Заказать третий номер








Просмотров: 0
13 ноября 2020 года

13 ноября 1850 года родился выдающийся шотландский писатель и поэт, автор приключенческих романов и повестей, крупнейший представитель неоромантизма Роберт Луис Стивенсон. Сегодня исполняется 170 лет со дня рождения автора бессмертного «Острова сокровищ»…

 

Словесному искусству часто сопутствует страсть к изображениям. Вспомним многочисленные рисунки в рукописях Пушкина или готические окна в черновиках Достоевского. Да и образу князя Мышкина предшествовало начертанное писателем лицо, в котором можно было разглядеть и черты дона Кихота, и черты самого Федора Михайловича. Рисунок или запечатлевает игру воображения, или пробуждает ее. Так и автор «Острова  сокровищ» начал с простой игры. Общаясь с пасынком, он начертил воображаемый остров, с бухточками, холмами, спрятанными драгоценностями. Рассматривая придуманную карту Стивенсон ощутил, как в его воображении начинают шевелиться оживающие персонажи. Кажется, это было совершенно особенное сочинительство, чем-то похожее на те фантазии, которым предаются школьники, мечтающие о приключениях. Стивенсон не побоялся признаться, что попугая (уже более столетия в ушах читателей стоит его хриплый пронзительный крик: «Пиастры! Пиастры! Пиастры!..») он «позаимствовал» из «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо, а скелет на месте «стрелки-указателя» пришел из прозы Эдгара По. И ещё кое-какие детали явились из вычитанного, вроде фразы «сундук мертвеца». Но разве может быть иначе, если ты сам на какое-то время превратился в подростка, жаждущего приключений? Мальчишеская фантазия с легкостью берет все вычитанное и где-либо увиденное, чтобы все это сплавить в воображаемые подвиги. К тому же у Стивенсона были два увлеченных идеей слушателя – его пасынок и его отец. Эти два «юнца» каждый день ждали чтения новой главы, и писатель старался не разочаровать, а некоторые соображения старшего Стивенсона ему и в не малой степени пригодились. Впрочем, наиболее колоритную фигуру книги – одноногого Сильвера – писатель сочинил сам, вспомнив своего хорошего приятеля, но лишив его сознание интеллектуальных тонкостей и «подогнав» под нужный «пиратский» колорит.

Странно, что первая – журнальная – публикация столь яркого произведения прошла почти незамеченной. Но роман, который сразу вызывает восторг, часто быстро и разочаровывает. А книга, рожденная весьма необычным способом, не могла не зажить своей особенной жизнью. «Остров сокровищ» приходил к читателю медленно, зато приходил навсегда, и даже при жизни автора успел сделать его писателем знаменитым.

Есть у Стивенсона и другие очень «читаемые» книги. И захватывающая «Черная стрела», и «Сатанинская бутылка», которую невозможно отложить в сторону не дочитав до последней точки, и его общепризнанный шедевр, – «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», – родившийся из кошмара (Стивенсон ощутил, как деформируется его лицо, принимая жуткие очертания, и проснулся с криком). Есть и шедевры малоизвестные, как незаконченный «Уир Гермистон». А если вспомнить «Владетеля Балантрэ», «Ночлег Франсуа Вийона», балладу «Вересковый мед»…

Стивенсон легко вошел через свое творчество в число «главных» английских писателей. Его «избранное» - это не одна-единственная книга. И все же - «нам не дано предугадать». Именно «Остров сокровищ», рожденный из детского рисунка, стал легендой. Именно он породил множество чужих продолжений, – часто бессмысленных, иной раз – чудовищных, иногда - неплохих и все же неизбежно вторичных. Именно в «детской», «пиратской» книге – писатель прикоснулся к самому загадочному явлению человеческого существования – превращению занимательного сюжета в миф.

2006, 2020

 

 

 


 
No template variable for tags was declared.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте