Заказать третий номер








Просмотров: 0
12 декабря 2020 года

                                                                                      Александр Балтин

       ПАМЯТИ ВАЛЕНТИНА ГАФТА

                        *  *  *

       …они уходят: блестящие мастера великой советской актёрской школы; они уходят, обедняя зрительские сердца и души, которые так обогатили своей игрой, своим присутствием в лабиринте донельзя запутанного, и такого тяжелого мира…

       Вот и Гафт…

       У него было много театральных ролей – бушующего темперамента, великолепной выверенности, сдержанного рисунка: ибо диапазон актёра был чрезвычайно велик…

        Вот жалкий жулик городничий, тщащийся выглядеть хозяином положения; вот изощрённый Глумов из фантазий Михалкова по роману Салтыкова-Щедрина; вот благородный, с прекрасными манерами Вершинин… Долго можно перечислять.

Если эпизод – то блеск алмазной грани; если главная роль – глубина и обаяние…

       …но, кажется, Гафту больше шли героические роли: сколь роскошен он был в образе Покровского из рязановского фильма «О бедном гусаре замолвите слово»!

       Гафт элегантен, он обаятелен и стилен – в хорошем смысле слова; атлет и остряк, храбрец и… забияка…

        Какой уж тут Фирс!

        А вот поди же…

        Глубина, бездна, таящаяся в человеке, обладающем гигантским даром, не подлежит исследованию: мы сталкивается только с верхушкой её, позволяющей выгранивать высокие роли.

        Умён – и хитёр, как лис: эпиграммы ушли в народ, их повторяют часто, не зная автора…

        Другой полюс – приспособленчество и подловатость – тоже звучат в исполнении Гафта: точно противоположности сходятся: как хорош ветеринар из «Гаража», точно утверждавший: вовремя предать – это не предать, а предвидеть…

        Напрягает мускулы забавный в своей серьёзности Брассет, балующийся хозяйским шампанским, и вообще ведущий себя так, будто он и есть хозяин.

       Хозяин положения.

       В любой роли Гафт смотрелся именно так: он управлял ею, как хороший полководец войсками: только в их ролях выступают ум, талант, обаяние, элегантность, благородство, тонкость - блистательные качества, которыми в избытке был наделён Гафт великолепный: ушедший в бессмертие.

 

 

                    *  *  *

       Едкие, точные эпиграммы Гафта, ушедшие в народ, так сильно прослаивали жизнь интеллигенции, что брезгливое отношение некоторых, якобы высоколобых к поэтическому творчеству актёров вообще, становилось постыдным.

        Но – эпиграммы лишь часть поэтического материка Валентина Гафта.

        Вот звучит благородное «Фуэте» - разворачиваются слои стихотворения на фоне интересного фильма, и верится, что всё начиналось именно с фуэте, что чуть ли не механизмы жизни закручены им самим.

        Гафт афористичен и философичен - и вечный Гамлет, вновь возникая под пером поэта, раскрывается дополнительной близостью к многочисленным «нам»:

      Нет, Гамлет, мы неистребимы,
      Пока одна у нас беда,
      Пред нами тень отцов всегда,
      А мы с тобой — как побратимы.
      Решая, как нам поступить,
      Пусть мы всегда произносили
      Сомнительное слово «или»,
      Но выбирали только «быть».

       А вот новогодняя повесть, превращённая в жёсткое осмысление жизни вообще, где крестовина, в которую ставят срубленное дерево, оборачивается похоронным троном:

       Ходили по лесу, о жизни трубили
       И елку-царицу под корень срубили,
       Потом ее вставили в крест, будто в трон,
       Устроили пышные дни похорон.
       Но не было стона и не было слез,
       Снегурочка пела, гундел Дед Мороз,
       И, за руки взявшись, веселые лица
       С утра начинали под елкой кружиться.

       Тонко, отчасти жестоко – по отношению к реальности, очень умно.

       И грустно-прозаический финал стихотворения заставляет прокрутить в памяти ленты собственных новогодий, воспринимая их несколько иначе:

       Ах, если бы видели грустные пни,
       Какие бывают счастливые дни!
       Но смолкло веселье, умолкнул оркестр,
       Для будущей елочки спрятали крест.

       Гафт избыточно ярок: сделанного им в театре и кино хватило бы для бессмертия, но его дарованию этого оказалось мало – и он щедро выплёскивал его в стихах, растрачивая себя для людей, как роскошный июльский ливень.

 

 

 

 


 
No template variable for tags was declared.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте