со своим семейством - сохранились трогательные сценки, где царь и его жена Нефертити изображены играющими со своими детьми. На одной фреске карапуз - царская дочь - тыкает слона в круп палкой. Эхнатон так и остался «не от мира сего» - его не поняли современники. Жрецы, которых он лишил кормушки, могущества, с которых сорвал маску лицемерия, - яростно ненавидели его, накладывали страшные заклятия, и плели заговоры. Простые люди тоже отвергли культ Атона. Им было слишком неуютно в этом мире, где правит лишь один Небесный Бог, вместо тысяч духов и идолов, которых можно позвать на помощь, сделав подарок жрецам, или магически заставить работать на себя в любой жизненной ситуации, прочитав заклинание. Фараон еще легко отделался. Он умер своей смертью (если только не был отравлен жрецами, как подозревают), так и оставшимся не понятым и не принятым современниками… После смерти его имя было предано проклятью. Чудный город Атона - Небосклон Атона - разрушен до основания. Кстати, из этих пыльных руин археологи много веков спустя извлекли знаменитую скульптуру Нефертити - жены Эхнатона. Возможно, у разрушителей дрогнула рука разбить шедевр, изображающий царицу-еретичку. А может, просто не заметили в пылу "праведного" гнева. Были сбиты с памятников, гробниц и стен дворцов все надписи и изображения Бога Света, и даже имени самого фараона - что считалось самым страшным наказанием, поскольку если уничтожить имя человека, то, как верили египтяне, он уже не сможет воскреснуть после смерти…» (источник https://peij.livejournal.com/37887.html) Как-то аукается эта древняя вроде бы история с тем, что происходит сейчас. Думаю, встретятся они там где-то, эти ребята – фараон Эхнатон и раис Хосни Мубарак, и будет им о чем поговорить. Впрочем, там уже собралась большая компания. Муаммар Каддафи, Патриах Шенуда Третий и многие другие. Лично моё мнение, какие бы ошибки ни совершал Хосни Мубарак, прежде всего он герой, мученик и - победитель. Человек, который увидел свою страну, удержавшейся на краю пропасти. И это внушает оптимизм. Прощай, Раис. Прощай, наш добрый сосед Эхнатон. Вечная тебе память и мир душе. А предатели, которые кинулись крушить установленные тебе памятники и переименовывать улицы, как только ты оказался в беде, - мы их тоже запомним. Просто запомним – и не надо ничего делать. Само всё сделается. |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |