СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 0
12 декабря 2020 года
Александр Балтин ПАМЯТИ ВАЛЕНТИНА ГАФТА * * * …они уходят: блестящие мастера великой советской актёрской школы; они уходят, обедняя зрительские сердца и души, которые так обогатили своей игрой, своим присутствием в лабиринте донельзя запутанного, и такого тяжелого мира… Вот и Гафт… У него было много театральных ролей – бушующего темперамента, великолепной выверенности, сдержанного рисунка: ибо диапазон актёра был чрезвычайно велик… Вот жалкий жулик городничий, тщащийся выглядеть хозяином положения; вот изощрённый Глумов из фантазий Михалкова по роману Салтыкова-Щедрина; вот благородный, с прекрасными манерами Вершинин… Долго можно перечислять. Если эпизод – то блеск алмазной грани; если главная роль – глубина и обаяние… …но, кажется, Гафту больше шли героические роли: сколь роскошен он был в образе Покровского из рязановского фильма «О бедном гусаре замолвите слово»! Гафт элегантен, он обаятелен и стилен – в хорошем смысле слова; атлет и остряк, храбрец и… забияка… Какой уж тут Фирс! А вот поди же… Глубина, бездна, таящаяся в человеке, обладающем гигантским даром, не подлежит исследованию: мы сталкивается только с верхушкой её, позволяющей выгранивать высокие роли. Умён – и хитёр, как лис: эпиграммы ушли в народ, их повторяют часто, не зная автора… Другой полюс – приспособленчество и подловатость – тоже звучат в исполнении Гафта: точно противоположности сходятся: как хорош ветеринар из «Гаража», точно утверждавший: вовремя предать – это не предать, а предвидеть… Напрягает мускулы забавный в своей серьёзности Брассет, балующийся хозяйским шампанским, и вообще ведущий себя так, будто он и есть хозяин. Хозяин положения. В любой роли Гафт смотрелся именно так: он управлял ею, как хороший полководец войсками: только в их ролях выступают ум, талант, обаяние, элегантность, благородство, тонкость - блистательные качества, которыми в избытке был наделён Гафт великолепный: ушедший в бессмертие.
* * * Едкие, точные эпиграммы Гафта, ушедшие в народ, так сильно прослаивали жизнь интеллигенции, что брезгливое отношение некоторых, якобы высоколобых к поэтическому творчеству актёров вообще, становилось постыдным. Но – эпиграммы лишь часть поэтического материка Валентина Гафта. Вот звучит благородное «Фуэте» - разворачиваются слои стихотворения на фоне интересного фильма, и верится, что всё начиналось именно с фуэте, что чуть ли не механизмы жизни закручены им самим. Гафт афористичен и философичен - и вечный Гамлет, вновь возникая под пером поэта, раскрывается дополнительной близостью к многочисленным «нам»: Нет, Гамлет, мы неистребимы, А вот новогодняя повесть, превращённая в жёсткое осмысление жизни вообще, где крестовина, в которую ставят срубленное дерево, оборачивается похоронным троном: Ходили по лесу, о жизни трубили Тонко, отчасти жестоко – по отношению к реальности, очень умно. И грустно-прозаический финал стихотворения заставляет прокрутить в памяти ленты собственных новогодий, воспринимая их несколько иначе: Ах, если бы видели грустные пни, Гафт избыточно ярок: сделанного им в театре и кино хватило бы для бессмертия, но его дарованию этого оказалось мало – и он щедро выплёскивал его в стихах, растрачивая себя для людей, как роскошный июльский ливень.
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |