СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 0
27 сентября 2017 года
Олег Всеволодович Стрижак. В современной литературе – имя «для немногих». Не добавили известности и премии, слишком уж он, – характером своим, – «непримиальный». Мало о нем знали при жизни, не так много можно было услышать из последних откликов. …Дмитрий Набоков считал Стрижака последователем отца. Прозвучала даже фраза: «Если вы хотите понять Петербург, вам надо читать Достоевского, Белого и Стрижака». Высказывание сына знаменитого писателя можно было отнести к тому роду фраз, которые ценители не столько слышали, сколько бы желали услышать. Но Дмитрий Владимирович был, несомненно, человек со вкусом. Он мог это сказать. И если говорить о прозе второй половины ХХ века, то самый дух Петербурга, живое мерцание этого особенного воздуха, – ощутимо именно у Стрижака. Вряд ли автор романа «Мальчик» следует за Набоковым. Скорее – некогда «пережил» в себе Бунина, но все равно стал ни на кого не похожим. Длинные, с многочисленными запятыми фразы Стрижака – никак не набоковские и не бунинские. Но и не толстовские. И не прустовские (с «Поисками утраченного времени» роман Стрижака тоже сравнивали). Своя ностальгия, своя – и потому столь завораживающая – интонация. …«Уже много лет в Литинституте им. Горького в Москве учат писать на прозе Стрижака». – Не знаю, кто ещё пытался у нас обратить на него самое пристальное внимание. На семинарах по современной литературе, где разбирая «новомодных» авторов студенты всегда находили какие-то изъяны (иногда – и не «какие-то», но очевидные), я давал кусочек из «Мальчика». В приложении к первой части романа был отрывок «Случай в туземной бухте». Я вырезал из него то, что могло читаться как самостоятельная «малая проза»: школьник сочиняет детский рассказ «про пиратов». Давать характеристики этой прозе смешно: и юмор живой, неподдельный, и точность слова, доведенная до совершенства, и, конечно, неповторимый звук… И когда девчонки и мальчишки это прочитывали, то не нужно было объяснять, почему этот рассказ я им давал, почему это – настоящее. И они вдруг начинали понимать, что «всеизвестность» и подлинность – разные категории, что большой художник может жить «неузнанным». Иногда я и вправду прибавлял: один из немногих современных (совсем современных) авторов, у которых можно многому научиться. Сомнение, что роман когда-нибудь будет закончен, рождалось уже при первом чтении, в 1993-м. Слишком сложна была задача: написать произведение, которое вбирает в себя собственные варианты. Изобразить «писательство» изнутри – задача непосильная и для самых «вседержительных» талантов. Когда стали видны экскурсы Олега Стрижака в русскую историю, историю Петербурга, историю революции, сомнения почти перестали быть сомнениями. Приходит тот возраст, когда писателю становится неинтересным «своё». Когда он ощущает то, что больше его собственной судьбы: силу провидения, своеобразное художество в причудливых и страшных «узорах» исторических эпох. Да, не закончил главный свой роман. Не успел завершить исторические «прозрения». А читать стоит – и ранее написанную «Долгую навигацию», и «Cекреты балтийского подплава», и «Варианты», где он пытается проникнуть во времена исторических потрясений Санкт-Петербурга, включая его «ленинградский» век. Пожалуй, и то, что он написал в стихотворной форме, хотя, конечно, Стрижак – прозаик. Один из последних подлинных русских прозаиков. И его «Мальчик» ещё будет долго читаться и перечитываться.
От редакции: Олег Стрижак автор романа «Мальчик. Роман в воспоминаниях, роман о любви, петербургский роман в шести каналах и реках», документального исследования о Великой Отечественной войне на Балтике «Секреты Балтийского подплава» и поэтических сборников «К незнакомке» и «Удары жезла в дверь». Его роман «Мальчик...» вышел в 1993 году и сразу завоевал признание читателей. За эту книгу Олега Стрижака наградили премией Литературного Салона в Бордо. Произведение номинировали на престижную премию «Медичи». |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |