Заказать третий номер








Просмотров: 0

Олег  Всеволодович Стрижак. В современной литературе – имя «для немногих». Не добавили известности и премии, слишком уж он, – характером своим, – «непримиальный». Мало о нем знали при жизни, не так много можно было услышать из последних откликов.

…Дмитрий Набоков считал Стрижака последователем отца. Прозвучала даже фраза: «Если вы хотите понять Петербург, вам надо читать Достоевского, Белого и Стрижака». Высказывание сына знаменитого писателя можно было отнести к тому роду фраз, которые ценители не столько слышали, сколько бы желали услышать. Но Дмитрий Владимирович был, несомненно, человек со вкусом. Он мог это сказать. И если говорить о прозе второй половины ХХ века, то самый дух Петербурга, живое мерцание этого особенного воздуха, – ощутимо именно у Стрижака.

Вряд ли автор романа «Мальчик» следует за Набоковым. Скорее – некогда «пережил» в себе Бунина, но все равно стал ни на кого не похожим. Длинные, с многочисленными запятыми фразы Стрижака – никак не набоковские и не бунинские. Но и не толстовские. И не прустовские (с «Поисками утраченного времени» роман Стрижака тоже сравнивали). Своя ностальгия, своя – и потому столь завораживающая – интонация.

…«Уже много лет в Литинституте им. Горького в Москве учат писать на прозе Стрижака». – Не знаю, кто ещё пытался у нас обратить на него самое пристальное внимание. На семинарах по современной литературе, где  разбирая «новомодных» авторов студенты всегда находили какие-то изъяны (иногда – и не «какие-то», но очевидные), я давал кусочек из «Мальчика». В приложении к первой части романа был отрывок «Случай в туземной бухте». Я вырезал из него то, что могло читаться как самостоятельная «малая проза»: школьник сочиняет детский рассказ «про пиратов». Давать характеристики этой прозе смешно: и юмор живой, неподдельный, и точность слова, доведенная до совершенства, и, конечно, неповторимый звук… И когда девчонки и мальчишки это прочитывали, то не нужно было объяснять, почему этот рассказ я им давал, почему это – настоящее. И они вдруг начинали понимать, что «всеизвестность» и подлинность – разные категории, что большой художник может жить «неузнанным». Иногда я и вправду прибавлял: один из немногих современных (совсем современных) авторов...

Читать далее...