Заказать третий номер








Просмотров: 0
27 февраля 2021 года

  

               *  *  *

       Глобальность задачи, поставленной Кузнецовым, вероятно, не может иметь однозначного решения: ибо поэт взялся стихом, организованным в поэмы, осмыслить путь Христа, истолковать самое значимое событие в истории человечества.

        Само пребывания сознания в этом силовом поле есть область риска: можно уйти так далеко, что возвращение станет условным.

        Тем не менее, толкование Юрием Кузнецовым величия огненных столпов событийной силы изначально окрашено собственным участием в грандиозной мистерии: в чём нет ничего предосудительного: каждый задумывающийся в определённой степени становится частью вселенского явления и вселенской катастрофы распятия.

 

       Памятью детства навеяна эта поэма.
       Встань и сияй надо мною, звезда Вифлеема!
       Знаменьем крестным окстил я бумагу. Пора!
       Бездна прозрачна. Нечистые, прочь от пера!

 

       Нечистых, разумеется, много: о! в нашей жизни они повсюду: хоть в бизнесе, жадно готовом прибрать к рукам всё, не должное ему принадлежать, хоть в поэзии, где количество пустых экспериментаторов и шутов гороховых, объявленных маяками, чрезмерно.

       Прозрачная словесная ткань поэмы словно наброшена на события двухтысячелетней давности, восстанавливаемые кропотливо, и с тою любовью, что не удаётся усомниться: для поэта путь Христа - тема тем.

 

       Мы словно вступаем с поэтом в недра Вифлеемские, чтобы кожей сердца – или сердцевиной души – почувствовать огонь и весть времён:

 

       Час Назарета склонился в почтенной печали.
       Помер старейшина — плотнику гроб заказали.
       Только Иосиф лесину во двор заволок,
       Ангел явился и молвил: — Исход недалёк! —
       Плотник с бревном, дева с милостью — так и бежали.
       Груди Марии, как в мареве горы, дрожали.
       И наконец под звезду Вифлеема вошли,
       Но в Вифлееме приюта нигде не нашли.

 

       Кузнецов сознательно, вероятно, избегает сложной метафорики, следя за течением прозрачности повествовательного стиха; он уходит от ярких эпитетов, чтобы не застили сути, и пользуется только простыми, как работа плотника, рифмами.

Он концентрируется на главном: духовной силе Христа.

        Он точно провидит: для нас, сегодняшних, важно то, что мы можем применить к себе: из арсенала Христовых речений и притч, из образов, данных его жизнью.

        …вместе с тем – это, что и понятно, очень русский Христос, словно путь его совершался в пределах родной нам, мучительно живший все века земли, и колыбельная, какую напевает мать, именно от русских колыбельных: над зыбкой младенца:

 

       Солнце село за горою,
       Мгла объяла всё кругом.
       Спи спокойно. Бог с тобою.
       Не тревожься ни о ком.
       Я о вере, о надежде,
       О любви тебе спою.
       Солнце встанет, как и прежде.
       Баю-баюшки-баю.

 

       И чудеса, происходящие внутри стиха, тоже слишком русские, будь то Египет, или странный странник:

 

       Ратные люди играют огнём и мечом.
       Мирное детство играет весёлым мячом.
       Дети мячом запустили в Христово оконце,
       Он поглядел и увидел, что мяч — это солнце.

 

       Тайну Христа не разгадать стихом, не просветить лучами инакой мудрости; евангельские тексты темны сквозь простоту, и подлежат многим толкованиям – часто запутывающим суть корнями ложных посылов; сердцевинный для человечества образ Христа сконцентрирован в сердце каждого поэта, и едва ли можно утверждать, что в русских сердцах он особенно горяч; но дерзновение Юрия Кузнецова – давшего мощный свод, идущий и от древнего, не ветшающего «Слова…», и от былин-старин, и от старообрядческой традиции – завораживает, как поражает многое в отдельных частях поэмы; как удивляет повествовательная её стройность – без провисаний, лакун, словесных срывов и оскользов; и, думается, справедливая оценка поэм – дело далёкого будущего, которое должно отличаться от сегодняшнего мелкого, иссуетившегося времени, где Христос и деньги-комфорт-карьера давно - искусно и искусственно – подвергнуты дьявольской

рокировке...

 

           *  *  *

       Юрий Кузнецов рассматривал реальность через две призмы: лирического взрыва и метафизического осмысления; и надрывные, криком рвущие пространство стихи об отце, не исключают момента постижения всеобщей тайны: зачем всё так устроено?

 

       Что на могиле мне твоей сказать?
       Что не имел ты права умирать?
       Оставил нас одних на целом свете,
       Взгляни на мать - она сплошной рубец.
       Такую рану видит даже ветер,
       На эту боль нет старости, отец!

 

       И мать, обращённая в рубец боли, и боль, не имеющая возможности постареть, - реалии, учитывая их мощь,  чуть ли не от ветхозаветного словаря – как знать, может быть, и давшего возможность существовать мировой поэзии…

        И ярый крик, завершающий стихотворение, обрывается холодной пустотой… За какой вдруг мерцает метафизически: неправда! Именно отец принёс счастье: жить.

       Поскольку жизнь есть столь щедрый дар, что оправдывает все лихолетья, муки, горести, и существование стихов, совершенно исполненных и вибрирующих многими смыслами, подтверждает это.

        А вот отец – идущий через минное поле солдат; идущий, живой, целостный, невредимый, превращающийся в следующий миг в дым…

 

       Шёл отец, шёл отец невредим
       Через минное поле.
       Превратился в клубящийся дым —
       Ни могилы, ни боли.

 

       Вероятно, тема отцовства основополагающая в мире; без неё и мир бы не состоялся, но многие завихрения боли и мысли, связанные с этой темой, делают её не столь простой и ясной, как хотелось бы…

        Желание расшифровать свои корни равносильно попытке понять загадку отца.

        Большие исторические катаклизмы превращают людей в заурядную плазму, оптом лишая их жизней; стихи Юрия Кузнецова о войне даны под острым углом осознание общей трагедии через частную боль.

        А не было бы боли – не было бы и победы.

 

               *  *  *

В  начале первой части своей монолитной поэмы о Христе, Кузнецов, декларируя: «Бездна прозрачна», определяет во многом сущность своего творческого метода: заглядыванье в бездну; прорыв в необычайное через волшебное собирание слов.

Всё пошатнулось, а может, идёт напролом
В рваном и вечном тумане меж злом и добром…

Туман рван в не большей степени, чем может из прорех выглянуть та или иная маска, неведомая сущность – но, если речь идёт о нечисти, то, впечатанная в строки поэта, как в смолу, едва ли она когда высунет нос из них, и уж тем более не решится на кошмарные шалости.

 Кузнецов творил свой сказ с самого начала своей поэтической биографии, понимая, сколь опасна реальность познания, и осознавая, что другой у нас нет:

 

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

 

Так завершается «Атомная сказка», ибо любое проникновение внутрь запретного чревато (для поэта в том числе), ибо любой прорыв в запредельность двойственен: будучи ступенькой прогресса, он отбирает нечто важное, обедняя душу.

 А поэзия может апеллировать только к душе, иные, вспомогательные её возможности мало интересны.

 Мелкость мухи предстаёт огромной, если учесть, как она способна задеть мистическую струну: сознанья? Или пространства?

Смертный стон разбудил тишину —
Это муха задела струну,
Если верить досужему слуху.
— Всё не то, — говорю, — и не так. —
И поймал в молодецкий кулак
Со двора залетевшую муху.

О! муха в сознанье разрастётся до символа, до существа, способного барахтаться во Млечном пути, чья огромность коррелирует с его же таинственностью; и тайна творимого Кузнецовым сказа-мифа щедро проступит словами, никогда не раскрываясь до конца.

Концентрация смысла поэзии в трёх словах блестяще дана у Кузнецова:

Серебристая трещина мысли.

Ибо только подобная трещина может объяснять суть пространства и времени, насколько вообще уместны будут объяснения.

 Каталог невероятного – вот как стоит обозначить сумму стихотворений и – тем более, поэм – Кузнецова; каталог сложный, разветвлённый, рассчитанный скорее на потомков, чем на современников, и, будучи снабжены всеми достоинствами, какими обладает поэзия, стихи его, переливаясь серебром и перлами мыслей, выстраивая собственную систему, играющую то древлерусскими яхонтами, то новозаветным алмазным блеском мощно вмещены в действительность, ныне столь равнодушную ко поэзии вообще.

     *  *  *

Думается, Юрий Кузнецов  одолел высочайший пик, создав свои евангельские поэмы, проследив путь Христа – вполне уже русского Христа – в дебрях дремучих лет: от корней жизненного, плотского начала, до финала, раскрытого в бесконечность, преображающего  мир.

Поэмы – концентрация кристаллов его поэзии, в них мерцают – иногда кажется – отдельные стихотворения, суммируясь, выстраиваясь в грандиозные панорамы…

 Но движение стихов Кузнецова было логично к этой громаде: постепенно, поэтапно…

 Так, в «Атомной сказке» тело лягушки, наименованное «царским», подвергнутое пытке-эксперименту, - словно звучит живая укоризна многим нелепицам человеческого пути.

 Мол, можно иначе, без глупой улыбки якобы познанья на «счастливом лице дурака»…

 А вот муха, врывающая в реальность, - или: взрывающая её:

Смертный стон разбудил тишину —

Это муха задела струну,

Если верить досужему слуху.

— Всё не то, — говорю, — и не так. —

И поймал в молодецкий кулак

Со двора залетевшую муху.

 

Муха – мелочь бытия: с точки зрения человека – превращается в грандиозный символ соприкосновения всего: общей сопричастности чуду, если угодно.

Или – открывает ту меру всеобщности, о которой писал старый русский философ Фёдоров:

 

Я барахталась в Млечном Пути,

Зависала в окольной сети,

Я сновала по нимбу святого,

Я по спящей царевне ползла

И из раны славянской пила...

— Повтори, — говорю, — это слово!

 

Вот так через малое просвечивает великое, неистовое, соединяющее такие противоречивые данности.

И малое, увеличенное поэтом до глобальных обобщений, причудливо играет смыслами, поражая читательское воображение.

 О, в стихах Кузнецова много величественного (часто рассмотренного через простоту момента), тут битвы звёзд и неизвестные боги, тут клубящийся поток необычных образов, и если и мелькает ретивая нечисть, то плотно она впечатана в смолу строки, или строфы, точно заговорена, не вырвется.

 Но величие лучше:

 

Битва звёзд, поединок теней

В голубых океанских глубинах.

Наливаются кровью моей

Вечный снег и следы на вершинах.

 

Но предчувствием древней беды

Я ни с кем не могу поделиться.

На мои и чужие следы

Опадают зелёные листья.

 

Листья лет мерцают в глубине таинственного поэтического повествования, слагающего в современный эпос.

 Лаборатория Юрия Кузнецова совмещалась с чудесной кузницей, из которой, пройдя проверку в лаборатории, выходили чудесные изделия стихов, лучевидно облучающие пространство тайной и величием поэтического дела поэта.

 


 
No template variable for tags was declared.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте