Просмотров: 0
Александр Балтин
ПАМЯТИ ВАЛЕНТИНА ГАФТА
* * *
…они уходят: блестящие мастера великой советской актёрской школы; они уходят, обедняя зрительские сердца и души, которые так обогатили своей игрой, своим присутствием в лабиринте донельзя запутанного, и такого тяжелого мира…
Вот и Гафт…
У него было много театральных ролей – бушующего темперамента, великолепной выверенности, сдержанного рисунка: ибо диапазон актёра был чрезвычайно велик…
Вот жалкий жулик городничий, тщащийся выглядеть хозяином положения; вот изощрённый Глумов из фантазий Михалкова по роману Салтыкова-Щедрина; вот благородный, с прекрасными манерами Вершинин… Долго можно перечислять.
Если эпизод – то блеск алмазной грани; если главная роль – глубина и обаяние…
…но, кажется, Гафту больше шли героические роли: сколь роскошен он был в образе Покровского из рязановского фильма «О бедном гусаре замолвите слово»!
Гафт элегантен, он обаятелен и стилен – в хорошем смысле слова; атлет и остряк, храбрец и… забияка…
Какой уж тут Фирс!
А вот поди же…
Глубина, бездна, таящаяся в человеке, обладающем гигантским даром, не подлежит исследованию: мы сталкивается только с верхушкой её, позволяющей выгранивать высокие роли.
Умён – и хитёр, как лис: эпиграммы ушли в народ, их повторяют часто, не зная автора…
Другой полюс – приспособленчество и подловатость – тоже звучат в исполнении Гафта: точно противоположности сходятся: как хорош ветеринар из «Гаража», точно утверждавший: вовремя предать – это не предать, а предвидеть…
Напрягает мускулы забавный в своей серьёзности Брассет, балующийся хозяйским шампанским, и вообще ведущий себя так, будто он и есть хозяин.
Хозяин положения.
В любой роли Гафт смотрелся именно так: он управлял ею, как хороший полководец войсками: только в их ролях выступают ум, талант, обаяние, элегантность, благородство, тонкость - блистательные качества, которыми в избытке был наделён Гафт великолепный: ушедший в бессмертие.
* * *
Едкие, точные эпиграммы Гафта, ушедшие в народ, так сильно прослаивали жизнь интеллигенции, что брезгливое отношение некоторых, якобы высоколобых к поэтическому творчеству актёров вообще, становилось постыдным.
Но – эпиграммы лишь часть поэтического материка Валентина Гафта.
Вот звучит благородное «Фуэте» - разворачиваются слои стихотворения на фоне интересного фильма, и верится, что всё начиналось именно с фуэте, что чуть ли не механизмы жизни закручены им самим...
Читать далее...
|