Просмотров: 684
…там, в глубине каменных пещер-коммуналок, на площадках вершилось священнодейство – свистели на разные голоса, пылали дивными цветами золотые кухонные идолы, раз и навсегда утверждённые на изогнутых чёрных треногах в очерченных мелом квадратах – разъярённые примуса. Даже заходить туда было страшновато, в эти сырые подъезды 50-х, – с расколотыми ступеньками, с громадными, мерцающими из темных углов котами...
Запахи пелёнок, развешенных на перилах, опрелость суконной ветоши, брошенной у дверей вместо ковриков, мешались с запахами еды, керосина. Да и ступить на саму площадку, было небезопасно. Ведь там готовилась Еда!
Запросто можно попасть под горячую руку шаманящих над кастрюлями.
Военная голодуха еще сидела в людях – еда священна, как и место её приготовления.
Примостившись на каменных ступеньках у шатучих перил, я мог сидеть здесь часами. Манил сюда не чужой кусок, своего как-никак хватало. Манило зрелище сверкающих огней, блеска и свиста туго накачиваемых примусов. Забыв обо всем, смотрел я, как огонь, рвущийся из конфорки, страстно впивался в днище кастрюли, поначалу стоически молчащей, но постепенно начинающей жалобно роптать, возмущаться, и, наконец, – закипать.
Это было зрелище первого порядка!
Хотя были в нашем дворе и другие, вполне достойные внимания.
Взять хотя бы этого – «Точуножиножницы» – регулярно навещавшего наш двор, как и все окрестные дворы.
На ритуальный зазыв высыпали из подъездов дети, взрослые, домохозяйки – кто с чем. В колюще-режущих дефицита не ощущалось. Любо-дорого было посмотреть как налегал плечом, всем корпусом раскачивал точильщик при помощи педалей и приводных ремней свою чудо-машину с вылетающими из-под шершавых кругов снопами то беленьких тонко-жалящих, то пышно-оранжевых искр.
Вот они опять схлестнулись в единоборстве с металлом, и опять – как всегда – одолевают его! Но точильщик, бесстрастный демиург с суровым лицом, ловко поворачивает лезвие, и вот уже укладывает его на новый, более ласковый круг. Но и тот хищно нападает на металл, подъедая тончайший слой стальной кожицы.
Металл раскален и сильно шипит, когда точильщик окунает его в воду. Теперь можно продемонстрировать качество и блеск, «пробуя» лезвие на своем пожелтевшем ногте, виртуозным движением сняв с него почти волосяную спиральку.
И только потом вручается владельцу неузнаваемое – «новенькое» – орудие труда.
Закончив работу, точильщик ослабляет ремни, укладывает защитные очки в суконную блузу и, закинув станок на плечи, уплывает в серенький денёк. И голос его
всё дальше и глуше растворяется в чужих кварталах:
«Точуножино-о-жницы-и...»
Читать рассказ далее...
|