СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 0
15 октября 2017 года
«Парижская нота». Отказаться от всевозможных метрических изысков, от сложных метафор, довести язык до «ничего лишнего», поскольку настоящая поэзия (та что «по образу и подобию») требует литературного аскетизма. Обычные слова и фразы, при соединении которых возникает нечто, превышающее их первоначальный смысл... Что это было? Кто «олицетворял»? – Вопросы, на которые ответ всегда звучит приблизительно, с многочисленными «но...». Можно вспомнить, что это не было «направление», но, скорее, «некое веяние». Назвать имя Анактолия Штейгера, с меньшим воодушевлением – Лидии Червинской. Потом добавить, что стихи вдохновителя «парижской ноты», Георгия Адамовича, сильнее, нежели произведения тех, кто шел за ним следом. И сразу помянуть Георгия Иванова, поэта, перекрывшего всю «ноту», но, тем не менее, ей внутренне близкого. А далее идет уже вовсе непохожее ни на какие ответы, что-то подобное линиям, прочерченным по воздуху указательным пальцем: контур намечен, но рисунка нет. Да, что-то сродное было у многих. Ирина Кнорринг с «дневниковыми» стихами. Новый звук у позднего Корвин-Пиотровского. Что-то можно уловить и у Владимира Смоленского, и у Юрия Терапиано. И – одно из самых ярких послевоенных имен: Игорь Чиннов. Он сам себя причислил к «ноте». И вот тут-то, после решительного «да, это так!», мы снова погружаемся в поток вопросов, уже иного свойства. «Парижская нота» – детище Петербурга. И пронзительный звук лирики Георгия Иванова, и заклинательный пафос критической прозы Георгия Адамовича – это Петербург, восставший на Парижских камнях. Жизнь в изгнании, но рядом с призраком величественной российской столицы. Как у того же Адамовича в стихах:
Взвивается над Елисейской Аркой Адмиралтейства вечная игла...
И то, что самый преданный приверженец «парижской ноты», Анатолий Штейгер, никогда Петербурга не видел, дела не меняет: он жил с памятью о незримом прошлом, настойчиво расспрашивал о легендарной столице у старших, на парижских улицах дышал петербургским воздухом. Рижанин Чиннов, в детстве успевший лишь мельком увидеть рязанщину и южную Россию, до войны не знал ни Петербурга, ни русского Парижа. «...хотелось, чтобы поэзия стремилась вверх, как готический шпиль, истончилась бы до высокого сияющего острия – чтобы свершилось мировое чудо – а затем пусть, как молния, поэзия исчезнет». – Когда Чиннов писал эти строки об ушедшем из жизни Георгии Адамовиче, он произнес свое определение «парижской ноты». Шпиль и синева. В этих образах есть точность формулы. Словцо «готический» – уже уводит в сторону. «Адмиралтейства вечная игла» – вот поэтический «символ веры» Адамовича. Но Ленинград-Петербург (как, впрочем, и Москву) Чиннов воочию увидел уже глубоким стариком и, в сущности, «профессором из Америки». «Парижская нота» Адамовича вошла в него не золоченой адмиралтейской иглой, а зеленоватым острием рижского костела. «Верной твердынею Православья врезан Исакий в вышине...» – для Чиннова, православного человека, эти гумилевские стихи – мир, существующий лишь в поэзии. Свою твердыню Чиннов обрел не в образах Петербурга, но в русской культуре и в счастливых беседах с Георгием Ивановым, наезжавшим в Ригу в довоенные годы. Даже когда в тридцатые первые стихи Чиннова появились в парижских «Числах», среди эмигрантов он все-равно провинциал, т.е. обреченный не успевать. С первым сборником «Монолог» (1950) Чиннов, действительно, опоздал... И – вовремя. Довоенный «полушепот» Штейгера, с его вкрадчивым пианиссимо, во время советско-финской войны перешел в надсадный некрасовский гул («Снова вой: – Не уходи, болезный, вечный вопль российских деревень...»). В «1939»-м (название стихотворения намеренно знаковое) ожесточилась и лирика Лидии Червинской. Чиннов, пройдя через Вторую мировую, сумел удержать «ноту», когда она перестала звучать и в Париже. И довел ее строгую аскетику до невозможного:
Порой замрет, сожмется сердце, И мысли – те же все и те: О черной яме, «мирной смерти», О темноте и немоте.
И странно: смутный, тайный признак – Какой-то луч, какой-то звук – Нездешней, невозможной жизни Почти улавливаешь вдруг...
После многомиллионной человеческой мясорубки – не ужаснуться, не закричать, а заговорить «о темноте и немоте» тихим и ясным голосом. Это и было настоящее рождение поэта, которое всегда вопреки, всегда наперекор. Человек всегда кричит «не своим голосом», поэтому поэт не может родиться из крика. А голос тихий, но свой – может приблизить к совершенству:
Неужели не стоило Нам рождаться на свет, Где судьба нам устроила Этот смутный рассвет,
Где в синеющем инее Эта сетка ветвей – Словно тонкие линии На ладони твоей,
Где дорожка прибрежная, Описав полукруг, Словно линия нежная Жизни – кончилась вдруг,
И полоска попутная – Слабый след на реке – Словно линия смутная Счастья – там, вдалеке...
В лирике Чиннова было «скупое и чистое мастерство» (Георгий Адамович), искусство «неразрывного единства звука, ритма и смысла» (Владимир Вейдле). Не было только пути. И здесь его снова поддержало спасительное опоздание. Его «ломка голоса» началась, когда поэту было далеко за пятьдесят:
– «Лошади впадают в Каспийское море»... – «Я проживаю в мире инфузорий»... – «Он Иванов, Петров или Семенов. В туманный вечер он бежит в аптеку. Но кто он? Общежитие молекул, Колония протонов и нейтронов»...
Объяснение такому «стилистическому пируэту» может быть самое банальное, как, в сущности, стремилась к банальности, как последней «поэтической метафизике» и «парижская нота». «...“Аппаратˮ при мне – за десять тысяч франков берусь в неделю написать точно такие же «Розы», – пошутил однажды по поводу давнего ошеломительного успеха своего сборника Георгий Иванов. И тут же по его усмешечке пробежал холодок жестокого знания. – Но, как говорил один Василеостровский немец, влюбленный в Василеостровскую же панельную девочку “мозно, мозно только нельзяˮ...» Поэт может писать «циклами» – т.е. дополнить «вторыми» стихотворениями то, что не вобрало в себя «первое». Но он не должен повторяться. И если цикл разрастется до чрезмерности, судьба поэта незавидна: так задушил и себя, и свою поэтическую репутацию Константин Бальмонт, так «издержали» себя не только малосильный Надсон, но и более полнокровный Фофанов, и задиристый Брюсов, и более чем одаренный Игорь Северянин. Да и Сологуба спасла только лишь «тайная метафизика» его многописания: обреченность постоянно заклинать своим словом «мировую безлепицу». Если преодолевать «парижскую ноту», с ее стремлением к крайнему аскетизму, к простоте словаря, к отказу от педали, то самый простой путь был бы «назад»: допустить «футуристический выверт», «сногсшибательную» образность, интонационное форте и прочие «эстрадные» штуки. Как было не сорваться в это безотрадное «поэтическое жульничество» (выражение, любимое Адамовичем), в неправоту? Чиннов шагнул не в сторону «эстрады», он двинулся в абсурд, в новоявленное «обэриутство». Но сделал лишь полшага, и главное – сохранил звук, волшебный тенор, который вдохнул новый смысл в «мировую бессмыслицу»:
О, Планида-Судьба, поминдальничай, Полимонничай, поапельсинничай, Чтоб душа пожила не страдалицей, Пожила бы душа именинницей...
Пуститься «по терниям», знать срывы, провалы, ушибы, боль, и все это в годы преклонные – немыслимо, если не «противозаконно». Чиннов двинулся «от мудрости к юности» вопреки всяким законам. И быть может потому – был не только поэтический путь, но были и озарения. И – новая простота. Вплоть до последних дней:
Мы уйдем, не давая отчета Никому, не спросясь никого. Превратятся тоска и забота В своеволие и торжество.
Станет музыкой тусклая скука, Даже злоба прославит Творца! От высокого, чистого звука Ледяные смягчатся сердца.
И в пятнистой игре светотени Под каштанами старых аллей Эмигрантской толпой привидений Доберемся до русских полей.
Две вороны да иней на крыше, Воздух осени в роще горчит, И на кладбище пение тише Под сереющей тучей звучит.
1998 |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |