Заказать третий номер








Просмотров: 2086
22 августа 2011 года

Когда ж это было-то? Страшно подумать даже... Лет пятнадцать назад… Или уже двадцать… Никак мне не совладать со временем, и в нынешнем возрасте, когда научился только-только его ценить, стараться сберечь, ухватить за скользкий коварный хвост - оно утекает, уплывает, уносится ветром, который уже не остановить. И остаётся в ладонях только слабо трепещущий, остывающий хвостик воспоминаний, как хвостик той ящерки, которую ловил каждый из нас в неизмеримой дали заветных детских полянок… Только и остаётся теперь выуживать из памяти бусинки особенные, дорогие сердцу, бисеринки сверкающие невозвратимых дней, и нанизывать их на тонкую грустную нить души - светлую и щемяще-пронзительную…

Просторы необъятные сельхозработные, полуразваленные деревухи с полуразрушенными церквями… Деревни, которые уже никто никогда не восстановит,  исчезают они тихо и скорбно, безропотно, бесследно… И ещё повезёт, если на месте этих сотен, тысяч унылых поселений лесок хоть какой-никакой порастет…
А то так и останутся трубы никому не нужных печей, и давно остывшее прошлое зарастёт глухим бурьяном беспамятства…

Местечки, где понятие Женщина утеряно давным-давно где-то в бесконечных картофельных грядках, длина которых напрямую зависит от скорости превращения женщины - пардон, бабы - в древнее, почти бесполое, изувеченное трудом непосильным существо. … Вот и бегут из таких мест молодые девчонки, насмотревшись вволю на своих матушек-батюшек, бегут без оглядки - только бы не засосало болото смертно-безысходное, только бы вырваться, не захлебнуться тьмой, не потерять бы надежду и веру… Да уж, вера…

Вера - это пожалуйста… Это - сколько угодно… Всё для народа, всё для вас… Вот и церковки восстанавливают, а то как же… Без этого нынче никуда, это ж вон же ж… Вот и в  деревухе - ох, нет, извините, если есть церковь - это уже село, центр цивилизации, не хухры-мухры…Да, в том селе, куда ездил я с удовольствием - несмотря ни на что, где душа моя на воле пела и отдыхала..  Отдыхала,  даже если чуждое работе сельской тело уставало до предела,  а местная  фауна не принимала заезжего рокера на дух: коровы косились сварливо, гуси шипели злобно, а кони норовили подкрасться и укусить коварно… так вот,  и в этой деревухе  была церквушка, была.

Триста лет как была - да и есть ещё до сих пор… Рушили - недорушили, взрывали - недовзорвали. Казанской Божьей Матери церковь, красавица… Даже изуродованная донельзя - осталась красивой, величавой, чистой. Как ни загаживали. Стены метра в полтора, купола мощные - поди-ка взорви. Так и простояла до славной перестройки. Не в укор даже стояла - кого там корить-то?.. Так стояла, молча, в скорбях… Пролетели 90-ые, милые чёрным сердцам кроваво-дичайшие, и наступило - "благоденствие". Восстановим веру нашу поруганную, ага… Светло-несгибаемую… Для народца претерпевшего, маятного, но - дождавшегося, дожившего. Ура!!! Осанна!!!

Тут и восстановитель энергичный появился. Заслатый батюшка. Кругленький, низенький, жирненький - ну очень душевный. До того ж был душевный, любящий беззаветно, что норовил всё юно-живое местное девичество осчастливить своими божественными телесами. Про баб и говорить нечего… Правда, этот процесс непостоянен был… В перерывах батюшка впадал в небольшие - много неделя-полторы – запои. Во время которых жизнерадостно гонял матушку вокруг крепкого ухоженного хозяйства. Меняя изобретательно орудия воспитания - вилы, грабли, доску от забора, вожжи… А так - хороший был батюшка. Душевный.

И ведь на самом деле - стало что-то происходить вокруг церкви. Вяловатое - но хоть какое-то движение. Купол основного здания, пробитый в нескольких местах, заделали. Покосившийся от взрывов и шпиль колокольни выправили, обновили, кресты водрузили. Штукатурили, мазали, копошились. Даже службы иногда батюшка стал уже в церкви той проводить.

Да вот незадача… Народ - он, конечно, завсегда за веру истинную, православную… И гнусная ложь, клевета вражья, будто у русского самый большой праздник - это когда у соседа корова сдохла. Неправда это! Ну, иногда разве что… Сгоряча. Бывает. А незадача в том, что завезут вот на восстановление веры нерушимой материалы там какие-никакие строительные - доски, брёвна, цемент, кирпич, сложат аккуратненько возле - а наутро - и нетути ничего…Как не было… А вечерами - солнце ещё не село - самые хозяйственные леса церковные разбирать начинали - в хозяйство, значит, порушенное невыносимо тяжёлой жизнью…Так что - думается мне, так та церковь по сю пору и стоит - в лесах недоразобранных…

А батюшку вроде сослали куда в чащу безлюдную - за скорби его великие…

Но сохранилась ещё ЛЮБОВЬ на сельских просторах, есть она, есть - вечная, светлая, беззаветная…
Любовь к домашней живности, к скотинке проклятой, ненавистной, и чем более ругаемой разно-всяко - тем более обожаемой…Мужик - ну что он, мужик? Козёл душный. Свора детей - вырастет, куда денется… А скотинка… Скотинка - она особой заботы требует, душевной. И вся нерастраченная бабья любовь изливается веками на ту скотинку родимую, ближе которой - и нету ничего.

По соседству с домиком тестевым, проданным давно за бесценок, обитала очень колоритная баба Тоня. Тончиха - по-местному. Загадочная была, в авторитете - непререкаемом, уважали её, хотя - я так думаю - боялись больше. Ведьмой слыла… Жила одна, сын - в городе, отец - неизвестный. И другой ещё сын, первому не совсем родной брат - отец не один и тот же. Тоже - неизвестный. Так уж, видимо, она решила в далёкое время - род должен продлён быть непререкаемо, вот и сына - два, продолжателя. А муж - ну на что он, завалящий какой, в хозяйстве? Так, помеха ненужная, перевод продуктов дармовой.

А про ведьму - не просто так говорю. Ходили к ней многие, и по разным нуждам, и мне как-то довелось, потому не сомневайтесь. Я пока сам не увижу, не прикоснусь к чему-то - вряд ли поверю. Увидеть же – довелось… Сын тогда был кроха совсем, и мучила его пупочная грыжа - криком заходился. Мать жены и говорит - да снесите ж вы его Тончихе, поможет. Вот и поехали мы туда, пришли с поклоном. Так и так - помоги, не откажи.

А Тончиха бабка суровая была, не всех и принимала - по выбору. Тут же - может, по-соседски, а может, и потому, что любил я с ней каждый нечастый приезд поговорить, о том, о сём, о здоровьице, об урожае огородном, гостинчик какой скромный для неё из города прихватывал – в общем, помогла… И денег - не взяла. Не можно, сказала, за это, не положено. Кем, чем не положено - я не знаю.

Только никогда не забуду, как в полутёмной комнате, под древними чернеющими сурово образами шептала она над плошкой с водой святой что-то, как помазывала эту грыжу треклятую заскорузлыми искорёженными пальцами, и как она, грыжа та самая, сантиметра на три выпирающая, на глазах - ушла, втянулась, пропала. И сын перестал орать оглушительно, заулыбался, пузыри запускал и потянулся ручонками - к лику Тончихиному тёмному, над ним склонившемуся. А вы говорите – купаться…

Да, так вот… Хозяйство у бабы Тони было большое, хлопотливое. Корова - обязательно, а как же, в деревне таких, что коровку не держал – презирали. Хряк, соответственно, куры, утки, гуси. Целыми стадами вокруг бродили. Гусей её да утиц наглых я сам с тестева огорода гонял - разными словами. А Тончиха, видя это, не обижалась, и сама подпускала в их адрес пару ласковых.

Через дорогу от дома, под горкой, стоял колодец родниковый, и вода в нём - правда, чистейшая была, вкуснейшая… Может, потому, что освящён был, может, с серебром водица была - но и через год почти, после завершения осенних работ, когда вымывали всё, оттирали, оставляли домик до весны - с редкими зимними заездами - вода из родника того, набранная в бутылочку и поставленная за образа - всегда оставалась свежей, холодной, и удивительно вкусной.

У колодца того подгорного, справа от церкви расположенного, был прудик, куда относительно добропорядочные гусыни да утки водили гулять-плескаться свои суматошные выводки - по десять-двенадцать детёнышей каждая. А одна гусыня бабы Тони решила, что десять, к примеру, детей - многовато, хлопотно, да и ни к чему… И в связи с тяжёлой обстановкой в стране, видя, что рождаемость повсеместно падает, не желая отставать от нового времени, высидела только двоих гусят - забот меньше. Но гулять она на этот пруд тесный, общественно-суетливый, водить их и не подумала - ещё чего… Демократия так демократия… И свободолюбивая гусыня, гордо и независимо изогнув свою освобождённую от ненавистного тоталитаризма головушку, уводила двоих отпрысков чёрт-те куда, за три перелеска, за четыре деревни. Не искала лёгких путей. Половина дня уходило на трудный тернистый путь в независимость от хозяйского гнёта - даёшь свободу вольным птицам! - затем быстрое ополаскивание себя и выводка мизерного в какой-то забытой Богом, людьми и прочей живностью грязной луже, и - долгое, но гордое возвращение домой - уже вечером.

Тончиха закипала медленно… Готовилась к тёплой встрече загодя, не спеша, вдумчиво… Первую половину дня, корявыми косолапыми лапищами сорок четвертого размера, расплющившимися от долгого топтания матери-земли, взобравшись на пригорок по-над прудиком, баба Тоня, приложив ковшом ручищу над яростно сверкавшими очами, тщетно пыталась высмотреть мерзко-непокорную гусыню. Ближе к вечеру начиналась экипировка. Тончиха надевала резиновые галоши - самая модно-актуальная обувка, брала наперевес дрын метра два длиной, толщиной же где-то с руку, и, держа орудие наперевес, косолапо перебирая ногами-столбами в страшных, чёрно-сизых варикозных узлищах, отправлялась на поиски.

Я эту картинку наблюдал с наслаждением. Кино шикарное, со спецэффектами. Сельский триллер, мелодрама, боевик и фильм ужасов вперемежку с вестерном. Простите, остерном…

Тончиха, решительно поджав строгие сухие губы большого рта, темнее больше обычного лопатообразным лицом, бешено сверкая чёрными очами и бормоча страшные проклятия, на негнушихся колоннах-ногах, подёргиваясь от негодования, направлялась по дороге к церкви - предполагаемому месту появления стервы-гусыни загульной… И та уже шла навстречу по плотине, ещё пока самоуверенно, пытаясь изо всех сил сделать независимый вид - дескать, а что тут такого криминального? Ну, погуляли маленько… Ополоснулись, травки пощипали… Вот домой идём… Чего ты, Тоня..? Остынь…

Тоня не остывала. Тоня раскалялась. Историческая встреча происходила па повороте дороги, прямо у церкви. Гусыня, завидя неотвратимый Рок в виде трясущейся от злобы Тончихи с дрыном наизготовку, начинала слегка нервничать. Клюв её растерянно приоткрывался, крылья, подрагивая напуганно, пытались вспомнить волшебное чувство свободного полёта, ласты заплетались, и степенная гусиная походка вмиг превращалась в заискивающее зигзагообразное семенение – «ну что ты, Тоня, не кипятись!!! Я ж вот она, дома уже почти…»

Тоня - не внимала… Тоня начинала ласково-змеиный монолог: "ШШШшшшшшшшшшоооо, нагулялася, птичка золотаяаааа?".
При этом дрын на отлёт, по плавной дуге шёл вверх и наискосок, готовясь враз прекратить ненужное существование гадкой птицы. Птица же была несогласная. Птица была куда как против. Поэтому, постепенно наращивая гогот ужаса, она пропихивала вопящий от страха неминуемой кары двучисленный выводок между Тончихой и стремящимся к смертоубийству дрыном, надеясь достигнуть спасительного убежища прежде того, как будет безжалостно стёрта с просторов такого прекрасного мира…

Баба Тоня в этот момент старательно и с наслаждением пыталась пнуть под мерзкий курдюк свою любимицу, по промахивалась, галоша слетала с ножищи и исчезала в придорожном бурьяне. И торжественная встреча завершалась таким образом: впереди, в ужасе оглядываясь, гоня перед собой двух визжащих истерично детёнышей, вперевалку летела гусыня, раззявив насколько возможно клюв – «Ой да вы ж смотрите что же это делается, люди добрые - убиваааюуууут!...»

За ней, неотвратимо наращивая скорость, надвигалось мощное бабкино разъярённое тело, и наступал момент кульминации, сопровождаемый нежными Тончихиными комментариями: "Ну шоооо, многа вывелаааа? Чаго ж так близка плескалися? Ты их ишшо у Смоленск увядииии…" И дрын, дождавшись-таки своего часа, с гулким треском опускался прямо на спину несчастной гусыне между обречённо трепещущих в воздухе растопыренных крыльев. Тело гусыни отзывалось индейским барабаном, звук этот неповторимый разносился эхом по округе, и все понимали - Тончиха на "тропе войны"… Гусыня спотыкалась, лапы её разъезжались, она икала от ужаса и моляще-обречённо закатывала глазыньки - "родимая Тонечка, не убий…". Но Тонечка, не в силах уже остановить процесс возвращения блудницы в родные пенаты, снова победно воздевала дрын в небеса, и снова тот с хрустом бубумкал по многострадальной гусиной спине: " Ах ты ж змея гнутаяаааа, нннна…" Бумммм. Бумммм.

Остывать баба Тоня начинала только тогда, когда полуживая от перенесённого унижения и ужасного кошмара гусыня практически ползком обречённо переползала порог птичника, чуть слышно погогатывая: "Ну всё, умираю… Спасибо тебе, Тонечка, родная - за заботу, за ласку – спасибо…Умираю… Деток пожалей…" Детки тем временем давно уже тряслись, закатив глаза, в какой-нибудь щели подсарайной, пережидая негодующий шквал хозяйской любви.

А потом наступал вечер… Тончиха выходила во двор кормить всю свою живность, которая окружала её со всех сторон, вопя восторженно и благодарно. Слегка отошедшая от накрывшего её возмездия гусыня виновато-смущённо тёрлась на периферии двора, поглядывая на бабу Тоню опасливо. Та - не смотрела на неё вовсе. Скорбно поджав губы, расшвыривала по двору горстями питание своей пёстрой разномастной живности, бормоча при этом ласково: " Загомонили, загомонили… Были бы хоть подходяшшие… Срам один…Всё жруть и жруть, а толку – никакого… И кыгда уже нажрётеся?...".

Гусыня не рисковала. Понуро и неподвижно торчала в углу двора, боковым зрением наблюдала, ждала, надеялась, не смея ни крошки подобрать из разбрасываемых хозяйской рукой. Отошедшие слегка гусята, по-прежнему сидящие в щели, тревожно наблюдали за матерью. И вот, вдруг, неожиданно - зачерпнув из лохани почернелой от долгой жизни и работ ручищей птичье пропитание, Тончиха с ненавистью швыряла всё это в сторону страшно смущённой гусыни - не глядя, как бы случайно, по ошибке… Гусыня - не сразу, не сразу - покорно семеня, приближалась к пожалованной пище, осторожно-аккуратно подбирала крошечку, проглатывала её и пристально уже смотрела на отвернувшуюся хозяйку, тщательно прячущую слабый намёк на скупую и такую редкую улыбку.

Вторую крошку гусыня брала уже смелее, за ней третью, четвёртую… И вот уже два гусёнка, выскочившие как по команде из убежища, жадно вопя, летят к матери и суетливо набрасываются на еду. А гусыня как бы боком-ненароком подбирается всё ближе к хозяйке, и вот уже она у самой ноги бабы Тони, и та, что-то совсем уж тихо бормоча, слегка отпихивает "змею гнутую", которая, заливаясь счастьем, прижимается к ноге Тончихи всё теснее… А рука бабы Тони неожиданно для неё самой опускается вниз, и скупо, подрагивая, гладит шею гусыни, которая восторженно пощипывает клювом жёсткие бабкины пальцы, которая шеей белогнутой растекается по Тончихиной ноге. И та опускает глаза, и смотрит в такие же чёрные, как у самой, бусины-глаза гусыни, и тонут они оба в нежной, затопляющей всё вокруг любви…

 


 
No template variable for tags was declared.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Ср августа 24, 2011, 14:00:27

Хорошая вещь: с настроением, с юмором. С любовью к русской деревне. Спасибо! Получила удовольствие.
Ну, вот в этом местечке, где: "Местечки, где понятие Женщина утеряно давным-давно где-то в бесконечных картофельных грядках, длина которых напрямую зависит от скорости превращения женщины - пардон, бабы - в древнее, почти бесполое, изувеченное трудом непосильным существо", - что-то как будто не так. Культурологическое несоответсвие. Понятие "женщина" вне контекста крестьянского труда - это все-таки, м-м-м... не русское, скажем так, понятие. Шерше ля фамм, но только не там. Не в русской деревне. Как и вообще не в деревне. Там настоящая Женщина - это как раз та, что и в картофельных грядках молодец, и в горящую избу, что называется, запросто!
И еще дискомфорт почувствовала вот где: "мать жены и говорит". Просто образ автора просвечивает, - можете меня пристрелить, - женский!)) И когда появляется первое лицо мужеского рода, становится слегка не по себе. А уж если какая-то "жена" - тут и вовсе хоть беги...
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Ср августа 24, 2011, 15:50:55

А мне наоборот показалось - очень мужская вещь: всё им Женщину подавай, даже на гектаре грядок!
Но история трогательная и читается на одном дыхании, и так и слышится живая речь - а уж кто рассказывает - это не так важно.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Ср августа 24, 2011, 21:26:10

Вот-вот, "очень мужская вещь"! Настолько сильно мужская, что так обычно пишут женщины, когда хотят себя выдать за мужчину))) Плюс женская доброта и наблюдательность)) Но - без мистификаций "литературный процесс" был бы скучен!
Ингвар Коротков

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Чт августа 25, 2011, 10:23:35

Наташенька, увы! - Вы только доктор Ватсон, а не Шерлок Холмс))))
Но поколебали во мне мужскую уверенность в себе, ибо долго смотрел в зеркало - не галлюцинация ли я в своем мужском орблике ( см. фото)..
Жены, и правда, нет - ни одной.. Я , вероятно, не соответствовал из высоким требованиям.. но детей - достаточно..и с каждым годом их становится больше)))
А вот насчет Ваших аргументов моей "женской" прозы я так и не понял - тёщу нельзя называть матерью моей жены? Или как?
Ингвар Коротков

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Чт августа 25, 2011, 10:29:37

Лариса, Женщина - это всегда Женщина.. деревенская ли, городская, заокеанская.. и всегда хочет одного - ЛЮБВИ..и хронически обделена ею именно деревенская женщина.. я так думаю)))
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Чт августа 25, 2011, 12:45:20

Игорь (можно так?), здравствуйте! Будьте добры, поменяйте в своём профиле логин на имя и фамилию, по-русски - у нас такие правила комментирования))

Что касается "женского образа автора"... :) Это могло из-за "говорения" случиться. Такая особая манера изложения, её сейчас только в фольклоре встретишь, и то вымирает... А кто у нас сказки и бывальщины всяческие сказывает? Ну ведь редко когда - мужчина)))

Это всё, с легкой руки Светланы Игнатовой, теперь называется "претензии к лирическому герою")))

У меня другие вопросы возникли. Для меня сама вещь началась со строки "по соседству с домиком тестевым...", а на всё, что до этого, так и хотелось редакторскими ножницами пощёлкать... Даже конструкция сталкивания в сравнении "любви" "батюшки" и женской любви к "животинке" не утишала этого желания, слишком уж "в огороде бузина, а в Киеве - дядька": как же можно соль с зубной пастой сравнивать? :) И мало этого: думаю: ну вот, снова - жирный попик грешный, сколько же можно! Хоть бы одного - худого и праведного, а то ведь клише уже, карикатура, надоело до чертиков...
Спас текст от безжалостного вмешательства всё тот же лирический герой. "Мог кто-то ТАК вживую рассказать эту историю, вот с таким предисловием?" - спросила я себя. Ответив положительно, ножницы убрала)))
Спасибо. Я люблю такие вещи. Вообще люблю, когда кто-то ладно "словеса плетёт", будто поёт))) Там и тронуть ничего нельзя - испортишь песню))

P.S.: я изменила вам логин. При авторизации просто введите вместо "ника" своё имя.
Последняя правка: августа 25, 2011, 14:35:00 пользователем manager  
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Чт августа 25, 2011, 19:43:55

О Ингвар! :))) Если я "только доктор Ватсон", то что же сказал бы сам Шерлок Холмс?!

А претензий к лирическому герою у меня нет - совсем наоборот! Мне лирический герой (= образ автора) очень симпатичен... Самого автора - увы! - в зеркале не могу увидеть. Ваше зеркало для читателя - это Ваши произведения, Ингвар! А на аватарке Вы и правда - то Че Гевара, то Волкодав... Очень за Вас рада, что Вы такой чадолюбивый отец)))
Ингвар Коротков

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Сб августа 27, 2011, 00:53:28

Спаибо, Катя! А насчет четкого выстраивания рассказа - правы. Грешен -бросает в сторону..
Ингвар Коротков

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Сб августа 27, 2011, 01:02:56

О Наталья!:))) Шерлок Холмс сказал бы :" Это элементарно, доктор Ватсон! У Вас просто выработались стереотипы мужской прозы ... Да и женской тоже))) а я не выстраиваю ничего - ни рассказы, ни пиар - я просто так пишу))) и просто живу))
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Сб августа 27, 2011, 18:02:04

Надеюсь, что это так:)))
На самом деле это была проверка: уж больно странную Вы прислали автобиографию)) Вот теперь - другое дело...
Последняя правка: августа 27, 2011, 18:19:59 пользователем Наталья Баева  
Ингвар Коротков

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Сб августа 27, 2011, 20:18:27

Странную?))) Наталья, нельзя о себе думать слишком серьезно!!! Меня в дрожь бросает от заумных людей и рецензий на такие же произведения)))
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Сб августа 27, 2011, 21:13:06

Прочитала не просто с удовольствием - с наслаждением))) удивительная стилистика, невероЯтная образность речи. Я побывала и гусыней, и Тончихой, наяву увидела чудную церковь... Удивляет только одно - эдакое снисходительное отношение - "сказочник", "былинник"... Не в ногу с современной прозой? Да и славно... Ведь что поразительно - такая красочность и яркость языка сейчас не в чести - нужны эксперименты для "неореализма", скудость языка для переводов на другие языки, высокоумная символика... А читать всю эту "заумь" - смешно... У Ингвара же - не "словеса"- это объемная красочная картинка реальной деревенской жизни без черной краски,с удивительными юмором и иронией, что действует намного сильнее....и однозначно - это ТАЛАНТЛИВО.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Сб августа 27, 2011, 22:08:48

:) Марта, здравствуйте!
Спешу уверить вас, что лично для меня нет ничего более потрясающего, чем "былинность" - в смысле манера подачи, пришедшая из устного народного творчества, и никакой снисходительности!
Я сама, извините за нескромность, умею это делать (от бабушки в наследство досталось, не моя заслуга). :)
А "плетение словес" - это такой стиль старинный, удивительный, посмотрите в поисковиках. "Словеса" же - тоже очень серьезное и высокое слово, а "оценочный" оттенок придают ему - только ожидания толкователя.
Мы, современные люди, больны недоверием...

Так что - зауми давайте пожелаем - заумных читателей, а ироничным реалистам - ироничных реалистов)) Пусть найдётся для каждого - свой. Но, согласитесь, это не повод не интересоваться - "другими вселенными"))
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Сб августа 27, 2011, 22:09:21

Ингвар, так значит, это Ваш способ бороться с "заумью" и "серьезным отношением к себе"? А мне как раз казалось, что простота изложения - признак хорошего вкуса и уважения к читателю. И что эпатаж - это тоже разновидность "зауми". Хотя я с Вами согласна: думать о себе слишком серьезно нельзя))). Только есть все же разница: где человек о себе что-то "думает", а где от него требуется пара строк просто "о себе")))
А кстати, от чего же Вас в дрожь бросает, нельзя ли поконкретней?))) или уж адресно, или никак...

Марта, а где Вы увидели "снисходительное отношение"? Что плохого в сказках, былинах? А "плетение словес" - это в старину так называли "особый стиль, изящное повествование, образец риторического искусства". Вы, кажется, не уловили Катину интонацию и поспешили с выводами... Сами подумайте - разве стали бы люди публиковать текст, который заслуживал бы, по их мнению, "снисходительности"?
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Вс августа 28, 2011, 00:04:04

Катя, талант -увы!- по наследству не передается))) нет династий писателей и поэтов))) но это к слову...я писала кандидатскую о традициях российской "деревенской прозы" и из современных писателей обнаружился наиболее известный Прилепин, хотя...это дилетантский уровень, притянутость за уши к реальностям деревни, виденной из окна машины... К сожалению, тогда - год назад - не прочитала Ингвара, а жаль.. И вопрос именно к нему - а считает ли он себя писателем-деревенщиком или это просто один из рассказов?
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Вс августа 28, 2011, 00:40:06

Наташа, я не хотела никого обидеть))) просто обычная арифметика - прОсмотров данного рассказа больше ста, и большинство - молчат. Вероятно, не знают - как это вообще оценивать))) ведь идет подмена понятий - и в литературе в том числе - грамотную и крепко сделанную ПУБЛИЦИСТИКУ считают ПРОЗОЙ... Язык Гоголя, Лескова - забыт. Образность и метафоричность считается "отстоем". И что остается? Пелевин, Рубина?
Ингвар Коротков

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Вс августа 28, 2011, 12:51:54

Наташа, эпатаж - это не ко мне))) я так живу))) а до дрожи не люблю стремление КАЗАТЬСЯ, а не БЫТЬ... и не люблю, когда умными словами забрасывают просто так - из желания казаться быть умным... А адресно - это явно не к Вам - мне очень понравилась Ваша статья - она Искренняя.. А это- главное)))
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вс августа 28, 2011, 12:55:20

Марта, совершенно с Вами согласна по поводу языка Гоголя и Лескова... А знаете что, Вы присылайте свои работы в раздел критики. Наверняка у Вас есть чем поделиться на эту тему.
А большинство - всегда молчит))) Но вовсе не обязательно потому, что не знает, как оценить... Просто далеко не все чувствуют потребность высказаться. Может, это и к лучшему?)))
Ингвар Коротков

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Вс августа 28, 2011, 12:57:23

Марта, спасибо))) Вы подали мне мысль - сваять сборник деревенской прозы))) кое-что есть)) а расхвалили меня , наверно, напрасно - в литературе я большой дилетант)))
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вс августа 28, 2011, 13:39:37

Ингвар, дилетант - это хорошо! Главное, есть к чему стремиться))) Вы только не торопитесь с изданием книг. Человек меняется, взгляд на вещи тоже меняется, и то, что кажется хорошо сейчас, потом захочется подправить... а книга уже издана. В общем, лучше пока нам присылайте)))
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Вс августа 28, 2011, 14:09:40

Марта, и я согласна: талант не передаётся! :) А слух или чувство ритма - вполне)))

Почему-то захотелось вам показать кое-что из "россказней" моей бабушки, когда она жива была, я успела немного записать... вот, маленький кусочек:
"Ну, раньше ж жили богатые и бедные. В деревне жил один Федя. У ево глаза были почему-то все говорили на волка похожи. Его почему-то так все и звали «Федя – волчий глаз». И вот там как случать лошадей надо, один мужик купил хорошего породистого жеребца. Приходит к нему и просит, чтоб кобылу случить, дай. «Нет, Федя, я тебе не дам, у тебя глаз такой нехороший, не дам». «Ну, ладно, - отвечат, сам же и не попользуешься им». И стал этот Федя-волчий глаз следить за ним. Куды поедет, чтоб задавить, он в волка умел превращаться. Засядет где-нибудь, потом выбежит… Один раз этот мужик поехал, ружье взял, и хоп – только к лесу – выбегаит. И давай этого жеребца гонять! Мужик на санях стреляет в него, а ему хоть бы что, он уже коня за глотку хватат. Ну, делать неча, он взял бич, а их делают таки еще с нагайкой, стал его бить – он и побежа-ал. Вот так сдогадался – значит, ружье его не берет, надо плетку с нагайками. Сделал еще такую плетку и поехал в другой раз. А Федя все выспрашивает – куды едешь, да когда, и все просит коня. Тот ни в какую. Раз поехал мужик, а волк на него выбегаит. Тот его плеткой и давай, и давай – до того бил, что он не мог поворачиваться, и убил етого волка. Убил – на сани положил, довольный, что извел, и теперь что… Везет, а ета богата барыня навстречу – ой, говорит, отдай мине, говорит, етово волка. Шкуру-то под ноги, дескать. А ты что хотел из нее делать? – Рукавицы. – Ну так я тебе куплю рукавицы. – Ладно. Положил ей на повозку, она привозит к дому и говорит слуге – иди волка пошкури. А тот выходит, а там не волк лежит, а Федя – волчий глаз, весь в крови посеченный…"
_______________

А по поводу "деревенской прозы"... Наверное, всё-таки важно не только следование традициям (которые можно усвоить, переосмыслить, развить...), а и - умение оставаться СОБОЙ, быть свободным даже внутри жанра. Ведь как сравнить, к примеру, Распутина и... Абрамова, Астафьева? Совсем разные...

Задумалась тоже: кто сейчас? Сейчас искать трудно: на поверхности только медийные имена. И с востребованностью у наследников "деревенской прозы", к величайшему сожалению, тоже большие проблемы.

По поводу книги, Ингвар, есть еще одна опасность: один - два - три такие рассказа - как глоток свежей воды. Когда предлагается десять - двадцать (и более) стилизованных (узко "жанровых")однотипных рассказов (я о технике говорю, о "ремесленных" вещах - о композиции, например) - можно устать... Уверена, вы поняли правильно мою мысль.
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Вт августа 30, 2011, 00:32:16

Наталья, спасибо.. с удовольствием перешлю чуть позже свои статьи о современной деревенской и женской прозе - вдруг это кому-то будет интересным.. . У вас удивительный сайт - он действительно ЛИТЕРАТУРНЫЙ.. Причем с ХОРОШЕЙ литературой..как бы хотелось, чтобы вы удержали планку на этом уровне..
А насчет молчания большинства - это уже от неумения отличать хорошую прозу и стихи от ширпотреба или от модно-узаконенного гламура..
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Вт августа 30, 2011, 00:33:24

Ингвар, Вы бы прислали еще что-либо.. интересно))) ну если, конечно, модераторы позволят..)))
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вт августа 30, 2011, 15:39:53

Спасибо, Марта! Ждем статей и новых рассказов - от Вас, и от Ингвара!)))
А.Злобин

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Вт августа 30, 2011, 19:42:01

Марта, с каким усердием вы уцепились за этот рассказ. Понимаю, ваша кандидатская роднит вас с данной тематикой. Но ваши слова: "А насчет молчания большинства - это уже от неумения отличать хорошую прозу и стихи от ширпотреба или от модно-узаконенного гламура.." - это рекомендация для вас же почитать и другие произведения в этом журнале.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Вт августа 30, 2011, 21:33:26

Слова Марты - мирная декларация, следствие именно того, что другие произведения - тоже читались, это же очевидно.

Не комментируют, хотя просмотров много, мне кажется, потому что редко кто решится под собственным изображением и именем высказать то, что думает. Кто-то не захочет обидеть хороших людей, кто-то - побоится "лохануться" и глупо выглядеть, думая, что другим-то это опасение неведомо)))
А неумение отличать... общая не вина, а беда. Предлагаю сообща и преодолевать))
Последняя правка: августа 30, 2011, 22:49:38 пользователем manager  
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Вт августа 30, 2011, 23:52:38

Дорогой А.Злобин, не обижайтесь))) усердие действительно только в том, что мне близка деревенская проза..))) а Ингвар -это находка. Надеюсь, что не последняя))) С остальными рассказами других авторов еще познакомилась только вскользь, к сожалению))

Рассказ Екатерины Злобиной несомненно хорош..но так и должно быть - она выпускница Лит. Института. она - профессионал..
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Ср августа 31, 2011, 00:31:17

Неумение видеть хорошую прозу - это скорее не вина читателей, а беда издателей.. И тех же профессионалов, как ни странно.. у нас сейчас колоссальный разрыв между литературой на продажу и элитарной прозой. Разве можно в "женской прозе" сравнивать Токареву и Петрушевскую с десятками женских медийных имен,сериями выбрасывающих серятину? Вот только Токарева - одна, и Петрушевская -одна.. и сериями они не выдавали на горА макулатуру.. а читатель - как на базаре - читает то, что им предложено.. Сегодня все завалено колбасой за рубль - он ее купит, больше же нечего.. А вот если бы выбор был деликатесов. и покупатель был бы гурманом.. Я так думаю))
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Ср августа 31, 2011, 00:34:28

Екатерина, а отрывочек бабушкин - хорош)))речь заведомо обедненная и уже тем хороша - живая..
Саша Петров

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Ср августа 31, 2011, 00:39:19

интересное мнение. пора журналу переходить на "литературу на продажу":))
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Ср августа 31, 2011, 00:48:39

А разве Гоголю или Толстому было зазорно стоять на полках и быть купленным читателем? Что же в этом плохого?
Саша Петров

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Ср августа 31, 2011, 01:07:23

тогда поясните ваши слова: "Неумение видеть хорошую прозу - это скорее не вина читателей, а беда издателей.. И тех же профессионалов, как ни странно.. у нас сейчас колоссальный разрыв между литературой на продажу и элитарной прозой."
Ирина Соболевская

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Ср августа 31, 2011, 01:22:35

Уж извините, так как Ингвара знаю уже пару лет - организовывала мероприятия от Гос. Думы по установке обелиска "Погибшим детчикам" с его стихами, то хвалить не буду. Ибо предвзята заранее.
Просто расскажу о своей медвежьей услуге и о высокой образованности наших власть предержащих))
О чем не забуду никогда))) Один довольно известный режиссер был заинтересован повестью Ингвара "Мой Тяжелый Советский Рок" и хотел сделать фильм по типу "Стиляг". Был написан синопсис ( кратенько) - а там выходило очень патриотично - герои-летчики, военный гарнизон, и молодая поросль - рокеров..рабочие будни , любовь, музыка и все на фоне маленького военного городка. Выбрали время расслабленного и лиричного состояния основного "кепконосца" и подсунули ему страничку текста. На беду подошла законная бизнес-леди - очень читающая дама. И потребовала и саму повесть, и сборник. На следующий день ответ был следующий : "Ну что это за повесть.. про женщин плохо сказано ( там фраза была "Женщин обижать нельзя - они и так Богом обиженные.."), это почему это они обиженные? И про летчиков зачем? Вот про строителей нет фильмов.. Да и вообще - не Пелевин.. и не Донцова.. вот тех читать - интересно.. я часто перед сном что-нибудь их читаю.. потому что - классики". Это - дословно.. Вот так..
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Ср августа 31, 2011, 10:25:40

"Классики" потому что "перед сном" :))) А про женщин и правда как-то... неосторожно))
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Пт сентября 02, 2011, 10:49:11

тогда поясните ваши слова: "Неумение видеть хорошую прозу - это скорее не вина читателей, а беда издателей.. И тех же профессионалов, как ни странно.. у нас сейчас колоссальный разрыв между литературой на продажу и элитарной прозой."
--------------------------------------
Попробую пояснить))) Вот представьте единственный ресторан, в меню которого есть только гамбургеры и чипсы и лягушачьи лапки в бургонском вине..
Несомненно, найдутся желающие на то и другое, но основная масса клиентов останется возмущена.. А у нас сейчас современная проза - именно такой ресторан))
А.Злобин

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Пт сентября 02, 2011, 12:40:20

Дело в том, что - литература всегда была элитарной. Достоевского и Толстого не читали в своей основной массе ни рабочий класс, вкалывающий на мануфактуре, ни крестьянство.
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Пт сентября 02, 2011, 12:52:58

Что Вы понимаете под словом "ЭЛИТА"? Мещан, интеллигенцию, студентов, разночинцев, дворян. аристократию?
Если помните, дети крестьян обучались в школах - церковноприходских))) где им преподавалась литература , зачатки литературы - того же самого Толстого - сказки, Жуковского, Пушкина..
Элитарен ли Пушкин?
А.Злобин

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Пт сентября 02, 2011, 13:36:45

И сейчас в школах преподают. Но это не значит, что - читают. В классе нас училось 32 человека. Из класса 3 девочки и 2 мальчика (один из которых я) любили русскую литературу. Остальные либо вообще не читали, либо заставляли себя это делать ради оценок. Я ответил на ваш вопрос?
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Пт сентября 02, 2011, 20:20:56

На это ответил один из Людовиков "Государство - это я".. Надеюсь, литература все же больше, чем Я..)))
А.Злобин

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Пт сентября 02, 2011, 20:45:17

Я вообще-то не о литературе говорил:))
А о её восприятии:))
Марта Валлерс

Москва
Комментарий
Дата : Сб сентября 03, 2011, 00:32:40

Восприятие литературы - вещь субъективная)) Пушкинский "Талисман" славные студенты Литинститута несколько лет назад разнесли в пух и прах - и рифмы глагольные, и слабые, и композиции нет.. и много чего)) правда, через часа полтора нашелся один из них - вспомнил, что это Пушкин.. в Инете нашел))
А.Злобин

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Сб сентября 03, 2011, 00:48:19

Вы сами ответили на свой вопрос))
Ингвар Коротков

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Ср февраля 08, 2012, 10:30:30

Извините, долгонько не удавалось попасть сюда - занят был))) спасибо всем прочитавшим.. а уж оставившим отзыв - вдвойне спасибо))
Рассказ этот мой переведен на норвежский язык и даже опубликован в воскресной газете Тампере)))
Не знаю, как он звучит в переводе, но письма от восхищенных читателей получаю)) например, " куда смотрят защитники животных и зеленые? Россия - это страна, где можно животных бить безнаказанно??? или .. хозяйку надо приговорить к штрафу или уголовному наказанию"" Так что норвежские читатели оказались намного активнее и продвинутее русских))))
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Ср февраля 08, 2012, 15:51:00

Я, Ингвар, коллекционирую такие рецензии... :)
"Куда смотрели родители героя?!", "Почему у вас ангел просто сидит и ничего не делает?!", "Лучше бы он пошел в пастухи, а не в живодеры"...
Приобщу и ваш, спасибо, повеселили!
Ингвар Коротков

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Сб февраля 11, 2012, 11:38:22

Да, Катя, пора уже отдельную папочку заводить))) Меня тут надысь правозащитники очень щипали, осерчали на мой рассказец "Спасение немецкого ежа" - как я сбитого машиной ежика доставил в немецкую ветеринарку. Наши отечественные правозащитники просто бурю устроили - как я изгаляюсь над местными обычаями..
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 11, 2012, 12:13:14

Ингвар, заинтриговали!)) Где можно почитать про ежа?
Ингвар Коротков

Санкт-Петербург
Комментарий
Дата : Сб февраля 11, 2012, 13:58:37

Я сброшу на мейл прозы))) если покажется, буду рад))

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте