СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 2485
13 апреля 2014 года
КРЫМСКИМИ ДОРОГАМИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО
Первый раз Владимир Семёнович Высоцкий приехал в Крым в июле 1961 года. Было ему тогда 23. Приехал он в Севастополь для участия в съёмках фильма Ф. Миронера «Увольнение на берег». Это один из первых фильмов с его участием. В нём он играл влюблённого матроса Петра, которого наказали — не пустили в увольнение. А он так хотел увидеться с любимой девушкой!.. Из воспоминаний В. Высоцкого: «Этот фильм мы снимали на крейсере «Кутузов», флагмане Черноморского флота. Снимали в Севастополе. Я жил там целый месяц. Спал в кубрике, учился драить палубу. Мы снимали наказание, поэтому мне надо было научиться драить палубу и ещё кое-что погрязнее». Первые песни — «Татуировка» и «Красное, зелёное...» — Высоцкий написал в Крыму во время съёмок этой картины. Первая запись Владимира Высоцкого на магнитофон тоже проходила в Севастополе в июле 1961 года. Это был гостиничный номер, в котором жила семья друзей — Л. и И. Кочаряны. В 1965 году Владимир Высоцкий сыграл в кино свою первую значительную роль — танкиста Володю в киноленте В. Турова «Я родом из детства» («Беларусьфильм»). Съёмки в основном проходили в Белоруссии, но когда наступили холода, пришлось переехать в Ялту. Из документов студии следует, что в Ялте съёмочная группа была с 26 ноября 1965 г. по 4 февраля 1966 г. Излюбленный вид отдыха Владимира — путешествия на кораблях по Чёрному морю. Как рассказывает А. Назаренко, бывший капитан теплоходов «Аджария» и «Шота Руставели», Высоцкий совершал эти поездки ежегодно, начиная с 1968 года, — первые два года на «Аджарии», потом на «Шота Руставели». Кроме того, Высоцкий, как минимум, дважды — в 1970 и 1973 годах — плавал на «Грузии», которой командовал его друг А. Гарагуля, а в 1971 году совершил поездку по знакомому маршруту на теплоходе «Крым». Знаменит снимавшийся в Крыму фильм Е. Карелова с участием Высоцкого «Служили два товарища». Съемки фильма проходили в крепости Арбат, которая расположена в начале Арабатской стрелки и в фильме «играла роль» перекопских укреплений. В фильме на ней базировались войска барона Врангеля, и здесь же снимался их штурм красноармейцами. Также здесь снимали сцену, когда поручик Брусенцов (Владимир Высоцкий) стреляет в Андрея Некрасова (Олег Янковский). Кадры отплытия последнего парохода из Крыма снимались в Севастополе. Крымчанину интересно не только видеть в фильме знакомые виды, но и слышать знакомые названия: Севастополь, Джанкой, Перекоп, Ишунь. Командир полка (Анатолий Папанов), показывая на карте укрепления белогвардейцев на Перекопе, говорит: «Что такое Крым во всероссийском масштабе? Так — кое-что, пупочка. Вот я её ладошкой прикрыл и нет её на виду. Но так может рассуждать совсем глупый дурак».
Другой фильм с участием Высоцкого «Плохой хороший человек» («Ленфильм», 1973, режиссёр И. Хейфиц) — трагическая мелодрама по повести А. П. Чехова «Дуэль». Картина снималась в Евпатории и Ялте. Зрителям запомнился эпизод, когда герой Высоцкого фон Корен делал зарядку с гантелями на берегу моря. Этот эпизод снимался неподалеку от Евпатории, на пляже близ памятника евпаторийскому десанту. Здесь же, рядом с небольшим причалом, расположенным у памятника, были построены декорации приморского кабачка. Как-то раз от причала отошёл небольшой прогулочный теплоход. Уходя от берега, он немного «забирал» в сторону съемочной группы. Внезапно над тихим сияющим морем загремел голос Высоцкого… Оказалось, что на судне, узнав о его присутствии на берегу, на всю катушку врубили трансляцию любимых народом песен. Съемочная группа невольно замерла. Высыпавшие на палубу пассажиры всматривались в берег, пытаясь разглядеть фигуру певца. Они размахивали руками, приветствуя его. А затем теплоход дал три протяжных гудка, салютуя Высоцкому. До сих пор сдержанный, тот улыбнулся и помахал рукой уходящему с его песнями кораблю. Во время съёмок в Евпатории Высоцкий написал знаменитую песню «Чёрные бушлаты», посвящённую евпаторийскому десанту. В последний день съёмок в Евпатории, когда вся киногруппа готовилась уезжать через Симферополь, местные рыбаки принесли Высоцкому три ящика копчёной кефали и поставили их у его ног: «Это вам!» На что Высоцкий ответил: «Да что вы?! Да куда мне столько?!». Затем повернулся к съёмочной группе: «Ладно, ребята, забирайте, я тоже попробую». В течение последующих полутора месяцев вся группа ела рыбу и никак не могла с ней справиться! Несколько кадров фильма отсняли в Ялте на берегу моря, в фильме хорошо виден мыс Ай-Тодор. В Ялте Высоцкий жил в гостинице «Ореанда» и заходил в подвальчик отеля, где располагался неплохой бар, а вечерами гулял по набережной. Фильм «Белый взрыв» также снят в Крыму. Съёмочная группа жила в Алуште. Эпизод с участием Высоцкого был неподалеку от Ангарского перевала, через который проходит шоссе Алушта — Симферополь. Именно тогда Владимир Высоцкий завернул от Малого Маяка к известным многим санаторию «Утёс» и турбазе «Карабах». По воспоминаниям консультанта картины и друга Высоцкого Леонида Елисеева, съёмки проходили правее Ангарского перевала, под склонами горы Эльх-кая (Кудрявая Марья) — на повороте туристкой тропы, идущей от Ангарского перевала к Демерджи, и лесной автодороги из посёлка Лаванда на яйлу. Пешеходные туристы хорошо знают это место: от него начинается подъём по дороге вдоль горы Пахкал-кая (Лысый Иван) к Северной Демерджи, поляне МАН и т. д. Напротив этого места стоит старый бук, сожжённый молнией. Леонид Елисеев вспоминал: «С первых дней работа в Крыму вошла в норму. Скалы были обработаны и очищены от камней скалолазами, которые готовились здесь к первенству Союза. Работать оказалось намного легче и безопасней, чем на Кавказе. В один из дней совершенно неожиданно для меня в Алуште появились Володя Высоцкий и Марина Влади. Как выяснилось, они гостили на теплоходе «Грузия» у капитана, а потом решили заехать к нам. Назавтра во второй половине дня мы вчетвером поехали на пляж недалеко от Алушты. Володя сказал, что хочет молока. Остановились у лотка, и я взял две литровые бутылки. На пляже оказалось не так много купающихся. Володя и Марина на пляже пробыли три часа… Один из натурных объектов, где снимались эвакуация населения и медсанбат, располагался неподалеку от перевала, через который проходит дорога Алушта — Симферополь. Немного правее, перед началом скального пояса, находится дорога, ведущая от старого селения к фруктовым садам. Здесь решено было отснять эпизод на командном пункте батальона. Утро предвещало хороший день. Все участвующие в съёмке были уже в пути. Мы вчетвером выехали немного позже. Слава, обернувшись к Марине, рассказывал о местах, которые мы проезжали. Дорогу к перевалу я знал хорошо, и мы доехали до места съёмок. Пока готовили актёров, я немного отрихтовал крыло, а потом пришёл на съёмочную площадку. Меня поразило, как правдиво, легко, уверенно работал Высоцкий». В Алуште Высоцкий пробыл еще несколько дней. В.Логвинов, работавший бригадиром осветителей на картине С. Говорухина «Белый взрыв»: «Высоцкий приехал к нам в Крым с Мариной Влади. Мы взяли прогулочный катер и объездили весь Крымский полуостров. Были и в Форосе». В 1976 году Высоцкий давал гастроли в Севастополе. История той поездки в рассказе администратора В. Гольдмана: «Я вылетел в Москву, встретился с Высоцким и, не получив ещё его согласия на выступления, решил рискнуть: позвонил в Севастополь и заказал афиши. Риск оправдался, Высоцкий согласился выступать. В Севастополе все билеты были проданы в течение полутора часов, ведь на афише красовалось имя Высоцкого!» Преподаватель школы № 14 Людмила Григорьевна Тихонова абсолютно точно помнит то утро, когда ей позвонила близкая подруга и закричала: «Люся, бросай всё, идём на Высоцкого!» Пел Высоцкий вживую, без фонограммы. В Симферополе с большим концертом Высоцкий выступал в механизированной колонне №63 на ГРЭСе. В октябре 1976 года Высоцкий снова приехал в Крым. Режиссёр С. Говорухин снимал на Одесской киностудии фильм «Ветер надежды», к которому Высоцкий писал песни. В фильме звучат пять из шести этих песен, да ещё и переработанный вариант песни «Но вот исчезла дрожь в руках...», написанной для фильма «Белый взрыв». Говорухин использовал песни Высоцкого и в других фильмах (например, в знаменитой «Вертикали»). Песни для «Ветра надежды» записывались с оркестром на Ялтинской киностудии (в то время — Ялтинском филиале Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького).
Наталья Гук |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |