СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 0
14 октября 2021 года
Как сейчас помню, в сентябре 1972 года мы, студенты второго курса литфака Рязанского педагогического института, прибыли в село Затишье Рязанского района на уборку картофеля в местном колхозе. Вместе с нами приехали и первокурсники. Мое внимание (да, думаю, и не только мое) сразу привлек среднего роста, крепкого телосложения парень с шапкой русых волос на голове и светлой, слегка рыжеватой бородой. Одет он был в потертую кожаную куртку черного цвета. Через плечо у него висела солдатская фляжка. Пройдя метров пятьдесят по грядке, парень переворачивал кверху днем ведро, садился и делал из фляжки несколько глотков, после чего сладко затягивался сигаретой. «Черт возьми! – думал я, наблюдая за ним, – Не может быть, чтобы он пил какую-то простую прозаическую воду». У него, так похожего на романтического героя, во фляжке непременно должен быть какой-нибудь необыкновенный, диковинный напиток (после я узнал, что он наполнял ее разведенным спиртом или водкой). А вечерами парень завораживал нас чудесными песнями на стихи Николая Рубцова, исполняя их чуть хрипловатым голосом под аккомпанемент семиструнной гитары. Думаю, излишне говорить, как мне хотелось познакомиться с этим необыкновенным в моих глазах молодым человеком. Но он держал всех как бы на дистанции, так мне тогда казалось, и подойти к нему я не решался, а попросту, робел. Валерий Авдеев, так звали парня, выглядел бывалым, видавшим виды человеком – особенно для меня, восемнадцатилетнего юнца. На пальцах левой руки у него был выколот год рождения – 1948. Вскоре на занятии литературного кружка на литфаке я услышал в поистине в артистическом исполнении Валерия его стихи и был окончательно покорен им. Стихи были самобытные, яркие, не похожие на всё то, что я до этого читал и слушал в Рязани. Многие строки сразу запоминались:
Улетают года, как дым. Когда буду совсем седым, То кувшинкою в глубине Шевельнется детство во мне.
* * * Пороша – она хороша!
* * * Словно бог, по облаку прохожу.
* * * И услышишь, как Меж колхозных гряд капустных Топает русак.
* * * Лесные овраги, лесные овраги – То с запахом меда, то с запахом браги.
Наш декан и литературный наставник Игорь Николаевич Гаврилов в шутку читал последнюю строку по-своему: «То с запахом меда, то с запахом «Фраги». Так называлось продававшееся в Рязани болгарское вино. Валерий поступил в институт уже сложившимся поэтом со своей тематикой, со своей стилистикой, со своим образным строем, со своей интонацией. Я тогда кропал книжные вирши, «пел разлуку и печаль, и нечто, и туманну даль». Конечно же, все это не имело к поэзии никакого отношения. Слушая стихи Валерия, все больше и глубже знакомясь с его творчеством, я через некоторое время, не без его влияния, стал писать по-другому и был на седьмом небе от счастья, когда он похвалил мои новые стихи. Но я несколько забежал вперед. …Помню декабрьский вечер. Я в своей комнате в общежитии готовился к сдаче зачета по гражданской обороне. Вдруг открылась дверь, и в дверном проеме я увидел Валерия. Прямо скажу, неожиданно он пригласил меня к себе в комнату. Как потом выяснилось, у него был день рождения. Празднование его затянулось далеко за полночь. Утром я поднялся никакой. Сдавать зачет, конечно же, не пошел и, обхватив тяжелую голову руками, тупо сидел за столом. Вдруг, как и накануне, широко распахнулась дверь, и возникший на пороге Валерий жестом пригласил меня следовать за ним. Весь стол в его комнате был уставлен бутылками «Жигулевского». Мне, мучимому похмельной жаждой, этого только и надо было. Жадно опустошив бутылку-другую, я довольно быстро пришел в себя. С тех пор я стал общаться с Валерием все чаще. И чем чаще общался, тем больше и больше желал походить на него. Мне хотелось так же, как он, играть на гитаре, так же чуть хрипловатым, глуховатым голосом петь песни на стихи Рубцова, так же заходить в кафе «Театральное», и в то время, как все заказывают по стакану «Портвейна», заказывать сразу пятьсот грамм. А выпив и закусив всего лишь одной конфетой, твердой походкой выходить на улицу, беспечно посвистывая на ходу. Вскоре Валерий научил меня бренчать на гитаре и вручил книжку Рубцова «Звезда полей». По ночам, закрывшись в Красном уголке студенческого общежития, я разучивал так полюбившиеся мне рубцовские песни. Надо сказать, что Валерий был и сам незаурядным сочинителем песен. Они мне очень нравились. Я переписывал слова в тетрадь и тоже старательно разучивал и его песни на гитаре. А когда приезжал в родной поселок на каникулы, то вооружался гитарой и, подражая Валерию, с хрипотцой в голосе, самозабвенно распевал их в своем дворе и даже пользовался некоторым успехом. …После того, как меня выставил за дверь, изгнал из областного Бюро пропаганды художественной литературы заведующий, непонятный литфункционер Рябинкин, и никто не вступился за меня, я уехал из любимой Рязани, в сущности подвергнутый, воспользуюсь этим древним словом, остракизму. Уехал, как оказалось впоследствии, навсегда. До глубины души огорченный, я, как ни странно, ни на кого обиды не держал. Я понимал, что случилось мое изгнание потому, что никто не видел в ту пору во мне перспектив литератора, за исключением разве что одного А.И. Сенина, о котором я раньше рассказал. Наша последняя встреча с Валерием Авдеевым произошла в Москве, где я в то время работал в издательстве «Современник». Он позвонил мне на работу и предложил встретиться. Мы уже долгое время не виделись, – так что я с радостью согласился. И уже через полчаса горячо жал руки Валерию и молодому рязанскому поэту Володе Хомякову в коридоре издательства «Молодая гвардия», куда они привезли рукописи своих стихов. Пить за встречу прямо в коридоре было не с руки. И мы ничтоже сумняшеся по приставленной к стене металлической лестнице взобрались на чердак. Недолго думая, Валерий накатил мне граненый стакан водки, и я, как в далекие рязанские времена, лихо опустошил его. А то, что произошло дальше, не понятно мне и по сей день. Валерий повернулся к Володе Хомякову и, махнув рукой, пренебрежительно произнес: «А, так же пьет», – словно встретился со мной лишь затем, чтобы узнать, как я пью. Да и прозвучало сказанное примерно так: «Как был пьянью, так и остался». Не дав мне ничего сказать в ответ, он выпил сам, повернулся уже ко мне и после небольшой паузы менторски проговорил: «Пришли мне письмо. Я посмотрю, как ты пишешь», подчеркивая свое неоспоримое превосходство надо мной. Зачем? Еще в Рязани он прекрасно знал, как я пишу, как знал хорошо и то, что я всегда смотрел на него снизу вверх. Он был для меня поэтом, у которого я учился слагать стихи. Он был для меня предметом для подражания. Он был для меня, не побоюсь произнести это слово, кумиром. А кончилось все вообще прескверно. Ускользнув от милиционера, мы кое-как добрались до места, где жил земляк Валерия - молодой священник из Сынтула. Там Валерий с Владимиром намеревались заночевать. Я, мертвецки пьяный, тоже робко заикнулся о ночлеге, так как на дворе стояла темь, хоть глаз коли, и доехать до дома было в моем состоянии проблематично. Но Валерий решительно выставил меня за дверь, ничего не объяснив. Как я добрался до своего жилья почти через всю Москву, не помню. Больше мы с Валерием никогда не виделись. Да и, наверное, к лучшему. Как бы мы посмотрели друг другу в глаза после всего случившегося, не представляю. Что тогда произошло с Валерием? Какая муха его укусила? За что он устроил мне выволочку? – ума не приложу. …Как-то, приехав на родину, я слушал по областному радио литературную передачу. Голос ведущего сообщил: «А сейчас прозвучат стихи одного из лучших рязанских поэтов Валерия Авдеева». Я был одновременно и обрадован, и огорчен. Да, Валерий Авдеев, несомненно, один из лучших поэтов рязанской земли. Мне это было ясно уже в наши студенческие годы. Но я тогда верил еще и в то, что Валерий будет со временем известен на всю нашу огромную советскую страну. Почему этого не произошло, почему этого не случилось, я не знаю и объяснить себе тоже не могу. Ведь у Валерия было все: и несомненный талант, и мастерство, и яркая самобытность. Хорошо помню, как студентки литфака были без ума от Вознесенского. А я повторял Валерию, уверенный в своей юношеской правоте: «Валера, ты гораздо самобытнее стихослагателя Вознесенского!» Повторись все сначала, я, не минуты не колеблясь, сказал бы то же самое. О Валерии Авдееве я вспоминаю, пожалуй, чаще, чем о других рязанских поэтах. А если и забуду, то мне напоминает о нем мой сосед в Ухолове, который каждый раз при встрече, широко улыбаясь, затягивает:
Ах, гастроном, гастроном, моя больница, Иду лечиться я в гастроном.
Это строки из песни Валерия, которую я частенько пел на скамье возле нашего дома теплыми летними вечерами в годы молодости. …Считаю необходимым рассказать еще вот о чем. Пил я уже в студенческие годы довольно много. И с каждым годом все больше. Происходило это на глазах Валерия. И он на очередной мой день рождения подарил мне сборник стихов Н. Старшинова с дарственной надписью – просьбой: «Серега! Не пей ради бога». Но я уже неудержимо катился по наклонной плоскости. Меня за пьянку выгнали из общежития. Ночевал я тогда, где придется, и пил, не переставая. И Валера однажды сказал мне, как бы извиняясь: «А ведь это я тебя споил!» Но он не прав. Спиться мне было написано на роду по причине моего имени. Я почти полностью скопировал жизнь Сергея Есенина. Мой отец, безгранично влюбленный в Есенина, назвал меня в честь любимого поэта Сергеем. И надо же было такому случиться, что я начал сочинять стихи, хотя ничего подобного есенинским, конечно, не написал. Зато в пьянстве по всем статьям превзошел своего великого тезку. И допился до того, что в конце концов у меня начались тяжелые, продолжительные депрессии, и врачи мне поставили тот же диагноз, что был поставлен когда-то и Есенину: биполярное аффективное расстройство. Так что, посоветовал бы родителям, которые пожелают назвать своего ребенка в честь кого-либо из великих, крепко подумать, прежде чем сделать это. У меня же все сложилось печально: из стен института я вышел не только дипломированным специалистом, но и законченным алкоголиком. …И в заключение о сатирическо-юмористическом стихотворении, в свое время наделавшем много шума и вызвавшем брожение умов и настоящую бурю, пусть и, как говорится, в стакане воды. Рязанские поэты, остроумно, метко и смешно охарактеризованные в нем, вычисляли предполагаемого автора, но тщетно. И, в конце концов, согласились с мнением, которое выразил Алексей Андреевич Корнеев: «Происки евреев. Жидовня, жидовня». Ни в коей мере не считаю себя провидцем, но, прочитав стихотворение, я сразу же предположил, а чуть позже и определил, кто его автор. Льва узнают по когтям – по набору версификационных приемов, используемых в стихотворении, по манере письма, по четкой отделке стиха, по звучным рифмам я безошибочно установил, что автор громкого, как бы сейчас сказали, резонансного опуса – мой любимый Валера Авдеев. И прямо заявил ему об этом. Он упал, как подкошенный, передо мной на колени: «Умоляю, не говори никому, меня съедят». Это был период нашего самого тесного общения с ним. Никогда ни раньше, ни позже Валерий так тепло не относился ко мне. И когда я прочитал стихотворение, подумал и отметил для себя, что резко и даже едко характеризуя всех без исключения рязанских поэтов, автор мягко, не очень жестко написал обо мне, пощадил. Так мог поступить только Валера, подумал я. Не в последнюю очередь и это соображение тоже помогло мне в определении авторства хлесткого, не оставившего никого равнодушным, стихотворения, о котором вспоминают в Рязани и по сей день. Привожу его далее таким, каким оно мне запомнилось. Строки-характеристики Б. Шишаева, В. Кудряшова и В. Филатова, к сожалению, не сохранились в моей памяти, изгладились из нее. Помню лишь, что В. Филатов назван в стихотворении «рыжим финном». А для тех, кто будет возможно, недоумевать, почему, Валерий дает пояснение, обыгрывая слова «финн» и «финка».
Это, братцы, всем в новинку. Скажут: ерунда. Но зачем в кармане финку Носит он тогда?
Тут надо еще отметить и то, что В. Филатов в свое время побывал «у Хозяина» и, действительно, носил в кармане красивую наборную финку. Про Шишаева же в стихотворении замечено, что он не русский, а «видимо, каряк». А теперь пора и привести читателям нашумевшее стихотворение.
Обеднел и бледен цветом Русский наш Парнас: Нет в Рязани ни поэта Русского у нас.
Вот Архипов русский разве? Ведь со всех сторон Он – грузин Архипеадзе – Не Архипов он.
А едва надвинет феску, Будешь удивлен: Он – румын Архипенеску – Не Архипов он.
Толя Сенин, вечно пьяный, Все про Русь, про синь. Но клянусь, Моше Даяна Он побочный сын.
Алексей* молитвы тянет За Святую Русь. Только он – израильтянин, Утверждать берусь.
Женя Маркин, не робея, Просит два гроша. Он – индус. Он из Бомбея – Вылитый раджа.
Семин, братцы, догадались? – Немец он, друзья. Все кричит: я юбер аллес, Юбер аллес я!
Русский разве лишь Сережа. Но, в конце концов, Он – метис, смотри по роже, Этот Агальцов. * Корнеев
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |