Заказать третий номер








Просмотров: 1329
30 сентября 2011 года

Премьер-министр Владимир Путин, выступая на съезде Российского книжного союза, поставил общенациональную задачу: повышение интереса к чтению.

«Мы долгое время были одной из самых читающих стран мира, – сказал премьер-министр. – Надо прямо сказать: есть опасность, что этот статус мы можем утратить».

Конечно, можем утратить! И даже не по собственной инициативе. Вот протоиерей Всеволод Чаплин, например, призвал проверить на пропаганду педофилии книги Владимира Набокова и Габриэля Гарсиа Маркеса.

«Если нелегальна пропаганда экстремизма, если нелегальна пропаганда некоторых человеконенавистнических идеологий вроде нацистской, почему легально пропагандируется преступная практика контактов взрослых людей с детьми и подростками?» – вопросил протоиерей Чаплин.

Очень интересно протоиерей понимает значение термина «пропаганда».

Если понимать пропаганду таким образом, то фильм «Семнадцать мгновений весны» у нас с вами пропагандирует нацистскую идеологию, а картина «Иван Грозный убивает своего сына» пропагандирует детоубийство.

В романах «Лолита» и «Сто лет одиночества» действительно рассказывается о том, что бывает секс с несовершеннолетними и инцест. Но если бы это была пропаганда, то «Лолита» не закончилась бы убийством, а род Буэндиа не прекратил бы свое существование. Эти книги как раз и показывают нам всю трагедию отношений подобного рода. И показывают очень убедительно.

А если любой рассказ об инцесте, педофилии или гомосексуализме считать пропагандой – то первая книга, которую следовало бы на этот счет проверить самым внимательным образом, называется Библия. Содомиты хотели познать ангелов? Пропаганда гомосексуализма. Лот со своими дочерьми спал? Пропаганда инцеста. Ну а Исаак вообще женился на Ревекке, когда той было три года. Педофилия как есть.

Однако же Библию в пропаганде всех этих грехов протоиерей не обвиняет. Может быть, потому, что он ее читал, а «Лолиту» и «Сто лет одиночества» – нет?

Ну правда – не мог же священник читать книги, пропагандирующие инцест и педофилию!

Значит – не читал.

Но сказать хочет.

 

Максим Кононенко, "Взгляд"

 

 
 
No template variable for tags was declared.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вс октября 02, 2011, 23:40:40

Читал. Просто если бы автор статьи внимательно прочитал или послушал Всеволода Чаплина, его иронии разыграться было бы негде. Насколько я помню, Чаплин говорил о возможном исключении этих произведений из ш к о л ь н о й п р о г р а м м ы. Есть разница? И все это в контексте того, что в России в последнее время начали активно оправдывать и даже пытаться легализовать преступную страсть к детям. Вот, например, некий М.Дерягин посвятил оправданию педофилии целую главу в своем учебнике для студентов "Криминальная сексология". ЛГБТ-сообщество открыто пропагандирует это дело. РПЦ просто уже забила тревогу. За принудительную кастрацию педофилов выступает и уполномоченный по правам ребенка Астахов. Но вот беда - против этой "негуманной меры" выступает уполномоченный по развитию гражданского общества и правам человека Валентин Гефтер. Педофилы-де должны кастрироваться только добровольно. И вся эта битва между "правами человека" и "правами ребенка" происходит на фоне разгула преступности против детей. А вот, например, в Канаде на законодательном уровне педофилия признана сексуальной ориентацией...
А что это вообще за "Взгляд" такой?
Последняя правка: октября 02, 2011, 23:41:05 пользователем Наталья Баева  
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пн октября 03, 2011, 00:28:45

Что "Лолиту" сейчас в школе изучают слышала. На вопрос одного учителя литературы "О чём этот роман?" Школьники ответили: "О любви". Как вам такой ответ? Не знаю, разъяснил ли им этот педагог, почему «Лолита» закончилась убийством. А если нет?
То что "Сто лет одиночества" сейчас в школьную программу включено я не знала. Я в двадцать с чем-то прочла. На мой взгляд, для 16-17 - рано. Потому что просто не поймут ничего, или поймут с точностью наоборот, или как сказку странную воспримут, аля Пауло Куэльо - качественной разницы не почувствуют. может, я школьников сегодняшних недооцениваю. Хотя, конечно, Интернет, порнографические сайты и т.д. и т.п. Да и читают школьники в большинстве своем сейчас мало,
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пн октября 03, 2011, 00:36:47

Не знаю, если правильно преподнести "Лолиту" - может, и нужна, главное о "Капитанской дочке", при этом, не забывать :). Сейчас школу в 18 лет заканчивают... Для 18 может и можно, естественно, не в 13-14.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пн октября 03, 2011, 00:49:09

А, все-таки, я бы лучше программным произведением поставила "Машеньку", а не "Лолиту" :).
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Пн октября 03, 2011, 14:16:39

Ирина, вы, вероятно, не очень хорошо помните "Машеньку") Там тоже присутствуют персонажи нестандартной "ориентации"!
Набоков всё-таки совсем не для детей, может быть, и можно было бы "Приглашение на казнь" предложить, но оно настолько многослойное и сложное, даже просто для чтения сложное, и без некоторых "фоновых" знаний его нельзя оценить по достоинству, будучи в детском возрасте.
Впрочем, ведь со многими классиками такая "беда"!
Но я поддерживаю Чаплина - не надо этого детям в школьном возрасте.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пн октября 03, 2011, 14:51:33

Подам слабый голос не просто за исключение из школьной программы, а за - прямой запрет на чтение чуть ли не всей классики (романов особенно) до 16 лет - как минимум. Запрет - это сегодня единственный способ заставить подростка хоть что-то прочесть. :)
Я лет в 14 спрятанного Мопассана целенаправленно искала, а "Мастера и Маргариту" прочла по рекомендации подружки, которая сообщила, сделав большие глаза, что там - "эротика". :)
Если отминусовать иронические нотки, то вопрос очень сложный и больной. А как быть - с великолепным художником Буниным, у которого в большинстве рассказов рядом с нравственностью ничего не стояло? А с приводящим к неизлечимой экзистенциальной тоске Гаршиным и так же влияющим на молодой разум Чеховым? Я уже про западных молчу... в своё время я всерьез подумала вдруг - почему не сожгли "Мадам Бовари" - это же абсолютно безбожная книга! Имени Оскара Уайльда лучше вообще не упоминать...
А что останется за "вычетом"? Даже в самых дидактичных хороших произведениях всегда найдется что-то "на грани"...
Ф.М. сейчас, если я не ошибаюсь, не очень-то причисляют к "христианским писателям". Знаете, почему? Из-за "упоения в описании грехов"... Достоевского, который меня, например, в 16 лет уязвил до того, что я сразу и на всю жизнь поняла, как НЕ НАДО поступать!
В общем, в замешательстве я...
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пн октября 03, 2011, 20:15:42

Я "Мастера и Маргариту" вообще в 11 первый раз прочитала, потому что песню по радио услышала - "Мастер и Маргарита жили в Москве былой, Мастер и Маргарита, тайна в легенде той".
Вообще, те дети, что на чтении помешаны, прочитают всё, что можно и не можно, и не тогда, когда следует. Товарищи, ну, не сказала бы я, что чтение формирует в молодой голове какие-то нравственные устои, или, наоборот, распущенность. Скорее, вкус хороший или плохой вырабатывает. Все-таки, изначально воспитывают мамы и папы,бабушки и дедушки, а не книги.
Я, может, по себе сужу. Но для меня книга в школьном возрасте была другой реальностью, в которой можно какое-то время пожить, потому что параллелей с собственной жизнью, я не могла провести. О том, что в книге - стоит задуматься, а не попробовать поступать подобно персонажам. Серьезная литература - она же не о том, что такое хорошо и что такое плохо с простой, житейской позиции.
И, в конце концов, лучше Набоков, чем бред какой-нибудь голливудский, вроде фильма "Американский пирог" или "Жестокие игры". Вот интересно: лучше быть испорченным эстетом или просто зверушкой безмозглой, которая ничего не читала: ни Достоевского, ни Набокова, а просто для интереса сначала с Лешей, потом с Васей, а потом ради эксперимента с Владимиром Михайловичем. "А почему нет, он ещё даже очень ничего в свои тридцать пять". То, что Владимира Михайловича надо за такие проделки сажать в любом случае, - я согласна. Ну значит, будут друг с дружкой - вне зоны уголовной ответственности.
И это пример не плохого или хорошего, а вообще отсутствия хоть какого-то воспитания. Про преступников - это вообще разговор особый и не совсем в тему. А дети, которые книгами живут, в большинстве случаев ... мечтают больше.
Последняя правка: октября 03, 2011, 20:58:59 пользователем Екатерина Злобина  
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пн октября 03, 2011, 20:47:02

Ира! Не искушай! :)
Чтение - формирует. Можно просто этого не заметить. Конечно, вкупе с другими факторами. Серьёзная литература всегда о том, что такое хорошо и что такое плохо! Но, разумеется, не с житейской позиции... :)
Если же думать о выборе между "испорченным эстетом" или "безмозглостью", то мы однажды с Наташей сошлись на том, что этическое и эстетическое - всё-таки - это разные вещи. Да и шкала узковата, нет?
Последняя правка: октября 03, 2011, 21:01:21 пользователем Екатерина Злобина  
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пн октября 03, 2011, 21:01:08

Вот именно, что только вкупе. Без других факторов она, увы, бессильна в вопросе воспитания. Если мы только не говорим о будущем писателе. Там другие законы работают.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пн октября 03, 2011, 21:13:08

Культуру чувства, кстати, литература может формировать в молодом возрасте и речь развивать. Но основополагающие принципы закладываются не литературой, литературой они могут оттачиваться.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пн октября 03, 2011, 21:56:15

Вообще, со школьной программой по чтению что-то жуткое творится. Не только в России. У меня ребенок в курсе "мировой литературы" (русской у них как таковой нет) изучает Гулливера (очень "детское" чтение) и Гарри Поттера, зато там нет - Твардовского((((
Папа вчера читал наизусть "Тёркина", а я краснела - он знает наизусть, а я - нет... что уж о младших говорить...

Я с ужасом (и случайно!) обнаружила, что сын не знает "Льва и собачку", "Филиппка"... В школе они не изучают этого больше...

А с Маркесом была забавная история. Я подарила эту книгу своей лучшей подруге (мы уже большие были девочки), с восторгом объявив ей, что книга - гениальна, и она будет просто потрясена.
Подруга действительно была потрясена. "Это книга о том, как люди едят, пьют, спят, ходят на горшок, ... и - всё" - такая была аннотация.
И книга, и подруга так и остались любимыми))) Просто я поняла, что любые два человека никогда не воспримут одну и ту же вещь одинаково...
Последняя правка: октября 03, 2011, 21:58:24 пользователем Екатерина Злобина  
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пн октября 03, 2011, 22:19:13

Ярые противники реформ в образовании утверждают, что сейчас учебники специально пишут так, чтобы было непонятно не только детям, но даже и многим родителям. То есть отуплять нацию не путем явного упрощения чего-то, а путем кажущего усложнения - запутать, чтобы просто не поняли ничего, почувствовали себя дураками и всякий интерес к учебе потеряли. Может, они в чем-то и правы. И книги не по возрасту из этой же серии.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пн октября 03, 2011, 22:26:08

Министр образования России Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя».

И что после этого можно сказать?! На кого еще надеяться?
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вт октября 04, 2011, 00:55:32

Ир, по поводу детей, которые книгами живут и в основном мечтают... Не знаю как дети, а я вот уже взросленькая была, когда прочла Маркеса. И что же? У меня от всего романа осталась одна картинка, потрясшая меня больше всего: ржавый корабль, обросший орхидеями))) честно говоря, я просто не заметила, что там были какие-то инцесты, и сейчас даже удивилась... Но, боюсь, это у меня патология какая-то))) С другой стороны, могу привести пример, как борются в Японии с влиянием пагубных вещей на детскую психику. Помню, мы приехали на гастроли, а там уже работали русские циркачи. Один из их номеров был связан с хождением босиком по саблям. К их изумлению, этот номер вдруг запретили, и девушке, со всеми ее сверхспособностями, пришлось в срочном порядке придумывать какую-то клоунаду тупую-претупую... А дело было в том, что в одном из японских мультфильмов кто-то кому-то отрезал мечом голову. После чего в японских школах прошла волна: детки время от времени отрезали друг другу головы всеми доступными средствами. Правительство Японии тут же запретило все зрелища, связанные с режущими и колющими предметами. Вот где ужас живет! А мы тут - Чаплин, "Лолита"...
А вообще, что в Набокове такого, что стоило бы детям закладывать в качестве фундамента? Толстой и Достоевский - это вечные вопросы, о которых нужно начинать думать с ранних лет. А какие "вечные вопросы" у Набокова в "Лолите"? Зачем это нашим детям?

Катюш, ну, а надеяться... уж точно не на министра)))
Последняя правка: октября 04, 2011, 00:57:27 пользователем Наталья Баева  
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Вт октября 04, 2011, 10:40:35

Наташ, мне кажется книга воздействует все-таки иначе, чем что-то визуальное. После американского фильма "Дневник баскетболиста", где герою снится сон, как он приходит в школу с автоматом и палит, такой случай произошел и в реальности тоже. А насчет Лолиты... Я её то ли в 18, то ли в 19 прочитала. И знаешь, какого-то особого впечатления-то не было - ну да, наверное, бывает и так, интересно, но не более. Я это тогда восприняла, все-таки, как частную, а не часто встречающуюся проблему. Это потом уже в Лите узнала, что оказывается сие можно воспринять, как роман об одиночестве и т.д. и т.п. Её сложно рассматривать на уровне школы. Неоднозначно там всё слишком. Для педагога, в первую очередь, сложно. Ну, как говорится, наверху решили - учителя мучайтесь, а куда вам деваться-то.
Владимир Олегович Вавилов

Севастополь
Комментарий
Дата : Вт октября 04, 2011, 11:21:34

Любопытно, что «с подачи» протоиерея Чаплина здесь возник девичник. Я к вам ненадолго и - предварительно постучав.

Вот в Японии борются с пагубными для детской психики влияниями. Хорошо.
Все зрелища, где режут, запретили. Замечательно.
Японские дети (не говоря о подростках), очевидно, довольно туповатые и не пытаются пользоваться Интернетом, где и резка, и колка, и всех видов порнография не просто де-факто доступны, но, как и положено злу, агрессивно навязываются в качестве нормы.
Хорошо.

Вернёмся к литературе, которая, может быть, что-то ещё значит и участвует в «формировании личности».
Гражданина Чаплина волнуют Маркес и Набоков. Занятно, что РПЦ словом не обмолвилась о включении в школьную программу пресловутого «Архипелага ГУЛАГ» – книги, мягко говоря, более чем пристрастной.
Я думаю, что «Архипелаг» нанесёт (и наносит) больше вреда психике школьников, чем все «Лолиты», включая Милявскую.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вт октября 04, 2011, 23:35:05

:) Чувствую себя доисторическим животным в такие моменты)) В 98-м интернета не было еще даже в Японии... по крайней мере у японских детей.

Ира, книга, конечно, действует иначе... Но неизвестно еще, что сильней. Чем "визуальное" отличается от "образного"? А ведь художественная литература - образное искусство. Боюсь, что действует оно не столь тупо и не так ярко проявляется. Но наверняка западает глубже и дает плоды соответственно более серьезные. Со временем.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср октября 05, 2011, 00:02:37

Визуальное, наверное, больше на подсознание воздействует, а образное больше на сознание. Утверждать, ни в коем случае не буду,поскольку не специалист по данному вопросу :). Просто мне так кажется. Да, конечно, мы доисторические, Наташ. Сейчас компьютерные игры с такой графикой могут быть, что ты почти как в жизни кого-то убиваешь или на машине давишь. Я как-то на выставке была особых достижений в этой индустрии - обалдеть. А мы всё книжки, да книжки. :) Сейчас настолько увеличилось количество факторов, которые могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. И какое место среди них будет занимать книга? Хорошо, если хоть какое-то.:)Хотя об мы уже в других дискуссиях этого раздела говорили.:)

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте