Заказать третий номер

Просмотров: 1462
13 Август 2013 года

Недавно в издательстве «Вест-консалтинг» вышла дебютная книга выпускника Литературного института им. Горького Дмитрия Лукина. Она составлена из трилогии «Коврово» (дачные истории из жизни детей, родившихся в конце семидесятых, начиная с детства до начала студенчества – от лета к лету), повести «Школьные рассказы» и заключительного рассказа-фантасмагории «Мы увиделись».

Книга написана в традиционной манере, стилистически крепка, в композиции даже присутствует  «инженерный расчет», нечто формульное.

Когда читаешь произведение, написанное на основе воспоминаний о детстве автора – твоего ровесника, невольно ищешь что-то похожее на свои собственные воспоминания. Однако Дмитрий Лукин погрузил меня в атмосферу жизни той социальной прослойки, о которой я, конечно, знала, но не придавала ей особого значения.

Читая книгу, я всерьез задумалась, а что же это были за люди…  Они – последние отголоски русского дворянства. Отсюда родом некоторая «парниковость» воспитания главного героя, его противопоставление себя простому народу, причем, в пользу последнего; неумение жестко за себя постоять; сложность в общении с ребятами из рабочих семей и романтизация хулиганов; желание стать крутым и при этом смутное понимание, что это невозможно; нелюбовь к открытому конфликту, холодность во внешнем проявлении эмоций и пр.

Поначалу это выглядело надуманным, казалось, что автор просто слишком много читал классиков, а потом стало ясно: такие характеры и такие отношения действительно были, это – правда.

Очень интересен образ бабки Виры, родственницы главного героя, эдакой боевой гувернантки в душе, что потихонечку следит за внуком и его товарищем, оберегая их от попадания в нежелательную ситуацию, она в самый критический момент вырастает как из-под земли и защищает оболтусов. Правдорубка бабка Вира честна и порядочна честностью образованной и энергичной дворяночки, её обаятельная прямота вносит некое оживление в достаточно прохладную среду ей подобных, но опять же, является продуктом той же самой среды. И, да простит меня мой многоуважаемый учитель, известный литературный критик Михаил Петрович Лобанов, отзыв которого вошел в книгу, я считаю, что всё-таки этот прелестный во всех отношениях персонаж не является носителем народного характера.

Что касается подростковой и юношеской психологии, тут, на мой взгляд, автору всё удалось. Показанные ситуации типичны, и думаю, будут понятны и современным подросткам тоже, по крайней мере, первые две части трилогии.

Примечателен образ главного персонажа, который, как выяснилось в последнем полуфантастическом рассказе (где герой встречается с собой же маленьким), стал писателем.

На мой взгляд, у Дмитрия получился не «Портрет художника в юности», а портрет хорошего, способного, но далеко не гениального беллетриста на стадии становления.

В итоге главный герой, обладающий в детстве как плохими, так и хорошими в нравственном отношении задатками, стал, грубо говоря, порядочным человеком, во многом разочаровавшимся, но знающим себе цену. За кризисной фразой «Я последнее время вообще ничего не чувствую» очень многое стоит. Почему он так говорит, остается за кадром.

В следующих книгах, которые, как я слышала, автор уже готовит к изданию, расставаться со своим героем он не намерен (может, только звать его будет теперь иначе).

Хотелось бы увидеть героя взрослым, поскольку подростково-юношеские рефлексии – это, конечно же, замечательно, но то, что делает «парникового мальчика» личностью, в первой дебютной книге только предполагается.

 



 
Руслан Гавальда. "Нет, я не Байрон! И это... печально"
Руслан Гавальда. "Нет, я не Байрон! И это... печально"
Ольга Валькова. "Иоанн Дамаскин" А.К. Толстого — поэма о судьбах поэзии
СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. МУЗЫКА МЫСЛИ (ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ)
"ПЕРЕЖИТЬ ЧУЖОЕ КАК СВОЕ" (Николай Онуфриевич Лосский)
Мария Купчинова. "Плывут кораблики надежды..." (о книге Юрия Михайлова "Несбывшееся")
Все публикации
Александр Евсюков

Тула
Комментарий
Дата : Чт. Август 15, 2013, 17:54:53

Отлично, Ира!
Хороший лаконичный отзыв!
Павел Косов

Москва
Комментарий
Дата : Чт. Октябрь 31, 2013, 14:52:40

Мне кажется, самое ценное в этой книге (и в целом в произведениях Дм. Лукина) - это его собственная, очень искренняя интонация. Мы видим этакого созерцателя, который, в общем-то, довольно откровенно рассказывает нам, читателям, о своей жизни. Именно эта интонация захватывает при чтении, заставляет верить и сопереживать.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте