Заказать третий номер








Просмотров: 1393
29 мая 2011 года

ПОЗДРАВЛЯЕМ ДНЕМ УЧИТЕЛЯ

                

                 Посвящается СШ, СШ, и СШ.

 

                 - Век живи, век учись.

                 - Душевно вам благодарен.

                          (Из нечаянно подслушанного разговора)

 

 1

  ... И вот поздравляют меня. Страшно, как страшный сон: давно ли я сам поздравлял!

 Хороший светлый солнечный осенний день.

 О чем вспомню в сей радостный праздник?

 Как, чему и кого я учил?

 Как сам учился?

 

 Мне неловко смотреть в щедрые глаза поздравляющих.

 - Что ж, - кажется, говорят они, - всех поздравляем, давайте уж и этого - не жалко.

А то ему обидно будет.

 "Поздравляем! Поздравляем! Поздравляем!"

 

 Я отвожу глаза.

 Делаю вид вежливости и трезвости.

 

Как все же могло так случиться, что меня поздравляют с таким прекрасным и вместе странным праздником?

 Однако, УРА!

 

 Так уж вышло, я немного задержался в своем развитии.

 Умственном и душевном.

 То есть была какая-то бледная вспышка, лукавый, может быть, подъем где-то между двенадцатью и четырнадцатью, да и потом еще, а потом снова спад  в детство, почти вчерашнее детство, теперь уже такое далекое, и уже совсем не чистое и совсем не невинное: умственная бедность и ничтожество чувств.

 

(А настоящее детство мое, было ли оно чистым? Было ли невинным? Не знаю, не уверен. Может быть, просто не помню.)

 

 Помню, когда-то в детстве, начитавшись волшебных сказок, я мечтал быть невидимым. То есть, не быть, а становиться иногда, возвращаясь, когда захочу, в обыкновенное состояние. Быть то видимым, то невидимым: в зависимости от положения волшебной шапки на голове.

Чудесно казалось: можно делать все, что хочешь и как хочешь, совершенно никого не стесняясь и не боясь. Вседозволенность и безопасность. Бедный и глупый, иначе я даже мечтать не умел! Конечно,  невидимость и сокровенность дает человеку почти полную власть над другими. Чего ж лучше желать малолетнему, о чем лучше мечтать несмышленому!

Только это все пустяки: Вопрос в сущности чисто педагогический: только тогда кажется хорошо ребенку, когда большие ушли или по крайней мере не видят.

(Правда, американцы, изобрели, говорят, недавно какой-то инфракрасный прибор, позволяющий обнаружить спрятанного человека на довольно большом расстоянии. Утверждают, что это для отлова нелегальных эмигрантов из Мексики. А там, как знать, может быть, и для простых человек-невидимок... Но это ж американцы! Что с них взять. Они и сухой закон выдумали.)

 Разумеется, в своих мечтах о всемогущей невидимости я предполагал вести себя исключительно правильно и благородно, как это полагается в сказке. Защищать обиженных и побеждать злодеев. Этакое противление очевидному злу незримым насилием!  Но главное-то, конечно было в том, чтобы большие не видели.

Как знать, может быть, я и теперь втайне чего-нибудь подобного хочу, только сам себе в этом стыжусь признаться.

Только вот теперь je suis professeur, I am a teachear, я - учитель, и следовательно, не то что невидимым быть не могу, но даже уж слишком всегда у всех на виду.

 Как зверь в зверинце.

...А увлекательный это мог бы быть сюжет для писателя с воображением: рассказать и пересказать, что видит и знает человек-невидимка.

Широчайший простор для нашей дурной  фантазии! Сам бы взялся, только я простой школьный работник и писатель, наверно, окажусь слабый, да и воображение у меня недостаточко развито. Боюсь только испортить богатую тему.

        

         Праздник, а в голове все  науки, науки, науки... Свои и чужие предметы преподавательские. Чему учились-недоучились, чему учили-недоучили.

 

Лингвистика. Прежде всго "словарь", потом фонетика и так далее. Наконец поэтика с мифологией - в связи (прошу обратить внимание!) и как отражение других наук: прежде всего ботаники с зоологией (Волк- злодей и мегера Лиса)

 Но особенно: птицеведение с ихтиологией...

 (Ишь ты! Ученые.

 Их теология - ихтиология.

 - Рыбку любите?

 - Да. Особенно любоваться... Рыба, может быть, вообще самое красивое животное.)        

         География.

         - Так... Где у нас находится Амазонка?

         - Как где? На карте...

         (Отличник учебы прав: больше он ее нигде не видел)

 

О науках стоило бы, конечно, подробнее вспомнить, но не теперь, не теперь... Сегодня некогда: сегодня праздник. День учителя.

 

 Учитель! Перед именем твоим...

 

 Но это еще что?.. Сколько можно!.. Ну, да ладно! Сегодня согласен. Исключительно только ради праздника:

Поздравляйте меня сегодня! Поздравляйте! Поздравляйте меня сильнее!!

 

 Учитель должен быть умным. смелым. добрым и честным. И все это понимают  И я понимаю..

Только я не понимаю как...

 

 Родные и близкие мои (что за дурацкая идея!) всегда хотели гордиться мной...

 Бедные! Это им совершенно не удавалось. Чем в сущности было гордиться?

 

 День Учителя! У меня, у нас, у них - у всех (по крайней мере у всех нас!) праздник.

 (Хотя праздник , вообще-то говоря слово двусмысленное: праздное значит ведь еще нечто пустое и ничем не занятое).

 Но это праздник у НАС. Нас много везде, мы учителя. Мы учители.

 И мы зовем друг друга на подвиги.

 Учитель это ведь почти то же самое, что генерал. Не случайно в старое царское время учителям давали чины согласно табели о рангах (хоть и гражданские) и награждали за заслуги орденами.

 

 Хотя... Как это себе представить: "ГЕНЕРАЛ НА 0,5 СТАВКИ"?

 

 И все же, Учитель! Будь ты генерал хоть на полставки, хоть в отставке, ты должен жить так, чтоб никто не мог бы, не погрешив против истины, сказать тебе:" ГЕНЕРАЛ, А БЕЗОБРАЗИТЕ!"

 

 2

КСТАТИ О ГЕНЕРАЛАХ

 лирическое отступление (физика, электричество)

 

...все, что должно было, казалось, стремииться к гармонии (хотя б к трехрядной!), вдруг устремилось, кажется, совсем в другую сторону. Все как будто остановилось в каком-то совсем не динамическом равновесии: нищий завидует царю, царь нищему и безродному, бедный богатому, богатый бедному.

  Утро. Улица. Дворник. Он -. Генерал. Смелый и воинственный.

 Почему, собственно, генерал?

 Очень просто: так в детстве дразнили: Саня- Генерал: потому что фамилия Генералов, что почти с полной несомненностью свидетельствовало его   крестьянское происхождение.

 Дворник  (генерал!) был, наверное, вообще-то говоря дурак.

 Хотя все это так относительно.

 Двадцати с чем-то лет он немного призадумался.

 Он понял сам в себе, что человек он отчасти странный, выдающийся и проблематичный:

 Таких мало: в лековом автомобиле (включая TAXI) он никогда еще в жизни не ездил, исключая, естественно тот случай, когда его везли домой из родильного дома, хотя родился и вырос в столице (и м.б. даже в Москве!)

 Другое дело общественный транспорт и всякие  пригородные поезда: это было знакомо. До боли.

 Кроме того дворник время от времени бывал пьян и становился в таком виде непоседлив и гадок.

Что еще о нем сказать? Сам он говорил честно и громко, откровенно и прямо, преимущественно междометиями.

 Так плавно текла его жизнь, бесполезно, но  безобидно, пока он не вообразил себя генералом и не сочинил трактат об электричестве.

(Кстати, служа дворником, Генерал возле нашей школы подметал (Ох, как у нас дети пачкают и мусорят!) Имеет ли это связь с электричеством, не знаю. Но именно поэтому он мне именно в День Учителя вспомнился.)

 

Трактат об электричестве /а. м.б., отчасти и о магнетизме/

 экстракт, фрагменты:

 

"...вполне естественно предположить, что у электрона, участвующего в переносе чувственного или даже умственного импульса в человеческом организме /который тоже может быть однако добрым или не добрым/ и у электрона, работающего в грубой силовой машине или электрическом освещении, или просто движущегося себе в каком-н. природном процессе /например при ржавении брошенной железяки/ обнаружатся отчасти разные свойства...

 Вопрос состоит в том, сохраняется ли эта разница свойств /а проще говоря, память/, если поучаствовав в чем-то одном /тонкий нервный импульс, даже может быть следствие нежного душевного чувства/, наш добрый электрон окажется волею судеб втянут в что-н. другое /мотор, кабель, высоковольтная линия/, или наоборот?

И, если брать совсем уже крайний, совсем уже острый случай, можно ли представить себе ЭЛЕКТРОН СТРАДАЮЩИЙ?.."

 

 Ознакомившись с электрическим трактатом, друзья, сотрудники, сотрапезники и собутыльники нашего доброго генерала спросили единодушно, хотя с разной степенью вежливости: а не слишком ли праздны эти ученые размышления, и зачем они вообще нужны, если ни к чему практическому не ведут?

 Саня Генералов ответил мудро и элегантно:

 - Вы не волнуйтесь: я вменяемый.

 И из соображений личной безопасности выпил немного пива.

 

 ( Если что еще про генералов и про дворников вспомню, постараюсь потом рассказать) 

 

3

 Праздник, праздно.

А от праздности порой рождаются самые отвлеченные и нелепые мысли.

 Думаю. Думаю скучно:

 Школьные учителя (даже не обязательно заслуженные) это ведь то же, что старые революционеры!

 А старые революционеры, как дети малые: играют, играют, играют.

Или вернее: шумят, играют, поют.

Принято почему-то считать, что старые революционеры живут прошлым.

Это  неверно.

Они очень даже настоящим живут.

Только настоящее их невольно и неминуемо подкрашено чем-то хроническим.

 

 Но это же все равно настоящее!

 Конечно, наша революция сравнительно с прежними (1905 года, например) была мелковатой, тинистой и болотистой, проще говоря, в основном трусливой.

Конечно, были свои герои, были славные подвиги, были поступки , и на настоящих героев, ушедших и ныне живущих, я, даже будучи учителем, не смею и не хочу бросить тень, тем более это так легко теперь, глядя в прошлое.

И, какая  бы ни есть, это же была наша революция, и мы, условно говоря, победили и вот пожинаем теперь несладкие ее плоды.

 Ну, да ладно.

 

Победа наша не беда.

 Победа наша полбеды.

 

 (А  уж если некоторые из учителей обидятся на меня за старых револционеров, ладно: пусть не старые, пусть не революционеры, но уж по крайней мере: ветераны холодной войны и внутренней эмиграции, из которой многие так до сих пор и не возвратились).

  Впрочем, выражаясь прошлым языком, всякая революция по сути своей буржуазная.  И с каждой последующей буржуазность все нарастает и нарастает...

Читать полностью

 

 

 
 
No template variable for tags was declared.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте