СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 0
19 ноября 2020 года
На днях в Москве простились с народным артистом СССР Арменом Джигарханяном. Он похоронен на Ваганьковском кладбище, рядом с дочерью, как и хотел. Нам остаются его многочисленные фильмы – с его участием снято более 250 (!) картин, что стало рекордом в киноиндустрии, занесенным в Книгу Гиннеса… Нам остаётся память о его ролях в театре. Остаётся его «молодая гвардия», его, многие уже знаменитые, ученики – артисты кино, птенцы его мастерской во ВГИКе, и, конечно, театра. Остаётся сам Его Величество Театр – созданный им четверть века назад Московский драматический театр Армена Джигарханяна. Ну, и, конечно, его свет, его любовь, которой мы напитывали своё детство и юность, в тесном семейном кругу сидя у телеэкранов… Откуда же сам он черпал этот свет? Поговорим, пожалуй, об этом. О хитросплетениях его творческой биографии и личной жизни не так интересно – всё давно в открытом доступе, можно почитать и посмотреть… У Армена Джигарханяна было три любви. Нет, конечно, в жизни народного артиста СССР было, несомненно, любви очень много. И зрительской, и человеческой – всякой! Но мы сейчас не об этом. О первоначалах. Итак. ТУТОВОЕ ДЕРЕВО «Я очень люблю тутовое дерево. Однажды я с него упал. С мальчишками залезли, наелись, и я уснул. На тутовое дерево взобраться – это ж как домой пришёл!» – вспоминает актёр. Детство, проведенное на шелковице. Если брать шире – проведенное во дворах, в мальчишеских играх, с невероятными приключениями… Так? Так, да не совсем… Детство, проведенное в трудах, голодное, хлеб по карточкам… Позже он скажет: «Самая страшная вещь – это сытость». Или: «Человек каждый день решает для себя вопрос Гамлета: БЫТЬ или ИМЕТЬ»… А еще в его детстве была МАМА. Самые теплые воспоминания – о ней, которая «всегда на твоей стороне». Мама и тутовое дерево… «Это ж как домой пришёл!»
КОРОЛЬ ЛИР О том, кто может быть актёром, каким должен быть актёр, Джигарханян говорил так. «Какая-то боль должна быть, обязательно, какая-то проблема… Если тебя не волнует вопрос, который мучает Гамлета, ты Гамлета не должен играть…» У самого Армена Борисовича такая боль была. Самая большая – это ранняя, непонятная и непостижимая гибель дочери. Первый брак актёра оказался болезненным и недолговечным. Очаровательная актриса Ереванского русского драматического театра им. Станиславского Алла Ванновская была на 15 лет старше мужа, к тому же имела серьезные проблемы со здоровьем. После её смерти Армен Джигарханян сам воспитывал дочку. Она погибла вместе со своим молодым человеком, отравившись угарным газом в автомобиле, когда ей не было и 24 лет. Тема отца (а родной отец ушёл от семьи, когда Армен только-только родился на свет) и тема утраты дочери – это осевая трещина, тот разлом в душе, вокруг которого и вертелась дальнейшая внутренняя жизнь большого артиста и просто мудрого человека Армена Джигарханяна. Ведь его роли – не просто роли. Масштаб личности и харизма Армена Борисовича приподнимали его персонажей на какую-то метафизическую высоту, на уровень символа. Ему роли первого плана были как-то даже не нужны – достаточно было появиться в эпизоде, или голосом в мультике, чтобы это стало Явлением. «Щас спою». Или «Ну ты это… заходи, если что», – помните, волк?! Или ещё (вспоминаем): «Через час те из вас, кто останется в живых, будут завидовать мертвым» (Джон Сильвер, мультфильм «Остров сокровищ») «Александр Македонский – герой, но зачем же стулья ломать?» (Хлудов, спектакль «Бег») «Есть у нас сомнение, что ты, мил-человек, стукачок!» («Место встречи изменить нельзя») Даже злодеи в исполнении Джигарханяна были, хотя и весьма колоритными, но совсем не страшными. Чувствовалось, что они как бы НАД ситуацией, с большим таким достоинством выполняют некую миссию в этой жизни. Словом, чтобы так играть – вернее, чтобы так БЫТЬ, – нужно было лазать по тутовым деревьям, есть хлеб по карточкам и жить с незаживающей раной, разломом в душе, который никогда не даст скатиться в «сытость». «Какая-то боль должна быть, обязательно, какая-то проблема… И если я, условно говоря, люблю короля Лира, то я и в «Красной шапочке» буду играть своего короля Лира»…
КОТ ФИЛ «Моя большая любовь – кот Фил… В какой-то момент я обнаружил, что остался один. И мой самый большой друг стал кот Фил…. Он ничего не говорит. Я говорю с ним, обычно жалуюсь на жизнь. А он слушает…» В последние годы Армен Борисович практически не смотрел телевизор. Только один канал – Animal Planet. Он делился, что может смотреть на животных бесконечно. Какая-то невероятная любовь к животным проснулась. «Когда он был маленький, он очень любил думать. И мы его назвали Фил, потому что он философ…» «Думаю, это моя последняя любовь». Когда Армена Борисовича как-то спросили, хочет ли он жить лет до 100, он ответил, что, конечно, умирать совсем не хочется, и все мы хотим как можно дольше, но дальше возникает вопрос… «Я понимаю, что нового уже ничего не создам. Начать новую жизнь – это ведь в любом возрасте очень трудно, невероятно трудно! А тем более, в старости. И потом, что же это получается, все умерли, а я останусь один?! Это мой кот Фил умрёт, а я буду жить?!» А еще Армен Джигарханян искренне любил свою страну. Иной раз его пытались подвести к разговору о том, что власть ему ничего не дала взамен того, что он сделал, что и за театр, наверно, приходится расплачиваться… На что он сначала неизменно отвечал, что, мол, «нет, нет, всё нормально, всё хорошо», а затем добавлял конкретики: «У нас хорошие лидеры! Я даже грубее скажу: у нас хорошие хозяева. Хозяин должен быть, обязательно! Играть в демократию – это вы туда, в Голландию идите, играйте». О России говорил так: «Меня ни разу не обидели в России. Было много грубых и даже мерзких вещей, но по сути меня никогда здесь не обижали. Прожить жизнь с такой фамилией и ни разу не быть обиженным! Как мне после этого не любить Россию?» Армену Борисовичу было присуще редкое на сегодняшний день качество – чувство благодарности. К своей судьбе, к своей стране. Это счастливые люди, в которых есть это чувство. Несомненно, он был так же и философом, как его любимый кот Фил. Его фразы, даже из простых диалогов, тут же разлетаются на афоризмы. Во всеобщего Бога, или «в дедушку на облаке», не верил. Верил в очень личного («вот мой бог – это мой кот, он меня от смерти спас»), а еще верил, что мы приходим в этот мир не один раз, и ждал, когда к нему опять вернётся его Фил. «Другого кота мне не надо». Его спросили: «Кто вы? Лидер? Домашний, жаждущий любви, кот? Творец? Подчиненный?» И он молниеносно ответил: — Клоун! Я клоун. Выскочить, схватить за нос, вот так повертеть – это моё! И эта традиция восходит к шутам и скоморохам, к юродивым, которые в игровой форме показывали людям правду о них самих. Правду, от которой можно умереть. А ведь «искусство дано нам, чтобы не умереть от истины», любил цитировать Ницше Армен Борисович. Человек может умереть, а истина бессмертна. Прощайте, наш дорогой и любимый Клоун! Пусть у вас будет Там и дочь, и отец, и мама, и тутовое дерево. И, конечно, кот Фил. «Это ж как домой пришёл»…
Наталья Барышева Фото: cdn.fishki.net, radiokp.ru, dubikvit.livejournal.com, yaplakal.com, zooreview.net ИСТОЧНИК: ForPost Афиша
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |