Просмотров: 1619
Порой удивительно находить в окружающих тебя современниках
черты персонажей, прославленных на портретах старины, быть может, вовсе никогда не существовавших, изобретённых
некогда фантазией неведомого автора и имеющих странную власть над умами и
душами людей самых разных эпох. Знакомое чувство, не правда ли?
Присмотришься
повнимательней – и невольно подмечаешь у своего собеседника интонацию и жесты –
кого бы вы думали? – именно, именно, там же всё, как в той документальной
хронике, как на той знаменитой гравюре, а вы ещё говорите «непохож», и так
далее и тому подобное. Словно Промысел настойчиво использовал одни и те же
материалы для «изготовления» совсем разных людей, не в первый раз указывая
нечто ускользающее и важное не столько для них, сколько для нас в сгустке
увлекательных различий. Но если так дело обстоит с действительностью, что же
можно сказать о литературе?
А ей сам бог велел заимствовать сюжеты и персонажей, вбирать
тени великих мифологем, ведь литература, как понял ещё Платон, не что иное, как
отражение отражения.
Вот, например, в романе Достоевского «Подросток» есть крайне
занимательное, хотя и эпизодическое, лицо – входящий в «свиту» мошенника и давнего
товарища главного героя по учёбе Ламберта молодой Тришатов. В романе он предстаёт юным трепетным
мальчиком, застенчивым обожателем своих фантазий (что роднит его, кстати, с
главным героем – «подростком» Долгоруким), не чуждающимся дурной компании и,
по-видимому, тёмных дел («О, мы искренно хотим быть честными, уверяю вас, но
только мы всё откладываем», - признаётся он). В Тришатове угадывается милое
сочетание ранящей читателя обречённости на «гроба тайны роковые» и чуть ли не
легкомысленной ранимости, игры душевными нюансами, этакая моцартовская нотка
чистой лучезарности, озаряющей трагедию.
Так вот, мне Тришатов напоминал
давнего знакомого из совсем другой истории (подозреваю, такое чувство бывает у
любого опытного читателя художественной литературы), но кого и о чём была та,
другая история, иначе говоря, кем Тришатов являлся в своей прошлой жизни?..
Читать эссе полностью
илл. Эдвард Бёрн-Джонс
|