Просмотров: 1038
Вопрос о том, зачем читать (а главное, перечитывать) русскую
классику, кажется самоочевидным только учительницам. Все остальные не
читают. И напрасно. Литература – это еще и вполне практическая польза.
Это
небольшое выступление я готовил для студентов, которым уже в сентябре
буду читать лекции по русской литературе XIX–XX веков, но надеюсь, что
довольно простые и явные мои тезисы будут полезны не только тем, кому
придется сдавать экзамен.
Дело ведь не в экзамене.
Русская педагогическая традиция часто избегает объяснений и
прячется от вопроса «зачем?», отделываясь невнятными рассуждениями о
некоей пользе знаний. Этот путь я считаю ошибочным, и именно поэтому – с
открытым забралом – постараюсь честно ответить на вопрос, который не
принято задавать.
Вопрос этот звучит так: зачем нам с вами все это? Русская литература – к чему она нам?
Честный ответ вас удивит, но я произнесу эти грустные слова: мы –
взрослые люди, и нечего делать вид, что кто-то здесь чего-то не
понимает. Вы понимаете, что я здесь – не ради денег, а я понимаю, что вы
здесь – не потому, что ваша тяга к знаниям выламывает вас изнутри, как
Максима Горького, который так читал все подряд, что в его
соцреалистической «Матери» есть целая история религии – от гностиков до
Ницше.
Вас всегда учили, что литературу нужно читать, потому что ее
нужно читать, потому что над Пушкиным сияет нимб, а Лев Толстой написал
«Войну и мир». Это – чушь. Нет никакой априорной, не доказанной,
святости, и Пушкина можно не любить. Да, можно не падать ниц. В этом нет
ничего страшного.
Литература – это опыт ниспровержения авторитетов, и если вам
скажут, что нет никого лучше Ивана Тургенева, цитируйте «Бесов»
Достоевского – о писателе Кармазинове. Если вдруг вам устроят
религиозный культ из Достоевского, открывайте лекции Набокова, который
ничуть не стеснялся смеяться над Раскольниковым и Сонечкой над свечой.
Не верьте никому на слово: добрую половину русских классиков
читать вообще не стоит (вы точно не обеднеете без Антиоха Кантемира, да и
Чернышевский вряд ли кому-то чем-то поможет – лучше уж сразу браться за
ленинскую «Искру»), вторую половину читать стоит не затем, что от них
сияние исходит. Нет, не исходит.
А зачем?
Нет, вовсе не затем, что это – часть нашей общей культуры.
Мертвая, каменная культура никого не объединяет, от нее нет толку. Не
тешьте себя иллюзиями: ваш сосед по лестничной площадке не помнит из
Пушкина ни строчки, а об Александре Блоке и вовсе ничего не слышал.
Это – нормально.
Культура в ее истинном смысле – самая действенная механика не
объединения, а разъединения, отделения своих от чужих. Кровь,
национальность, политические взгляды – все это неважно, а вот понимание
того, что в «Анне Карениной» Толстой хотел рассказать не о любви, а о
грехопадении...
Читать полностью
|