Заказать третий номер








Просмотров: 1903
15 сентября 2011 года

Ты слышал о нём. Он жил здесь дольше многих, но все вспоминали, что он – чужак. Об него, как о вкопанный камень, спотыкались бредущие по этой непонятной взбаламученной жизни.  Лицо его было сразу бледным и смуглым,  будто опалённое близким огнём. А волосы побелели в одну долгую ночь. Две морщины, как  прорытые траншеи, вытягивались к переносице почти от самого темени.

Мама зашла в магазин. И ты переминаешься у входа. А ты уже давно умеешь дышать и кричать, пинать мяч и прятаться, здороваться со всем миром и никогда не прощаться насовсем. И ты видишь и слышишь, и каждый день узнаёшь этот мир заново. Но сейчас тебя никто вокруг не замечает, потому что тебе слишком мало лет. И ты смотришь на первую спелую черешню, упругую и сочную. Она лежит горой поверх сбитого из тонких реек ящика. Она зовёт и манит. И ты ждёшь изо всех сил. Делаешь шаг в сторону и становишься на место. Заставляешь себя нагнуть голову и смотреть вниз на асфальт и на свои босоножки. Но босоножки видены много раз. А вот черешня…

Перехватив протяжный взгляд, он подзывает тебя, и, показав как надо держать вдруг онемевшие руки, отсыпает в сложенные ковшиком ладони столько спелой радости, сколько они могут вместить. Ты запоздало мотаешь головой, как будто хочешь отказаться.

- Бэри, угощайся, - и вот единственный раз ты слышишь звук его голоса.  Его лоб почти разгладился, в глазах промелькнула солнечная искра, он рассмеялся неспешным и добрым смехом.

Потом из душного и скучного магазина выходит мама и ведёт тебя за собой. Заметив перемазанный соком рот и зажатые в кулачке ягоды, она качает головой и недоверчиво оборачивается в сторону щедрого дяди.

Она знает и потом расскажет тебе. Как его сын впутался в историю: проигрался в карты и занял денег, плохо зная, с кем ведёт дела. Отдать долг в срок оказалось нечем. Сына думали предупредить, но в тот же раз схватили и повели разговор по-плохому. Из него выколачивали всё, что можно, все сразу и по очереди. И тогда, сплюнув зубами и сгустками крови, и глядя невидящим заплывшим глазом, он обещал, что отец им за всё заплатит. И с прижатым к сломанным рёбрам ножом его повезли домой.

Отец увидел из окна чужую машину, и как по краю пятна фонарного света вводят в подъезд сына, и понял, что договариваться уже поздно. Отец был охотником, он снял со стены двустволку и отодвинул щеколду. Проверещал звонок, чья-то рука толкнулась в открытую дверь. Сообразив с одного взгляда, сын успел залечь. После двух коротких вспышек двое конвоиров полегли замертво в прихожей и за порогом. Ещё кто-то поспешным топотом унёсся вниз по лестнице.

Эхо тех выстрелов разнеслось по всей тогдашней стране.

Отца задержали, судили, но вскоре выпустили. Сын скрылся где-то за отрогами готовых вспыхнуть южных гор. Отец остался. Вечерами он торговал  сигаретами и разной мелочью в центре городка неподалёку от автовокзала.

 

Его не стало несколькими годами позже, на той же улице через дорогу, но уже в другой стране. Отзвуки этого события никуда не раскатились и замерли в самом городке. При мне спорили трое, и каждый точно знал, как всё было на самом деле, и перекраивал его смерть на свой лад. Зарезали! Нет, добили контрольным выстрелом! Ага, а кого же тогда с высотки сбросили?!

Может быть, он просто устал от всеобщего ожидания. И позволил подобраться к себе слишком близко. Не увидев смысла, чтобы защититься. Камня на чужом пути больше не стало.

 

И кажется, что всё в этой жизни и, тем более, вскоре после неё, сотрётся, неумолимо затянется патиной, но каждый раз, когда решаюсь на поступки, я знаю, что это не так.

 

 

 


 
No template variable for tags was declared.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Сб сентября 17, 2011, 12:55:11

Рассказ сильный, бьющий не в бровь, а в глаз. Хорошо выстроен. Вообще, после него плакать хочется. И как же здорово, что совсем маленькие дети не чувствуют своей национальности ( у ребенка нет национальности), зато чувствуют добро, открыты миру, который, как потом выясняется, может быть очень жесток. Саша - молодец!
Александр Евсюков

Тула
Комментарий
Дата : Вс сентября 18, 2011, 14:10:34

Очень рад, что рассказ привлекает внимание и заставляет вчитаться в себя и задуматься.
Спасибо, Ира!
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пн сентября 19, 2011, 18:36:48

Рассказ мне понравился. Правда, есть ощущение, что по форме он несоразмерен. Такой зримый, так здорово прописанный эпизод с черешней всё перевешивает. На его фоне целая история жизни - всего лишь торопливый, серый рассказ, где факты нанизаны один за другим, как таранка на нитку. И заканчивается рассказ как-то умозрительно, публицистически. Вот если бы черешни возникли еще раз в конце, что-то философски приподняв, было бы хорошо!
Последняя правка: сентября 19, 2011, 23:45:17 пользователем Наталья Баева  
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пн сентября 19, 2011, 20:43:41

Тут еще вот какой момент: рассказ называется "Контур легенды". И очень соответствует своему названию. Сначала очень яркое, "черешневое" воспоминание детства, рассказчик увидел, всмотрелся в этого человека, а то что дальше - это пересказ событий, которые слышал рассказчик, не был их участником, даже не может, с уверенностью сказать: насколько то, что он слышал, есть правда. Поэтому публицистичность здесь оправдана. Ведь в основу легенды положен какой-то факт, обросший слухами. Этот факт передаётся из уст в уста, обрастая новыми подробностями. И, в конце концов, может, родиться легенда, которая будет помогать решаться на поступки. Пока только намечается контур этой легенды. Но, если эти факты плюс детское "черешневое" впечатление уже настолько сильно запали в душу рассказчика, что в какой-то мере повлияли на его характер, формируют его судьбу, значит, контур легенды уже выполняет функцию легенды, пусть лишь для одного человека, а может, их и больше.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пн сентября 19, 2011, 21:35:38

Если "кольцевать", то есть ставить "черешню" ещё и в конце... На мой взгляд, во-первых, надо менять название, во-вторых, нужно что-то добавить про самого рассказчика - расшифровать "когда я решаюсь на поступки", увеличивать объем, чтобы к концу текста эпизод с черешней у читателя слегка затуманился. А то его и так слишком хорошо помнишь, чтобы вторично напоминать. Получится хуже или лучше - не знаю, получится иначе. В таком виде, как сейчас, всё срабатывает, как нужно. Эпизод с черешней и должен быть самым ярким, потому что, если бы не было этого эпизода, то и судьба "чужака" не произвела бы на рассказчика такого сильного впечатления, поскольку, как это ни ужасно, подобных судеб много. Просто тогда, в детстве рассказчик почувствовал в том человеке настоящее добро. И у него потом уже не было сомнений, что в той ситуации с убийством - иначе поступить было нельзя, выхода другого не было, и это действительно - поступок, а не преступление.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пн сентября 19, 2011, 21:38:35

Это хитрый "контур" :) Здесь композиция красивая: состоявшаяся легенда о детстве рассказчика и несостоявшаяся - о прошлой жизни старика... Потому и черешня - хороша, и "контурность" драмы...
Последняя фраза меня тоже...э-э-э... озадачивает. Но автор сказал,что так надо для замысла, а я, как правило, верю авторам))) Но странно: замысел до неё - я понимаю, а с ней (последней фразой) - нет... :)
Иногда автор требует от текста четкого следования своему замыслу, а текст очень, очень сопротивляется)))
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пн сентября 19, 2011, 22:21:22

Дорогая Катя, ты понимаешь, это очень мужской рассказ. Эх, где ж Вениамин - никак его веселый комментарий забыть не могу. Вот если рассуждать чисто по-мужски, вообще без соплей, по- "Хемингуэйевски":), тут всё более чем понятно, однозначно даже. И вариант толкования только один. Просто нас, милых дам, сие несколько коробит, но на то мы и дамы, то есть женщины :)
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пн сентября 19, 2011, 22:23:22

Так вот именно! ТОлько один вариант толкования! Разжевывать-то зачем? Зачем недоверие - читателю? :) Я и так понимаю трагичность поступка!
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пн сентября 19, 2011, 23:58:18

А вообще - зря я так. Хороший финал. В нем, можно сказать, весь пафос произведения))) Это у меня поэтические стереотипы сработали - всё-то нам надо закруглять... Да тут и так всё "закруглено": для возмужавшего лирического героя эти черешни стали чем-то вроде пропуска в бессмертие - для поступков и добра как такового...
Андрей Самарин

Феодосия
Комментарий
Дата : Вт сентября 20, 2011, 15:16:58

Жестко. Про патину не очень, про поступки - все на своем месте. Хоть кто-то вместо самокопаний напоказ выбирает действовать. Давно таких героев не было.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Ср сентября 21, 2011, 00:28:23

Я долго думала - а выбирает ли герой, выбор ли это? Да, выбор.
Акцент мне чувствуется верным, хотя финальная фраза несколько путаная и вне контекста не очень логичная.
Александр Евсюков

Тула
Комментарий
Дата : Чт сентября 22, 2011, 18:08:08

Спасибо, Наталья, Ира, Катя, Андрей и Лариса!
С удовольствием прочитал каждый из комментов - узнал о своём рассказе много интересного ;)
Алексей Душин

Arnsberg
Комментарий
Дата : Пт июля 19, 2013, 14:05:05

Александр, Вы меня первыми абзацами до слёз довели. Мне кажется, рассказ потерял темп и атмосферу во второй части, когда Вы перешли от описания мира глазами ребёнка, что далеко не каждому дано в такой огромной мере как Вам, к повествовательной части и морали. Вы попытались запрячь трёх очень разных коней в одну телегу, и телега понеслась рывками. Но это моё мнение.

Но хочу вернуться к первой части.
Я никогда особо не ценил Прилепина. Но вот есть у него рассказ "Грех", за который ему можно всё простить. Там, собственно, ничего не происходит - описан очень тягуче мир глазами молодого парня, его свойственные этому возрасту переживания - смутные, ещё не оформившиеся даже в слова и желания. Это как выход из наркоза, когда ты ещё не проснулся, как будто собран в точку, из которой мучительно хочешь развернуться как вселенная в момент большого взрыва. А в конце рассказа, когда главный герой говорит себе - всё ещё будет, будет будущим летом, Прилепин добавляет от себя всего одну фразу - "Но другого лета не было никогда". И это просто оглушило меня. Там нет писания, почему другого лета не было, там нет как таковой морали, но оно и не нужно, противопоказано оно.

Я не берусь ничего Вам советовать - в конце концов, не я, а Вы заканчивали литинститут, и Вы одарены.

Спасибо Вам за реплику под моими беседами под интервью с Кантором, которая привела меня на Вашу страницу.
Александр Евсюков

Тула
Комментарий
Дата : Пн июля 22, 2013, 17:33:19

Да, Алексей, на данный период "Грех" - лучший рассказ Прилепина. Он, правда, о следующем этапе после детства - взрослении и по размеру раз в двадцать больше, чем "Контур")
А этот рассказ написался в один присест, как стихотворение после двухлетнего перерыва. За это, понятное дело, ценю его особенно и радуюсь, когда его читают и видят внутреннюю целостность
Спасибо за мнение. Будет время - заходите ещё!

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте