Заказать третий номер








Просмотров: 971

Три критика – представители трёх поколений – отвечают на три вопроса о современной русской литературе:

1. Каковы, на ваш взгляд, проблемы современной патриотической прозы и поэзии?
2. Не кажется ли вам, что критики перестали критиковать авторов своего политического лагеря, когда вы в последний раз критиковали автора-патриота?
3. Кого из новых, пока малоизвестных молодых авторов, возможно, из провинции, вы могли бы сейчас назвать, открыть читателям?


Владимир БОНДАРЕНКО (газета «День Литературы»)

1. У патриотической литературы катастрофические проблемы. Если честно, реальная литература существует как бы вне Союза писателей. Писатели живут отдельно от него. Я вижу десятки талантливейших молодых или относительно молодых авторов, патриотические писатели есть, но патриотической литературы в целом, как явления, нет – нет общего процесса, движения. Каждый поэт, писатель сам по себе – где-то творит Шемшученко, где-то Зиновьев, где-то Струкова. Все идут своим путём поодиночке. Нужны журналы и газеты, которые бы объединяли их, постоянно выдвигали новые тенденции. В какой-то мере я пробую это делать в своей газете.

Можно сказать, что серьёзной проблемой современной патриотической литературы является и отсутствие поддержки власти. Помните, как императрица Екатерина насильно заставляла крестьян сажать картошку, они не хотели сажать, бунтовали, бывали биты за это батогами и плетьми. Но теперь без картошки нельзя представить русского крестьянина. Так вот точно так же власть обязана насаждать национальную русскую культуру...

Президент Путин почувствовал, что либеральные писатели, все эти Акунины, Быковы – на оппозиционных тусовках, они все против него, а ему нечем защититься. У власти нет своей культуры, своей литературы. Конечно, пусть развиваются все направления, вплоть до порнухи, но на литературу, которая пропагандирует здоровые традиционные национальные ценности, государство должно выделять деньги. Вы думаете, в Америке не выделяют деньги на культуру? Выделяют бешеные деньги, но на необходимое государству, а не на разрушающее его искусство. Обеспечивают Голливуд, создающий культ «американской мечты». А есть отдельные троцкистские киностудии, фашистские киностудии; Америка – страна свободная. Но государство выделяет деньги на то, что необходимо государству. Если нашему государству не нужна патриотика, а сами патриоты тоже не могут сорганизоваться, то патриотический литературный процесс в России в состоянии хаоса. Авторы творят поодиночке, без поддержки, прорываются к читателю своими силами.

А ведь либеральный литературный процесс существует, и практически всё поле отечественной культуры – от телевизора до печатных СМИ (за редчайшим исключением: например, выступит Проханов), занято либеральной литературой. Я внимательно слежу и за либеральной литературой. Там есть одарённые писатели, но ярких талантов нет. Ведь чтобы состоялось крупное литературное явление, должно быть величие замысла...

Читать полностью