СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 2207
23 сентября 2011 года
Сначала он написал о ночном негасимом кораблике Александровского сада, потом о полёте ястреба над американским континентом. Одно стихотворение написано на родине в 1961-ом, другое – в Америке в 75-ом. Главные герои обоих – и кораблик, и ястреб – передвигаются по воздуху, цель их движения неясна, но зато ракурс их путешествия позволяет взглянуть, в итоге, на мир с авторской точки зрения. Точно так же голос движется по направлению к слушателю, рыдающий голос (каким было чтение Бродского) – по направлению к немому сочувствию, а жизнь – по направлению к смерти. Именно так ищущий ищет искомое, как сказал бы, наверно, Хайдеггер. Ну а что если искомое не отвечает взаимностью? Тогда голос бредёт и спотыкается, как слепой, отчаявшись достичь цели, рыдание становится самозабвенным, а жизнь пока ещё тщетно, но всё с большим основанием по мере своей возмужалости спешит к небытию или инобытию, как к своему разрешению. Но можно сделать и «остановку в пустыне», чтоб оглянуться назад и почувствовать роковую инерцию существования. Остановку, создающую муку и суть человека, осознанную его судьбу среди немого вещного мира. Ещё в «Большой элегии Джону Донну» среди невыносимого единства и монолитности спящих вещей смеет подать голос лишь душа поэта, обращаясь к которой, Бродский задаёт, по всей видимости, роковой для себя вопрос: «ведь если можно с кем-то жизнь делить, то кто же с нами нашу смерть разделит?» Разделить действительно нечему из того «списка», какой оглашён в «Элегии», это порочный мучительный для наблюдателя спящий круг, выходя из него, речь обретает способность движения к цели, но оказывается подвешенной в невесомости. Везде идёт гипнотический снег и невозможно отличить добро от зла, которые спят друг у друга в объятиях. Но всё же надо попытаться сделать усилие различить контуры сквозь снегопад, отыскать у них взаимности на своё рыдание, понимая, что на них устремлён уже прощальный взгляд того, кто идёт к своей разгадке. Вот этот-то контраст – необходимости стремительного движения к концу (что его знаменитые анжанбеманы, как не нетерпеливое «переверни страницу»?) и острой вокзальной тревоги пополам с имперским сарказмом – создаёт грандиозный прощальный портрет, «ниоткуда с любовью», каким, думается, и является поэзия Иосифа Бродского. Насколько отчётлив этот портрет? Разве это не силуэт, намёк на ускользающие черты человека, посылающего вам «безымянный прощальный привет» из стран, где ему суждено маяться, распугивая ящериц в зарослях чаппараля (стихи поэта всегда щедры на прорисовку деталей объективного мира, порой доходящую до абсурда, в противоположность интригующему инкогнито их героя)? Томас Венцлова, конечно, прав, говоря о «совершенном никто, человеке в плаще», как о главном герое стихов Бродского. Но этот совершенный никто пытается отстоять свою ничейную личность у забвения, хотя оно его манит, как головокружение (не потому ли он так любил затопленную Венецию?), и силы, очевидно, неравны. Стихотворение Бродского подобно внезапно появившемуся испугавшемуся, но тут же совладавшему с собой лицу в толпе, отчаянно пытающемуся оглянуться назад, на каком бы большом расстоянии его взгляд не находился от объекта внимания. Можно даже сказать, что Бродский создал новый миф о «вечном возвращении», на сей раз недостижимом. И как раз недостижимость эта составляет немалую долю обаяния этого мифа. Сам поэт говорил, что из знаков препинания особой нелюбовью у него пользуется точка. Всё правильно: ведь что может быть слаще длящейся разлуки – жизни? И если мысль удаляется как разжалованная прислуга, что может быть прекрасней непрерывного, как кажется, напряжения её ухода?
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва