СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1393
29 мая 2011 года
ПОЗДРАВЛЯЕМ ДНЕМ УЧИТЕЛЯ
Посвящается СШ, СШ, и СШ.
- Век живи, век учись. - Душевно вам благодарен. (Из нечаянно подслушанного разговора)
1 ... И вот поздравляют меня. Страшно, как страшный сон: давно ли я сам поздравлял! Хороший светлый солнечный осенний день. О чем вспомню в сей радостный праздник? Как, чему и кого я учил? Как сам учился?
Мне неловко смотреть в щедрые глаза поздравляющих. - Что ж, - кажется, говорят они, - всех поздравляем, давайте уж и этого - не жалко. А то ему обидно будет. "Поздравляем! Поздравляем! Поздравляем!"
Я отвожу глаза. Делаю вид вежливости и трезвости.
Как все же могло так случиться, что меня поздравляют с таким прекрасным и вместе странным праздником? Однако, УРА!
Так уж вышло, я немного задержался в своем развитии. Умственном и душевном. То есть была какая-то бледная вспышка, лукавый, может быть, подъем где-то между двенадцатью и четырнадцатью, да и потом еще, а потом снова спад в детство, почти вчерашнее детство, теперь уже такое далекое, и уже совсем не чистое и совсем не невинное: умственная бедность и ничтожество чувств.
(А настоящее детство мое, было ли оно чистым? Было ли невинным? Не знаю, не уверен. Может быть, просто не помню.)
Помню, когда-то в детстве, начитавшись волшебных сказок, я мечтал быть невидимым. То есть, не быть, а становиться иногда, возвращаясь, когда захочу, в обыкновенное состояние. Быть то видимым, то невидимым: в зависимости от положения волшебной шапки на голове. Чудесно казалось: можно делать все, что хочешь и как хочешь, совершенно никого не стесняясь и не боясь. Вседозволенность и безопасность. Бедный и глупый, иначе я даже мечтать не умел! Конечно, невидимость и сокровенность дает человеку почти полную власть над другими. Чего ж лучше желать малолетнему, о чем лучше мечтать несмышленому! Только это все пустяки: Вопрос в сущности чисто педагогический: только тогда кажется хорошо ребенку, когда большие ушли или по крайней мере не видят. (Правда, американцы, изобрели, говорят, недавно какой-то инфракрасный прибор, позволяющий обнаружить спрятанного человека на довольно большом расстоянии. Утверждают, что это для отлова нелегальных эмигрантов из Мексики. А там, как знать, может быть, и для простых человек-невидимок... Но это ж американцы! Что с них взять. Они и сухой закон выдумали.) Разумеется, в своих мечтах о всемогущей невидимости я предполагал вести себя исключительно правильно и благородно, как это полагается в сказке. Защищать обиженных и побеждать злодеев. Этакое противление очевидному злу незримым насилием! Но главное-то, конечно было в том, чтобы большие не видели. Как знать, может быть, я и теперь втайне чего-нибудь подобного хочу, только сам себе в этом стыжусь признаться. Только вот теперь je suis professeur, I am a teachear, я - учитель, и следовательно, не то что невидимым быть не могу, но даже уж слишком всегда у всех на виду. Как зверь в зверинце. ...А увлекательный это мог бы быть сюжет для писателя с воображением: рассказать и пересказать, что видит и знает человек-невидимка. Широчайший простор для нашей дурной фантазии! Сам бы взялся, только я простой школьный работник и писатель, наверно, окажусь слабый, да и воображение у меня недостаточко развито. Боюсь только испортить богатую тему.
Праздник, а в голове все науки, науки, науки... Свои и чужие предметы преподавательские. Чему учились-недоучились, чему учили-недоучили.
Лингвистика. Прежде всго "словарь", потом фонетика и так далее. Наконец поэтика с мифологией - в связи (прошу обратить внимание!) и как отражение других наук: прежде всего ботаники с зоологией (Волк- злодей и мегера Лиса) Но особенно: птицеведение с ихтиологией... (Ишь ты! Ученые. Их теология - ихтиология. - Рыбку любите? - Да. Особенно любоваться... Рыба, может быть, вообще самое красивое животное.) География. - Так... Где у нас находится Амазонка? - Как где? На карте... (Отличник учебы прав: больше он ее нигде не видел)
О науках стоило бы, конечно, подробнее вспомнить, но не теперь, не теперь... Сегодня некогда: сегодня праздник. День учителя.
Учитель! Перед именем твоим...
Но это еще что?.. Сколько можно!.. Ну, да ладно! Сегодня согласен. Исключительно только ради праздника: Поздравляйте меня сегодня! Поздравляйте! Поздравляйте меня сильнее!!
Учитель должен быть умным. смелым. добрым и честным. И все это понимают И я понимаю.. Только я не понимаю как...
Родные и близкие мои (что за дурацкая идея!) всегда хотели гордиться мной... Бедные! Это им совершенно не удавалось. Чем в сущности было гордиться?
День Учителя! У меня, у нас, у них - у всех (по крайней мере у всех нас!) праздник. (Хотя праздник , вообще-то говоря слово двусмысленное: праздное значит ведь еще нечто пустое и ничем не занятое). Но это праздник у НАС. Нас много везде, мы учителя. Мы учители. И мы зовем друг друга на подвиги. Учитель это ведь почти то же самое, что генерал. Не случайно в старое царское время учителям давали чины согласно табели о рангах (хоть и гражданские) и награждали за заслуги орденами.
Хотя... Как это себе представить: "ГЕНЕРАЛ НА 0,5 СТАВКИ"?
И все же, Учитель! Будь ты генерал хоть на полставки, хоть в отставке, ты должен жить так, чтоб никто не мог бы, не погрешив против истины, сказать тебе:" ГЕНЕРАЛ, А БЕЗОБРАЗИТЕ!"
2 КСТАТИ О ГЕНЕРАЛАХ лирическое отступление (физика, электричество)
...все, что должно было, казалось, стремииться к гармонии (хотя б к трехрядной!), вдруг устремилось, кажется, совсем в другую сторону. Все как будто остановилось в каком-то совсем не динамическом равновесии: нищий завидует царю, царь нищему и безродному, бедный богатому, богатый бедному. Утро. Улица. Дворник. Он -. Генерал. Смелый и воинственный. Почему, собственно, генерал? Очень просто: так в детстве дразнили: Саня- Генерал: потому что фамилия Генералов, что почти с полной несомненностью свидетельствовало его крестьянское происхождение. Дворник (генерал!) был, наверное, вообще-то говоря дурак. Хотя все это так относительно. Двадцати с чем-то лет он немного призадумался. Он понял сам в себе, что человек он отчасти странный, выдающийся и проблематичный: Таких мало: в лековом автомобиле (включая TAXI) он никогда еще в жизни не ездил, исключая, естественно тот случай, когда его везли домой из родильного дома, хотя родился и вырос в столице (и м.б. даже в Москве!) Другое дело общественный транспорт и всякие пригородные поезда: это было знакомо. До боли. Кроме того дворник время от времени бывал пьян и становился в таком виде непоседлив и гадок. Что еще о нем сказать? Сам он говорил честно и громко, откровенно и прямо, преимущественно междометиями. Так плавно текла его жизнь, бесполезно, но безобидно, пока он не вообразил себя генералом и не сочинил трактат об электричестве. (Кстати, служа дворником, Генерал возле нашей школы подметал (Ох, как у нас дети пачкают и мусорят!) Имеет ли это связь с электричеством, не знаю. Но именно поэтому он мне именно в День Учителя вспомнился.)
Трактат об электричестве /а. м.б., отчасти и о магнетизме/ экстракт, фрагменты:
"...вполне естественно предположить, что у электрона, участвующего в переносе чувственного или даже умственного импульса в человеческом организме /который тоже может быть однако добрым или не добрым/ и у электрона, работающего в грубой силовой машине или электрическом освещении, или просто движущегося себе в каком-н. природном процессе /например при ржавении брошенной железяки/ обнаружатся отчасти разные свойства... Вопрос состоит в том, сохраняется ли эта разница свойств /а проще говоря, память/, если поучаствовав в чем-то одном /тонкий нервный импульс, даже может быть следствие нежного душевного чувства/, наш добрый электрон окажется волею судеб втянут в что-н. другое /мотор, кабель, высоковольтная линия/, или наоборот? И, если брать совсем уже крайний, совсем уже острый случай, можно ли представить себе ЭЛЕКТРОН СТРАДАЮЩИЙ?.."
Ознакомившись с электрическим трактатом, друзья, сотрудники, сотрапезники и собутыльники нашего доброго генерала спросили единодушно, хотя с разной степенью вежливости: а не слишком ли праздны эти ученые размышления, и зачем они вообще нужны, если ни к чему практическому не ведут? Саня Генералов ответил мудро и элегантно: - Вы не волнуйтесь: я вменяемый. И из соображений личной безопасности выпил немного пива.
( Если что еще про генералов и про дворников вспомню, постараюсь потом рассказать)
3 Праздник, праздно. А от праздности порой рождаются самые отвлеченные и нелепые мысли. Думаю. Думаю скучно: Школьные учителя (даже не обязательно заслуженные) это ведь то же, что старые революционеры! А старые революционеры, как дети малые: играют, играют, играют. Или вернее: шумят, играют, поют. Принято почему-то считать, что старые революционеры живут прошлым. Это неверно. Они очень даже настоящим живут. Только настоящее их невольно и неминуемо подкрашено чем-то хроническим.
Но это же все равно настоящее! Конечно, наша революция сравнительно с прежними (1905 года, например) была мелковатой, тинистой и болотистой, проще говоря, в основном трусливой. Конечно, были свои герои, были славные подвиги, были поступки , и на настоящих героев, ушедших и ныне живущих, я, даже будучи учителем, не смею и не хочу бросить тень, тем более это так легко теперь, глядя в прошлое. И, какая бы ни есть, это же была наша революция, и мы, условно говоря, победили и вот пожинаем теперь несладкие ее плоды. Ну, да ладно.
Победа наша не беда. Победа наша полбеды.
(А уж если некоторые из учителей обидятся на меня за старых револционеров, ладно: пусть не старые, пусть не революционеры, но уж по крайней мере: ветераны холодной войны и внутренней эмиграции, из которой многие так до сих пор и не возвратились). Впрочем, выражаясь прошлым языком, всякая революция по сути своей буржуазная. И с каждой последующей буржуазность все нарастает и нарастает...
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |