СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 0
08 ноября 2017 года
О презентации моей книги "СССР - самый счастливый советский ребенок" на Книжном салоне в Париже (Русский Центр на Бранли)
Ко мне подошел француз после моего рассказа и сказал: "Я знаю только одного современного русского писателя - Солженицына. Ваша книга о детстве в той же стране?" И понял я, что плетью обуха не перешибешь. Можно рассказывать об успехах фигурного катания, русском балете, космической эре, открытой советскими космонавтами. О лучших хоккеистах, о фильмах-шедеврах, созданных в советское время. Это будет только сочувствие - вот уж бедные...если бы не старались, попали бы в Гулаг. Все из-под палки - всё. Открытия науки, самая читающая страна в мире - все от безнадеги. То, что намертво вцементировано в мозги - цементом и останется. Но французы празднуют свой День взятия Бастилии, мы день Революции обойдем молчанием. Ну наши светлолицые попрыгают немного на костях, побрызжут слюной. А все потому, что французская революция - осталась кровавой до конца. Из нее ничего не выросло. А русский эксперимент - кровавый и ужасный - все-таки дал всходы. Доказал, что можно построить не только социальное государство, но и мощное справедливое государство. Где детские мультики были добрыми, фильмы - честными и справедливыми, пенсии - на которые можно не только прожить, образование - великолепным. И детей можно было спокойно выпускать гулять во двор. И не беспокоиться о взрослой дочери в вечернее время. И...и.. много таких и. Которые всяко перевешивают сто сортов синтетической колбасы и мюзиклы с полуголыми девицами и геями… Поэтому и бесит до зеленых соплей это время - СССР. Потому что понимают - эту идею - о справедливости, равенстве и братстве - не похоронишь. Вернется зелеными ростками. Уже исправленной - на прошлых ошибках. И даже не красными флагами, с серпами и молотами, а ИДЕЕЙ. Так что, я НИКОГДА не покривлю душой. В СССР я был счастлив. Хотя и бунтовал, и диссидентствовал... И ведь Президент Путин был абсолютно прав, когда сказал, что самая страшная ошибка - это когда эту идею внедряли с кровью, с ненавистью. К ней, этой идее - можно прийти эволюционно. Дай Бог, если идем в этом направлении. А почему я написал книгу о советском детстве? Потому что не выношу вранья и охаивания. Поток клеветы уже давно превратился в стоячее гнусное болото - с домыслами и откровенными выдумками. Один борец с "советами" даже выдвинул теорию, что пионерские лагеря прикрывали военные гарнизоны. Поэтому он мучился, ожидая мучительный конец жертвы под бомбами. Это - в середине 70-х. В Париже я был тридцать лет назад. Тогда замирал от восторга. И от красоты города, и от жизни напоказ свободных и успешных французов. Тогда хотелось "увидеть Париж - и умереть..." Сейчас это желание несколько ослабело. Увидеть еще раз хотелось. Умирать - вряд ли. Разве что - от огорчения. Итак, небольшие парижские заметки.
О книжном салоне Это, как оказалось, бастион России в чуждом мире. Нет, не французов. А "макронов", которые пришли к власти и исполняют чью-то чужую волю. Если бы не золотые - чудесного тонированного цвета купола, заподозрить, что здесь, на набережной Бранли, в двухстах метрах от Эйфелевой башни русский Храм - сложно. Это сооружение (по-другому сказать трудно) напоминает саркофаг. Как будто бинтами обмотали куб, в который заточили наш беломраморный Храм. Хотя, это так и есть. Грешить на современное искусство вряд ли стоит. Это - компромисс. Предыстория такова. Был куплен участок за 180 млн евро на набережной Бранли. Рядом с Эйфелевой башней. В 2012 году. Для строительства Православного Храма Покрова Богородицы и рядом с ней культурного центра. Казалось бы - а что тут такого? Но президент Олланд очень напрягся. Православие, да еще российское, в центре Парижа? Первый проект испанского архитектора был зарублен тут же - не хватало еще тут разных православных храмов. Бюрократия парижская начала ставить палки. В результате разрешено было построить некий уродец, который и храмом-то назвать сложно - бинтованное здание с какими-то вавилонскими орнаментами. Нашим деваться было некуда. Согласились. В результате оказалось, что самое красивое - невероятное - это купола матового благородного золота. Их отстояли тем, что согласились на бинты. В октябре 2016 года его торжественно открыли. И Центр тоже. Книжный салон - практически первый. Интерес - огромный. Народ подходил и подходил. Эмигранты прошлых лет, нынешние эмигранты, которые никак не порвут пуповину с бывшей Родиной, потому как по этой именно пуповине к ним текут деньги, на которые они и пытаются жить во Франции. Кто-то сытно получает бюджетные деньги, как бывшая, например, супруга пресс-секретаря Пескова. Она курирует еще один парижский Русский культурный центр. Уж как курирует - неизвестно. Но и мелкие группы наших бывших соотечественников ожидали приезда именитого гостя - господина Сеславинского, руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Алкали бюджетных денег - на организованные экскурсии, банкеты, издательства и тому подобное. Французские издательства не остались в стороне - они уже частично освоили деньги на издание русскоязычных писателей - и на классику, и на современных российских писателей Виктора Ерофеева, Людмилы Улицкой. Виктора Ерофеева принимали тепло и пышно, с личной пресс-конференцией в демонстрационном зале. Это же понятно - гордость России, певец национальных ценностей. Вот небольшая выдержка о нем: "...Завоевать отечественного читателя этому писателю было нелегко. О России и для России пишет Виктор Ерофеев. Книги его, тем не менее, пользуются большой популярностью именно на Западе. Более десяти лет произведения Ерофеева не печатали на родине. Его называли и конънктурщиком, и создателем порногграфического чтива. Сам же писатель полагает, что читать его книги могут лишь люди, лишенные комплексов, страхов и предрассудков". Ну, какие предрассудки могут быть в Русском парижском Центре? Рядом с Храмом? Неужели его "Русская красавица"? О продажности и пакостности русских женщин? Ну, о чем вы... или книга "Русские цветы зла..." У нас же - толерантность. Насчет популярности Ерофеева в западном обществе - это несколько натянуто. Не рвутся французские издатели печатать литературу - разве что за гранты. Думаю, с грантами у писателя Ерофеева будет всё нормально.
О французских издательствах Можно сказать честно, что спада в издательствах Франции, как в наших, - нет. Потому что никогда не было больших тиражей.Но они находятся в поиске, потому что сбыт литературы - дело трудное. И даже обратились за русским опытом.Помните, книжки дореволюционного Сытина? по копейке? чтобы приучить к чтению самые обездоленные массы? Французское издательство точно так же решило приохотить французского читателя к русской классике. Получилось несколько своеобразно. Книжки оказались тоненькие и маленькие - как раз для синопсиса. Но обложки - загадочные. Я так и не понял, это в тренде тинейджеров или сами иллюстраторы - тинейджеры? Вот как видят Лермонтова - "Княгиню Лиговскую", то бишь "Княжну Мэри".
А вот так Чехова "Обычную историю". Очень актуально… Или Толстого "Дьявол". Хорош так же Бабель "Завтрак с императрицей"
О парижских загадках В Париже нет кошек, гуляющих сами по себе. Исчезли как вид. Вернее, их заставили исчезнуть. Так что кошка на крыше рядом с бравым трубочистом - это славное прошлое. Наши зоозащитники ставят это в заслугу цивилизации. "Вот. вот… у них нет бездомных животных.. потому что они такие - гуманные, толерантные… Не то что наш медвежий угол..." «Да - подтвердил знакомый француз - Франция страна закона. Хочешь - не хочешь. А хлыст серьезный - штрафы. Вот таким образом и избавились от котов, гуляющих сами по себе». Хозяин обязан ЛЮБОГО кота чипировать, завести паспорт, и кастрировать. Без кастрации - хозяин заплатит большой штраф. Если, конечно, не докажет, что занимается разведением породистых животных и регулярно платит налоги. Выпускать кота на улицу - нельзя. Он будет пойман и передан в приют. Забрать кота можно будет, заплатив большой штраф - до 2 тысяч евро, и оплатив дни проживания - по 40-50 евро в день. Если хозяин не забирает кота - ему все равно будет переведен штраф. А кот в приюте будет находиться в течение месяца. Если никому не понадобится - усыпят. Усыпляют и непроданных породистых щенят и котят. В приютах их долго не держат. Умершего домашнего кота надо хоронить на кладбище животных. За серьезную плату. И снимать с учета. Вот поэтому котов в Париже уже не увидишь, зато масса крыс свободно разгуливает у метро. И вот смотрю я на своих трех котов и Фунтика и думаю - как им свезло родиться и жить в России. И как приятно увидеть кота, гуляющего, как ему захочется. Захочет - найдет дом, не захочет - вольным останется. А эта цивилизация мне напоминает концлагерь. Пока для собак и котов. Потом и на человека опыт перекинут.
О французских балконах
Они идеально пусты и чисты. И только зеленые кусты или целые галереи цветов - буквально на каждом. Я всегда восхищался французскими балконами. А заодно и французской тягой к прекрасному.
Хотя доходило и до ностальгии - ну где? где хоть на одном балконе - старые лыжи, ненужные выварки и детские коляски, старые доски для будущего ремонта? Вот что значат европейские ценности красоты и ухоженности. Но - ларчик просто раскрывался. Объяснили. Мэрия Парижа накладывает драконовский штраф за захламленность балкона (за лыжи) на ТСЖ дома. ТСЖ - скрепя платит. Но собирает жильцов, где гневно обличает нарушителя, за которого платят законопослушные жильцы. Теперь этому жильцу трудно позавидовать. Он становится изгоем в славном стаде жильцов. Пройдут годы, но даже на его внука будут показывать пальцем и злобно шипеть: " А это вот внук того козла, за которого мы заплатили бешеный штраф за его вонючие лыжи..." Поэтому, я понял давно известную фразу - "Красота требует жертв". Это - о французских балконах.
О французских грибах
Зато продают ...черные лисички. У французов это деликатес. Для соусов. У нас же их не знают. А найдя - отпрыгивают - какой-то мутант лисичковый. Или больной гриб. Черный. Зря. Гриб чудесный. С тонким ароматом. Не для жаренки, конечно. По-умному называется вороночник рожковидный - Craterellus cornucopioides.
Об иммигрантах Вы же понимаете, что иммигранты Парижу нужны. Именно чернокожие. Они самые работящие и умные. Мы вот оборачивали в пленку сумки в аэропорту Орли. Там сидело целых две таких работницы. Регулярно к ним подходили другие работники - они нежно расцеловывались. Мы - стояли. Они нехотя заворачивали. Потом девицы стали в тупик. Я сообщил им, что нужно прорезать еще отверстие для ручек. Они забыли. А может, не знали. Долго искали запакованные ручки. Все вместе, и еще сочувствующие работники. Справились. Сообща. 14 евро. Это была премиум-услуга. Еще интереснее поведала мне историю доктор филологии, свободно говорящая по-французски. Ее приятельница - урожденная француженка - из Канады. Ныне проживает во Франции. С мужем. Она пришла продлевать вид на жительство. Там сидела дама-сомалийка. С плохим французским. Сомалийка у нее поинтересовалась, знает ли она французский язык. "А мы на каком разговариваем? я ж француженка," - ответила наша дама. Та заполняла документы. Потом она сообщила, что не может продлить ей вид на жительство, из-за незнания французского языка... Потому что она не прошла курсы языка для иммигрантов. Справки нет. Хорошо, что дама тоже не лыком шита. Нашла ее руководителя - француза. Вроде настоящего. Решили вопрос.
Об уютных парижских кафе Сегодня понял, что меня дергало, напрягало в Париже. И вовсе не орды туристов, или гнезда иммигрантов, а… скученность... Как-то моей русской душе тяжеловато сидеть рядком на стульях у маленькой кафешки и чем-то наслаждаться. Когда рядом пыхтит сигарой краснорожий фермер из Бургундии, а старушка парижская локотком вытесняет меня из своего личного пространства. Или сидеть в дорогом ресторанчике на Монпарнасе и слышать, как рядом перемалывают челюстями мясо-тартар. Или нюхать невольно чужое блюдо. Сегодня назло всем вольно расселся в кафе на Неглинной. Ближайший сосед в другом конце зала... А вот вам… А вечером в ресторан пойду. Один. Одиноким вольным московским волком… |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |