СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1695
22 января 2012 года
Что такое поэзия? Некая тайна, прекрасная жестокость или жестокая красота жизни, когда мы говорим вдруг о чём-то: «в этом есть поэзия», интрига этой красоты, раскрывающейся перед нами подобно цветку или что-то, уже созданное человеком по своему образу и подобию и не выходящее за пределы нашей культуры? Можно ли считать, что поэзия во втором, узком смысле, та, что использует «лучшие слова в лучшем порядке», «выше» и благороднее той, откуда она берёт свой исток и семена для произрастания? Или о прямой связи внутренней тайны и поэтического высказывания говорить не приходится вовсе? Чтоб как-то очертить контур этой проблемы, а заодно пригласить к размышлению, я решил столкнуть между собой два совершенно разных, даже противоположных суждения на предложенную тему: одно из них принадлежит пушкиноведу, автору книг о Пушкине и Мандельштаме Ирине Сурат, а другое – выдающемуся современному поэту Марии Степановой. Итак, вот что пишет Ирина Сурат в своей статье об одном из пушкинских стихотворений, опубликованной в 4-ом номере «Нового мира» за 2006 год: «мы исходим из того, что поэзия – не занятие, а форма бытия. Поэт проживает свою жизнь в слове, слово и есть его реальность, подлинные события происходят с ним в стихах. Или не происходят – тогда мы имеем дело со словесным упражнением, с игрой, имеющей законные основания на периферии любого творчества». Понятно, что Сурат говорит о поэзии в узком смысле слова, и если это так, то такая позиция предполагает растворение автора в собственном творении, ведь «подлинные события происходят с ним в стихах», и преображение существования в бытие, в нечто роковое и неотменимое именно в такой поэзии. Далее Сурат сравнивает стихотворение с деревом, кроной и ответвлениями его мы любуемся, именно здесь мы находим праздник преображения биографических фактов в полные лирической значимости и пронзительности слова; легко догадаться, что роль зерна, из которого дерево произросло, отводится находящейся за скобками действительности. Но вот суждение Марии Степановой (причём взгляд Степановой оказывается близким современной поэзии, её поискам в большей своей массе), обозначенное её в переписке с критиком Александром Тимофеевским: « Для меня стихи – сообщение (отправленное автором самому себе в первую очередь), прививка нового опыта, который может и, видимо, должен отличаться от наших представлений о самой сути поэтического. Чего бы мы ни ждали от поэзии – её прямая задача стать чем-то другим – нежданным и непрошенным. Оказаться не шёпотом, не песней, а логико-философским трактатом, например, или судебным протоколом. Травмировать, раздражать, вызывать недоумение, неприятие, скуку, не только волновать сердце, но и мучить». О взаимоотношениях стихов и читателя Степанова рассуждает так: «Я свято верю как раз, что стихи не больше своего читателя – хотя бы потому, что они жить без него не могут и готовы ждать десятилетиями, пока не найдут его. Но верно и то, что стихи – побочный продукт того (внутреннего, закрытого и никому из посторонних не важного), что происходит по жизни с их автором и что ставит любого человека неизмеримо выше любых, своих и чужих стихов. Хотя бы потому, что по ряду причин у каждого из нас куда больше надежды на спасение, и воскресение, и жизнь вечную – чем у стихов, самых лучших, самых небесных». Итак, для Степановой стихотворение – уже не спокойно растущее дерево, а беспокойный сигнал, послание, взывающее как раз к той действительности, которую Ирина Сурат предпочитает выводить за скобки стихотворения, считая её лишь поводом для подлинного события стихотворения, не более. Соответственно, и причинно-следственная связь меняется: для Степановой следствие стихотворного сигнала – надежда на личное спасение и автора, и читателя. Это точка зрения, благодаря которой мы видим принципиально «необразцовое», принципиально смиренное и ученическое по отношению к поэзии в широком смысле, поэзии, благоухающей в окружающем мире, искусство, воплощенное в технике стиха. Благодаря которой искусство в целом видится ослепительной, гениальной неудачей, приносящей тем, кто в ней участвует, одновременно разочарование в техническом воплощении чуда и личную надежду на то, что даже слабый, беспомощный сигнал будет услышан.
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва