СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 946
17 октября 2013 года
Поэзия подобна Вселенной. Сначала она растет, стремительно расширяясь. Пишущий жадно пускает в расход все: собственные биографию и географию; классическое искусство, предлагающее набор готовых образов и настроений; искусство современников, вызывающее горячее желание поспорить, попятить, бескорыстно восхититься (у кого как). Потом вселенная начинает сжиматься: материал выбраковывается, сеет поэт через мелкое сито опыта свою судьбу, оставляя только крупное, основное. То, без чего не обойтись. То, с чем и в пир, и в мир можно выйти и не прогадать. Книга Максима Лаврентьева «Основное», недавно выпущенная энтузиастами из газеты «Литературная Россия» (тираж 1000 экземпляров, по нынешним временам для поэтической книжки – не самый маленький), – как раз иллюстрация такого подхода к поэзии. В ней, как в космической капсуле «Вояджера», посланной за пределы Солнечной системы, собрано все самое для поэта дорогое и важное: стихи за последние семь-восемь лет, маленькие поэмы, свод статей, посвященных теме эсхатологии в творчестве русских поэтов «Поэзия и смерть», а завершает книгу подборка удивительно живых, ироничных интервью. «Основное» – не первая, но, пожалуй, самая представительная книга поэта. Если вы до этого никогда не читали Лаврентьева, сможете сразу все наверстать, прочтя только ее. Разумеется, «Основное» понравится не всем, любящим в поэзии «модное»: у Лаврентьева нет показной искренности Верочки Полозковой, эротического надрыва Дмитрия Воденникова, грубоватого водевиля Андрея Родионова, жеманной хитрости Веры Павловой и филологической агонии Данилы Давыдова. Нет ностальгического камлания Тимура Кибирова и сводящего скулы классицизма Алексея Цветкова и Олега Чухонцева. Лаврентьев в душной тесноте современных направлений, школ и просто дружеских поэтических компаний стоит отдельно и одиноко. Похожий только на самого себя и от того раздражающий привыкших к более простым поэтическим стратегиям современности: не «фармазон» ли? О чем написано «Основное»? О Москве – родном для автора городе, в котором он родился и вырос, в котором живет до сих пор. О праве следовать призванию поэта, выторгованном у жизни ценой многих проб, лишений и ошибок. О боге, один из ликов которого с легким сарказмом размещен на переплете: Шива танцует внутри шины (рифма, как видите, возникает уже на обложке) с надписью «Godhead. All season» (где Godhead – вместо бренда Goodyear). Наконец, «Основное» – о самих принципах поэзии, как их понимает Лаврентьев. Из книги вычитывается своеобразный кодекс чести современного поэта, который я рискну составить из цитат: «Гореть в аду, корпеть в поту –/ все это надобно поэту,/ чтоб никогда не быть по ту,/ а, как ни глянь, всегда по эту./ По эту сторону любви,/ ее гласящего закона/ о том, что все миры – твои/ и все, что здесь, – тебе знакомо…» (из «маленькой» поэмы «Стена» 2011 года). Или вот еще о роли поэта: «Со своей любовницей-весной/ выхожу гулять под небом серым –/ неизвестный маленький связной/ между Богом и вот этим сквером». И еще одна цитата: «Все, чего ты боишься, брат,/ можно смело в расчет не брать./ Если хочешь, давай обсудим./ Но один безусловный пункт:/ должен сердцем ты выбрать Путь,/ многим кажущийся абсурдным…» От такого наивного, но захватывающего дух максимализма (ну какой поэт сегодня, скажите, станет «корпеть в поту» ради пары удачных строк?) Лаврентьева, признаюсь, в первый раз становится не по себе. Как можно в век торжествующего сарказма и имитаций, в век «Доктора Хауса» «сердцем выбрать Путь» или мнить себя «связным между Богом» и всем остальным миром? В каком колодце сидит Максим Лаврентьев, чтобы из него так хорошо и четко видеть бога и слышать его диктанты? Перечитывая стихи поэта, начинаешь, однако, потихоньку понимать, что наивность в данном случае – обманчива, и Лаврентьев не так прост, как кажется. Однажды Андрей Битов сказал мне: «Деточка, пока все на школьном завтраке тянутся за булочкой, возьми мандарин, он точно будет твой». Так и в случае Лаврентьева: пока его современники наперебой реализуют причудливые поэтические стратегии, чтобы эпоха их заметила (кто-то, например, становится геем, кто-то – священником, – чего только не сделаешь ради самопиара), автор «Основного» движется классическим путем, окольным и тихим: он просто пишет. Не заискивая перед сильными мира сего (у Лаврентьева нет и – при таком отношении к литтусовке это, кажется, предмет его бравады, – не будет ни одной громкой поэтической премии), не подстраиваясь под конъюнктуру и по-прежнему понимая поэзию в очень древнем, местами даже архаичном смысле, наделяя ее силой заклинания (ведь когда-то, очень давно, судя по мифам и легендам, поэзия могла даже останавливать кровь у раненного в бою!). И получается интересный феномен: на фоне кучи «особенного» «основное» выделяется, становится заметным, оно начинает раздражать и вызывать зависть (зайдите на страничку Лаврентьева в Facebook, вы сами все сразу поймете). Значит, Лаврентьев взял-таки свой мандарин. И оказался прав. Юлия Качалкина, "Независимая газета" |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва