Заказать третий номер








Просмотров: 1695
22 января 2012 года

 Что такое поэзия? Некая тайна, прекрасная жестокость или жестокая красота жизни, когда мы говорим вдруг о чём-то: «в этом есть поэзия», интрига этой красоты, раскрывающейся перед нами подобно цветку или что-то, уже созданное человеком по своему образу и подобию и не выходящее за пределы нашей культуры?

Можно ли считать, что поэзия во втором, узком смысле, та, что использует «лучшие слова в лучшем порядке», «выше» и благороднее той, откуда она берёт свой исток и семена для произрастания? Или о прямой связи внутренней тайны и поэтического высказывания говорить не приходится вовсе?

Чтоб как-то очертить контур этой проблемы, а заодно пригласить к размышлению, я решил столкнуть между собой два совершенно разных, даже противоположных суждения на предложенную тему: одно из них принадлежит пушкиноведу, автору книг о Пушкине и Мандельштаме Ирине Сурат, а другое – выдающемуся современному поэту Марии Степановой.

Итак, вот что пишет Ирина Сурат в своей статье об одном  из пушкинских стихотворений, опубликованной в 4-ом номере «Нового мира» за 2006 год: «мы исходим из того, что поэзия – не занятие, а форма бытия. Поэт проживает свою жизнь в слове, слово и есть его реальность, подлинные события происходят с ним в стихах. Или не происходят – тогда мы имеем дело со словесным упражнением, с игрой, имеющей законные основания на периферии любого творчества». Понятно, что Сурат говорит о поэзии в узком смысле слова, и если это так, то такая позиция предполагает растворение автора в собственном творении, ведь «подлинные события происходят с ним в стихах», и  преображение существования в бытие, в нечто роковое и неотменимое именно в такой поэзии.

Далее Сурат сравнивает стихотворение с деревом, кроной и ответвлениями его мы любуемся, именно здесь мы находим праздник преображения биографических фактов в полные лирической значимости и пронзительности слова; легко догадаться, что роль зерна, из которого дерево произросло, отводится находящейся за скобками действительности.

Но вот суждение Марии Степановой (причём взгляд Степановой оказывается близким современной поэзии, её поискам в большей своей массе), обозначенное её в переписке с критиком Александром Тимофеевским: « Для меня стихи – сообщение (отправленное автором самому себе в первую очередь), прививка нового опыта, который может и, видимо, должен отличаться от наших представлений о самой сути поэтического. Чего бы мы ни ждали от поэзии – её прямая задача стать чем-то другим – нежданным и непрошенным. Оказаться не шёпотом, не песней, а логико-философским трактатом, например, или судебным протоколом. Травмировать, раздражать, вызывать недоумение, неприятие, скуку, не только волновать сердце, но и мучить».

О взаимоотношениях стихов и читателя Степанова рассуждает так: «Я свято верю как раз, что стихи не больше своего читателя – хотя бы потому, что они жить без него не могут и готовы ждать десятилетиями, пока не найдут его. Но верно и то, что стихи – побочный продукт того (внутреннего, закрытого и никому из посторонних не важного), что происходит по жизни с их автором и что ставит любого человека неизмеримо выше любых, своих и чужих стихов. Хотя бы потому, что по ряду причин у каждого из нас куда больше надежды на спасение, и воскресение, и жизнь вечную – чем у стихов, самых лучших, самых небесных».

Итак, для Степановой стихотворение – уже не спокойно растущее дерево, а беспокойный сигнал, послание, взывающее как раз к той действительности, которую Ирина Сурат предпочитает выводить за скобки стихотворения, считая её лишь поводом для подлинного события стихотворения, не более. Соответственно, и причинно-следственная связь меняется: для Степановой следствие стихотворного сигнала – надежда на личное спасение и автора, и читателя. 

Это точка зрения, благодаря которой мы видим принципиально «необразцовое», принципиально смиренное и ученическое по отношению к поэзии в широком смысле, поэзии, благоухающей в окружающем мире, искусство, воплощенное в технике стиха. Благодаря которой искусство в целом видится ослепительной, гениальной неудачей, приносящей тем, кто в ней участвует, одновременно разочарование в техническом воплощении чуда и личную надежду на то, что даже слабый, беспомощный сигнал будет услышан.

 

 

 


 
No template variable for tags was declared.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Вс января 22, 2012, 14:51:12

Алексей, мне показалось, что Мария Степанова в приведенной вами цитате имеет в виду иное. В её высказывании базовым, на мой взгляд, является "человек больше стихов", и у него самого по себе гораздо больше шансов на спасение, чем у "беспомощного сигнала" (стихов), который он подаёт... Так мне "расшифровалось".
А вам самому какая позиция ближе, к чему испытываете больше доверия?
Алексей Чипига

Таганрог
Комментарий
Дата : Вс января 22, 2012, 20:54:52

Лариса, я вижу поэзию в качестве проводника, полномочия которого заканчиваются, как только она доводит нас до пункта нашего назначения в будущем.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пн января 23, 2012, 02:40:54

Очень строгий, Леш, у тебя подход... Зато и... придающий поэзии неразменную ценность.
Последняя правка: января 23, 2012, 02:41:55 пользователем Екатерина Злобина  
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пт января 27, 2012, 12:20:56

Сложный вопрос. Даже не знаю. Мне кажется, что талантливый поэт, писатель, художник "больше своих стихов", поскольку для него творческая реальность - это часть его реальности, то есть для него творчество - это процесс в большей мере осознанный, чем не осознанный. А если говорить о гении, то, пожалуй, он сам меньше своих стихов, поскольку поэзия идет как бы не от него, а через него. Его назначение в будущем уже предопределено, если талантливый человек может писать, а может и не писать - вопрос его свободы воли, то гений в принципе не может не писать. Он рожден для того, чтобы что-то внести новое в искусство, его жизнь является как бы "заложником искусства". А человек талантливый может отречься от своего таланта по каким-либо причинам. Он как бы всегда на распутье находится: то ли искусству служить, то ли плюнуть и жить обычной жизнью. Если талант можно в себе убить, поскольку ты сильнее своего таланта, то гениальность сильнее тебя. Мне так думается.
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Пт января 27, 2012, 16:03:02

Подмечено верно о гениальности, поскольку этот феномен проявляется вопреки внешнему миру, а талант, напротив, находится в полной гармонии с миром. Люди - талантливы, априори. И талант проявляется только в "питательной среде", т. е. в соответствующем окружении. На эту тему вспоминается анекдот: попал человек на небо и просит покажите мне самого знаменитого полководца всех времён и народов, ему и показывают такого. Человек, видя, кого ему показали, восклицает: "Это же сапожник с соседней улицы!" А ему и говорят: "Это и есть самый талантливый полководец всех времён и народов, просто ему не удалось применить талант..."
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Сб января 28, 2012, 00:44:59

"для Степановой стихотворение – уже не спокойно растущее дерево, а беспокойный сигнал, послание, взывающее как раз к той действительности, которую Ирина Сурат предпочитает выводить за скобки стихотворения"...
Да простят меня поклонники Степановой, но мне показалось, что рановато ее записали в ряд "выдающихся поэтов современности". Читая ее стихи, как ни стараюсь, не могу почувствовать вообще никакой "действительности". А "беспокойство" вызывает только плохое владение русским языком... И потом, если для нее стихотворение - "побочный продукт того, что происходит по жизни с автором", то чем это отличается от "находящейся за скобками действительности" Ирины Сурат? В чем дилемма-то, если и "продукт" - "побочный", и "действительность" "за скобками"?
Алексей Чипига

Таганрог
Комментарий
Дата : Сб января 28, 2012, 12:39:16

Тем, что стихотворение в первом случае видится важнее происходящего по жизни и вообще поглощает автора и его судьбу, а во втором -оказывается слабым отблеском переживаний, которые не дано воплотить. Проводником, ведущим к чему-то более прекрасному, чем он сам. Самоценность и вечное знание своей недостаточности.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Сб января 28, 2012, 16:37:33

Как-то все эти определения сложноустроены до размывания смысла, а может быть, я разленилась думать.
У меня к поэзии и поэтам всегда было отношение... ну это почти как в монастырь уйти. И стихи, получается, - разновидность молитв. Даже те, которые сегодня принято назвать "социальными", или те, которые относят к "перечислениям через запятую ни о чём". Кто знает, может, стихи и есть - одни из самых сильных охранительных "молитв", и по ним, пока пишутся - мир-то и не рушится, стоит...
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вс января 29, 2012, 15:49:25

Алексею: А я по-другому это вижу. Дилемма в том, что уважаемая мною Ирина Сурат говорит о произведениях, которые прожиты и пропущены автором через нутро, через душу. А с другой стороны мы видим оправдание "творчества", на которое у "поэтов" нет ни сил, ни таланта. Навыковыривать из "действительности" и потом наконструировать из этого можно целый вагон "стихов", заполонить ими весь Интернет и, глядишь, доверчивый читатель решит, что ты "выдающийся". Так делается "карьера". Бог с ним бы, с читателем... Но то, что талантливые молодые поэты, начитавшись подобного "искусства", начинают писать дурные стихи, это проблема...
Последняя правка: января 29, 2012, 19:28:22 пользователем Наталья Баева  
Алексей Чипига

Таганрог
Комментарий
Дата : Пн января 30, 2012, 23:06:22

И ещё, Наташа, дело в том, что пропустить через себя можно и очень дурные чувства и стихи. Я знаю многих хороших людей и дурных стихоплётов, совместивших две эти ипостаси, которые пишут вполне искренно. Переживания гаснут, когда превращаются в слова, но эти слова указывают на человека, на то, что за ним.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пн января 30, 2012, 23:50:35

Кажется, я поняла наконец...
Для человека процесс творения стихов - даже если они только "продукт" - благотворен в любом случае, а вот для стихов как одного из высших проявлений человеческой мысли и духа, - собственный "источник" - поэт - может быть опасен))))
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пн января 30, 2012, 23:55:36

Увы, нет предела как совершенству, так и наоборот...
Андрей Самарин

Феодосия
Комментарий
Дата : Пн января 30, 2012, 23:58:30

А что вощбще доказывалось в статье?)))основной тезис не нашел,хотя вывод вроде вижу.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте