Заказать третий номер








Просмотров: 2016
29 апреля 2013 года

 

Ей захотелось очиститься, смыть грехи. С работы вернулась агрессивная, словно подросток с блэк-металл-концерта.

– Почему, ну скажи, почему все на Крещение окунаются, а мы нет? Лида из маркетинга окунается, Света-бухгалтер, Таня из внешне-экономического. Даже эта подстилка Снежана в прошлом году окунулась! А мы?!

Стоит в дверях; взгляд, точно кувалда. Жаждет расплющить, втоптать и больше не беспокоиться.

– Давай окунёмся, милая, – «белый флаг» выброшен, – я же в прошлом году предлагал...

– Настоять надо было, как мужику, а не предлагать...

Жена снимает пальто, перчатки, кидает на софу, а в меня – слова, будто льдинки.

– Я журнал принесла – посмотри. Завтра пойдём окунаться!

– А после на службу...

– На какую?

– В храм.

– А что надо?

– Надо, разве тебе подстилка Снежана не говорила?

Службы жена не любит. В храмы, конечно, заглядывает, но стоять два часа не для неё; физически сложно.

В глянце журнала – длинный, как президентский кортеж, список. Кому и почему нельзя окунаться в мороз. Нельзя сердечникам, гипертоникам, гипотоникам, язвенникам, печёночникам, астматикам, больным подагрой, бронхитом, насморком... пока дочитаешь – состаришься.

Впрочем, не столь муторно, как почему нельзя окунаться. Набрано мелким шрифтом; буквы, как мошки. Жирным – отборные, «шокирующие», факты. Вроде: «По статистике, во время купания в проруби погибает каждый двадцатый человек». Поэтому прежде, чем лезть – подумайте; могли бы написать и «одумайтесь». Но если всё же решились, так и слышится журналистская грусть, намажьтесь предварительно маслом, разомнитесь, совершите пробежку, сделайте комплекс йога.

Нет лишь одной рекомендации – помолиться.

После таких списков жена точно не окунётся. Поэтому – журнал под кровать.

Ставить будильник лучше всего на пять минут раньше того, когда хочешь проснуться. Чтобы понежиться, поваляться.

Раз шесть, наверное, отдаляю сигнал, а вместе с ним и подъём. Наконец, решаюсь, скидываю байковое одеяло, ёжусь в мерзлоту комнаты. Руку на батарею – едва тёплая.

Тьма за окном вязкая, грузная, как жирные ломти земли на лопате. Тёща наказала окунуться, пока не взошло солнце. Иначе грехи не отпустятся.

Сколько там на градуснике? Минус девять. Спрятать его подальше, чтобы жена не видела.

Прошлёпать на кухню, выпить оставшегося с вечера чая. Быть решительным. Совершить первое в своей жизни крещенское купание. Это, в общем-то, легко. Если сравнивать с тем, что надо будить жену.

А она просит ещё часок, закрывается одеялом, бьётся подушкой. Уговоры, уговоры, будто я Молотов, а она Риббентроп. И всё-таки пакт заключен.

Встаёт, ползёт в ванну, чистит зубы. Лениво собирается – я в коридоре одетый, – потом вспоминает о журнале с рекомендациями.

Где журнал? Не знаю. Ты вчера листал! Дел куда-то. Так встань – найди. Да что искать, и так всё понятно. Пошли уже. Журнал найди, растяпа! Дался тебе этот журнал. Я без рекомендаций в воду не полезу! Ну и не лезь! Ну и ладно!

Сидим напротив друг друга, злые, взъерошенные. А рассвет маслянистым шаром подползает и переваливается через линию горизонта.

Ладно, прости! Ну, не молчи! Раз решили – идём! Светает уже, надо успеть! Ну, прости, правда! Прощаешь?

Вновь сборы, долгие, как на войну, а уже засветло. Благо, что Днепр близко.

Он застыл, покрытый у берега снежно-ледяной жижей, словно кислые щи навалили. Тёмно-зелёная, с ржавым оттенком вода начинается там, где лишь редкая птица. И проруби нет.

– Где окунаться? – стоит обречённо.

– Пошли, – вспоминаю, – заход дальше, там, наверное, нет льда ...

Льда и, правда, нет. Заиндевевший бетон уходит в мутную воду. По обеим сторонам – заборы: один деревянный, другой металлический. Удобно вешать одежду.

Вешаю, остаюсь в трусах. Из всех журнальных рекомендаций ценна лишь одна – не заходить в воду босым. Вместо ботинок – надеваю вьетнамки.

Жена бездвижна: угрюмым монолитом она замерла на бетоне, словно памятник рыбаку, который так и не смог вытащить рыбу.

– Давай, – говорю, – раздевайся...

Реагирует молча: начинает зарядку. Наклон влево, наклон вправо. Взмахи руками. Несколько выпадов, приседаний. Она только разогревается, а я уже начинаю мёрзнуть. Ругаюсь, тороплю.

С лицом вратаря, пропустившего пятый мяч, начинает раздеваться. Кроликовую шубу, вязаное платье, шерстяные гамаши – на забор.

Чувствую, как дубеет, становясь гусиной, кожа. Надо позвонить журналисту. Пусть добавит в статью главную рекомендацию: «Не брать жену!».

Приоткрыть рот, дабы, как хлыстом, подгонять матюками. Но ведь праздник – Богоявление. Нет, молчать, терпеть.

Наконец, скидывает ночнушку, мажется суетливо оливковым маслом (куплено в Италии, двадцать евро – бутылка). Возвращает ночнушку и с лицом Матросова на амбразуру говорит:

– Пошли!

Трижды крещусь, читаю «Отче наш...» и с хлюпаньем захожу в Днепр. Вода как жидкий азот; парализует, сковывает. Но секунды, мгновения – и становится благостно, тепло, внутри и снаружи.

От берега дальше, заходишь по пояс, и, приседая, окунаешься – не с головой, – а, вынырнув, растираешь себя водой, будто разогревающей мазью.

– Хорошо, Господи, хорошо!

И, крестясь то ли на известковое небо, то ли на дымчатый берег, понимаешь, что хорошо не только в теле, но и в том, что принято называть душою. Стоишь в воде не больше пяти минут, а, выходя, теряешь одну вьетнамку, плюхаешь мозолистой стопой в обледеневший берег, но всё равно, на миг, ясно чувствуешь «то, что принято называть душою».

Кажется, будто окружающий мир раскатали, как пельменное тесто. Чтобы выхватывать из него особенные круги. И всё: птицы, волны, дома – говорит словно шёпотом.

Но жена, с посиневшими губами, всё ещё стоит на берегу.

– Иди, да иди же ты! Ведь, правда, хорошо...

На удивление, слушается, заряженная моим восхищением, верой: заходит в воду по щиколотку. Лицо искривляется, словно рассечённое ятаганом надвое, и, пища каким-то мальчишеским фальцетом, она выскакивает обратно на берег. Чтобы стремительно, будто конкурс какой, натянуть на себя платье, гамаши, сапоги, шубу. И бежать, умоляя, домой.

А дома возмущаться, – «зачем только меня потащил?» – пить чай с малиновым вареньем, зарывшись под два одеяла, и, наконец, мстить молчанием, как яблочный червь, выедающим изнутри. Убивать огонь, ещё недавно гревший меня у Днепра.

Иду на службу один. Жену морозит, и насморк всё никак не начнётся. Согревается дома глинтвейном.

В тесном храме по-насекомьему людно. Все на виду. Пахнет перегаром и ладаном. Крестятся, молятся, слушают отца Александра, невысокого, плотного. Вместо привычной окладистой бороды у него щеголеватые, под Джонни Деппа, усы и бородка. Весь он словно не из семинарии, а из телевизора. Вот-вот улыбнётся да поднимет бокал с шампанским на «Голубом огоньке».

Но проповедь его не под стать внешнему виду. Многие с благоговением слушают, но есть и те кому, видимо, скучно: то смотрят на часы, то беседуют. Высокая блондинка в цветастой ушанке шепчет:

– Где можно купить крещенскую воду? – у неё гипнотический голос, в нём звенят деньги.

– Можно набрать, но ещё не святили, – трясу пустой баклашкой, взятой под тару из дома.

Она хочет продолжить, но пальцем к губам прошу её помолчать. К пастве выходит батюшка: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы ...». Нестройно, вразнобой затягивают «Символ Веры».

Заключающее «аминь» как сигнал к действию: меся талый снег, цокая каблуками, к амвону спешат женщины с мимикой кобр, мужчины с ужимками кроликов. Толкаются, суетятся. Умиротворение, достигнутое молитвой, пропадает.

Впрочем, Бог с ними, с людьми. Плохо то, что Бог не со мной. Раз я, такой безгрешный, их осуждаю.

Поэтому пропеть «Отче наш», нащупывая благодать как узлы в теле, и выйти на улицу, пока их – с глаз долой – причастят.

Небо провисает, словно больничный матрас. На площадке у храма собираются люди. Выставив тару, они поглядывают то на матрасное небо, то на пластмассовый бак. В него, скользя, как эквилибристы на льду, носят пока ещё просто воду служки.

Чего носите? Водопровод сломался, из колодца таскаем, чтобы народ воду набрал. Нужна помощь? Ага, только пару себе найди, сам не донесёшь. Донесу. Ну, смотри.

Дают алюминиевое ведро. Кручу ручку подъёмника, набираю воду в колодце, несу к баку, выливаю. Туда и обратно, туда и обратно, пока из динамика, установленного на черепичной крыше, ни слышится голос отца Александра:

– Выходим на улицу, где совершится водосвятный молебен...

На этих словах небо рвётся, и влажный снег валит на землю, как поцелуи неопытных семиклассниц. Ищу оставленную баклашку, но её нет у церковной стены.

– Идём, будут воду светить, – улыбается проходящий служка. Лицо у него бескровное, словно выжатое.

Почти горестно развожу руками:

– Потерял тару...

– Ничего, я тебе дам...

По очищенной ото льда дорожке, уже припорошенной снегом, заходим в подсобное помещение. В нём – плотный, удушливый запах ладана. И стены в иконах. Конопатый служка протягивает мне стеклянную трёхлитровую банку:

– Хватит?

– А пластика нет?

– Уж извини, – смеётся, – где воду взять знаешь...

Батюшка молится над купелью, пузатой, блестящей, как ёлочная игрушка. Люди толкаются, ждут.

Вклиниваюсь между двумя рыжеватыми мужиками, похожими на стареющих молодцов из мультика «Вовка в тридевятом царстве». Правый, почти в стихах, восхищается установкой динамика. Левому, сбивающемуся на жаргон, не нравится звук: слабый, чахоточный.

Молебен по освящению крещенской воды идёт. Только слов больше не слышно.

Отхожу позвонить жене, как в детстве, меряя периметр площадки шагами. Рельеф подошвы отпечатывается на снегу, похожий на лист ежедневника.

Привет, как дела? Сижу в интернете, фильмы качаю. А здоровье? Так себе. Насморк? Насморка нет – слабость. Так чего у компьютера заседаешь – ляжь! Сам ляжь, не фиг меня на Днепр было тащить, всё давай. Давай. Пока, пока.

Настроение от разговора целится вниз, как сосульки на крыше звонарни. Возвращаюсь к спорящим молодцам. Отец Александр, вооружившись мохнатым кропилом, начал обход. С ним – два служки и несколько поющих старух. Он кропит людей с задубелыми лицами. Те улыбаются, крестятся.

Но некоторые возмущаются, злятся: как так, на меня не попало. Расхристанный мужик, словно патронташем, перемотанный чёрно-белым шарфом, матерится, когда батюшка щедро кропит его физиономию.

Большая часть людей, кому освятили воду, спешит к воротам, но есть и те, кто вновь встаёт в очередь. Много блошиной суеты, и часто бутылки валятся на землю, расплёскивая воду, ставшую агиасмой.

Вот и к нам приближаются. Дымящее кадило работает, точно башенный кран, размеренно, чётко. Старухи, как песнь ямщика, тянут «Богородице Дево, радуйся». Отец Александр опускает мохнатую кисточку в ведро, размашистым крестом освящает нас, воду. Падающие капли будто утренняя роса, и даже молодцы больше не спорят. Быстро пакуются, чинно говорят «до свидания».

Я же постою, обожду, полюбуюсь. И только затем уберу банку в пакет. Смешаюсь с деловитой толпой, медленно, как стая пингвинов, двигающейся к воротам.

Там суетится тумбовидная женщина в пуховом платке:

– Покупаем крещенскую воду, вечерняя, из Лавры!

Задние ряды толкают передние. Те цепочкой, как насаженные на шампур, ступают на обледеневший порог, а после – в растаявшую лужу.

Моя нога едет; по щиколотку – в мутную талую воду. Она предательски нежно, как искусный карманник, лезет в ботинки, заставляет напрячься.

По берегу Днепра с полной банкой, утопая и скользя на снегу, идти домой не желательно. Поэтому – вдоль дороги, по обочине, мимо грязных авто, пышущих газом. Можно, конечно, и на скрипучем автобусе, но его ждать, ждать.

Прямо у дороги, напротив магазина пива и суши, стоит экипированный по-рыбацки мужик в старой, без кокарды фуражке: валенки с фольгой, перьевые штаны, безмерный ватник. Держит палку с крюком. На ней – два слизких, повисших сома. Мужик ждёт, когда проносящееся мимо авто остановится, и из него, как Дед Мороз из саней, вылезет щедрый барин и скажет:

– Сколько берёшь за сома?

– Две сотни, – ответит мужик и будет доволен.

А барин торговаться не станет. Снимет перчатки, протянет деньги. Возьмёт их рыбак и сделает то, ради чего всё затеял – устроится в шинок и закажет пол-литру. А может и больше. Как повезёт.

Размышляя об этом, мне вдруг и самому хочется выпить. То ли от праздника, то ли от мокрых ног. Находятся тысячи аргументов, и студёная бодрость наливается в жилы. Крещение всё же, да и день воскресный – вот как, чудо, совпало. Зайти в какой-нибудь сирый генделик, пропустить стопочку, словно тот кум в ночь перед Рождеством.

Баров здесь много, и все хороши. Но во мне странный изъян – люблю поскромнее. Чтобы не выделяться. Значит, дорога мне в «Поплавок».

Растрёпанная барменша, как ни зайду, всё сидит за столиком с двумя мужиками. Скатерть на столике в бело-красную клетку, а на других скатертей нет. Суровые мужики с мясистыми отбивными лиц косятся на посетителей, будто отпугивая. Кроме них в «Поплавке» – двое. Но один, в потёртом пальто, сразу выходит. Остаётся второй. Похоже, рыбак. И удочка есть, и ящик для рыбы.

Заказываю сто пятьдесят. Барменша встаёт, булькает в стопку. Глаза у неё косят, полуприкрытые веками, и не понять, когда она и, правда, хмельна, а когда – лишь впечатление.

Взяв ещё сока и бандериков с мясом, неудобно усаживаюсь за хромой стол на дощатый стул «Балтика» – пустые солонка, перечница, две салфетки, – выпиваю. Из окна виден ребристый забор и пеньки дров, заваленных снегом.

Рыбак сидит одиноко, поглядывает. Потом, видимо, совсем заскучав, встаёт, хочет подсесть. А куда деться?

У него выбеленные глаза и сосульки-усы под Тараса Шевченко. Глаза смотрят весело, усы топорщатся.

– Выпьем?

Не дожидаясь ответа, он заказывает водки и невнятной закуски: два бутерброда с колбаской и салат из капусты.

Лишь бы что-то сказать, спрашиваю его о рыбалке. Говорить с незнакомцами для меня сродни экзекуции. Но рыбак – парень общительный, свойский. Только спроси. От его многословия – тесно. Вещает в ответ, точно диктор, соскучившийся по работе за отпуск. И как мотыля искал, и как жена наорала, и как выгнали с лунки, и как огроменный судак – он делает большие глаза: «Представляешь, судак?» – крючок проглотил.

– Такой судак! Давай за него, а? Вот смотри!

Рыбак открывает ящик. В нём несколько мелких рыбёшек – плотва, карасики, – а на них, словно туземный царёк на троне с рабами, возлежит, раздувая жабры, крупный полосатый судак с заострённым рылом.

– За такого штрафы дают, – почти с придыханием говорит рыбак.

Два мужика – те, что с барменшей – достают сигареты, хотят закурить.

– На улицу, ребятки, на улицу, – маша руками, кричит барменша.

Мужики вяло, будто не пьяные, сопротивляются, матерно возражая в ответ, но покоряются и выходят за дверь. Оставшись одна, барменша идёт к нашему столику.

– С вас – восемьдесят пять гривен.

– Хорошо, – рыбак улыбается, – позже заплатим, а пока принеси нам ещё по сто пятьдесят, хозяюшка....

Барменша разворачивается, но тут, наверное, её посещает тревожная мысль, и она, широко открывая беззубый рот, заявляет:

– Платите сейчас.

В сочетании с её внешним видом фраза звучит устрашающе, словно призрак вернулся с того света, дабы грешники наконец-таки заплатили по счетам. Рыбак роется по карманам. Излишне картинно, и я понимаю, что лучше – и единственно возможно – заплатить самому. Лезу в карман.

– Нет, нет, – замечая порыв, возражает рыбак, – сегодня я угощаю.

И, подмигнув, он вновь открывает ящик.

– Смотри, хозяюшка, какой чудесный судак! За такого штрафы платить, а я тебе его почти даром отдам!

Рыбак хватает судака и всучивает его в руки обалдевшей барменше. Она застывает, как торговка в рыбном ряду.

– Бери, бери! – Ухмыляется рыбак. – Всего за сотню отдам. Давай нам ещё по сто пятьдесят!

– А деньги?

– Судаком расплатимся! – Рыбак тянется к бутербродам. – А денег нет, так что...

Но он не договаривает. Барменша, краснея, перехватывает судака в одну руку и, точно нагайкой, бьёт рыбака по спине. Слизкая чешуя оставляет влажное пятно на скособоченном ватнике. Рыбак вздрагивает, оборачивается, и барменша прикладывает его по лицу. Размашисто, хлёстко. И мерещится, что движение её будто крестом.

– Думали на халяву бухнуть, да?! А ну пошли вон, твари!

Вскакиваем из-за стола. Едва успеваю схватить банку. Барменша прёт на нас, будто валькирия на ристалище. Ретируемся за дверь, едва не сбив мужиков. Барменша вываливается следом, на холод, точно дракон, испускающий пар.

– Ублюдки, чтобы я вас больше не видела!

Она взмахивает судаком напоследок, швыряет его в грязный сугроб:

– И рыбу свою вонючую заберите!

Вьюном разворачивается, уходя в «Поплавок». Обалдевшие мужики идут следом.

Рассмешился рыбак, подбирает судака из сугроба. Я же стою, чувствуя оцепенение во всех членах, ощущая, как беснуется сердце, отдаваясь в висках пульсацией.

– Вот дура-то, а? – Скалится рыбак. – Ведь хорошая рыба...

Он рассматривает судака, держа на руках.

– Ты это, земляк, извини, если что. Деньги-то были, но платить западло. Не обиделся, не?

Лицо у меня, наверное, до сих пор перепуганное. Да и внутри, будто кислоту вылили.

– Ты не психуй. Может, остограммимся, на посошок, а? – Смотрит пристально. – Ну, раз не хочешь – бывай...

Руки не протягивает. Просто кивает.

– Слушай, – он вдруг бьёт меня по плечу, точно старинного приятеля, – на, хоть рыбу держи, что ли. Пожаришь!

И всовывает судака мне в пакет, к банке с водой.

– Ну, теперь точно, бывай!

Отупело смотрю ему вслед. Наконец, оцепенение проходит. Заглядываю в пакет: судак, мёртвый, ластится к стеклу банки. И хочется быстрее прийти домой, отмыться от запаха рыбы. А лучше, как утром – в прорубь.

Прохожу этно-ресторацию «Казачок», сложенную из отёсанных брёвен, с тыквами и горшками у входа. Ногам в промокших ботинках холодно, сыро. И на душе неуютно, будто она и, правда, ушла в пятки.

Мимо куцых елей сворачиваю на тропинку, иду вдоль покрытой ледяным панцирем затоки Днепра. Сугробы здесь не маслянисто-грязные, а нежные, млечные. Слышно, как урчит распираемый изнутри лёд.

Под ним, залегая на дне, словно преступник, терзается голодная рыба. Ей голодно, одиноко. Ждёт, когда тронется лёд.

Думая о ней, вспоминаю, как хлестала барменша рыбака судаком. Хлестала наотмашь и почему-то крестом. Зеленовато-серая чешуя билась о красную морду и, словно конфетти, разлеталась в стороны. А рыбак застыл, не особенно возражая.

Ему было нормально, привычно. А мне неприятно, мерзко. Точно увидел калеку на паперти. Нет, хуже – себя в нём увидел.

В Богоявление. Когда, наоборот, должно случиться нечто особенное, чудное. А тут: рыбой – по морде. И те же отсиженные лица в храме, те же вспышки жены, тот же с душком моцион. Будто и не являлся никто.

В кармане вибрирует телефон. Достаю свободной рукой. Принято одно сообщение. Открываю, сжимаясь, точно перед прыжком в холодную воду: «Дорогой, где ты? Скучаю, люблю».

Левая нога едет. Поскальзываюсь и, взмахнув пакетом, падаю, бьюсь о лёд. Слышится звон стекла. Телефон летит в сторону.

Стеклянная банка разбилась, и осколки лежат в воде. Один порезал бок судаку. Кровь капает в воду, оставляя следы, похожие на кровавых головастиков.

Но взгляд фиксируется не на них. Он прикован к раздувающимся жабрам.

Поражённый, беру рыбу на руки, склонившись, как анатом над трупом, и вижу, не столько глазами – сколько нутром: рыба жива, она кровоточит и дышит.

Найти прорубь, выпустить. Мысль эта чёткая, ясная. И от неё вдруг становится радостно, точно божеству в последний день творенья.

 

фото с сайта fishingsib.ru

 


 
No template variable for tags was declared.
Юрий Крутов

Комментарий
Дата : Ср мая 01, 2013, 22:23:28

Вспомнился анекдот про Вовочку, которому нужно было поставить вопрос к задаче по арифметике. "Баран весит пятьдесят килограммов, а свинья - сто сорок". Вовочка придумал: "И шо?"
Прочитал рассказ.
"И ШО?"
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Чт мая 02, 2013, 21:37:50

Прочитала второй раз. Вот не знаю,в принципе написано-то неплохо, что-то от Зощенко есть, только на современный манер. Но почему-то не могу я этот рассказ принять от начала и до конца. Жена какая-то неубедительная, мне кажется тут пропорция между реальностью и условностью (в данном случая гротеск) не совсем правильно выдержана. Я как ни старалась, так и не смогла определить хотя бы примерно возраст этих супругов, они какие-то "вневозрастные". "Я без рекомендации в воду не полезу" - это скорее нелепо, чем смешно, и с трудом верится, что она действительно так сказала. И вообще вся эта жена слишком уж схемная, пародия на гламурную дамочку, и не очень удачная пародия. А вот ситуация с рыбой мне понравилась больше, тоже гротескно, но здесь гротеск мне показался оправданным. Грубо, конечно, но не банально. И вторую часть рассказа я считаю удачной. Жену бы "убрать":)(сделать чуть-чуть за кадром) и стало бы очень даже неплохо на мой взгляд, а то что-то такое нехорошее от массовой литературой присутствует, а без нее вполне крепкий рассказ в традиции Зощенко. В таком виде в принципе тоже вполне имеет право на существование, но, как говорится, не образец художественного вкуса.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Пт мая 03, 2013, 14:35:59

Мне показалось, что "от Зощенко" здесь только совпадение интонации, и на этом все аналогии заканчиваются: это не пародийная вещь.
Хотя, всё-таки, соглашусь с Ириной: вторая часть удачнее первой, в ней уходит из текста некая журналистская, репортерская прыть, когда в словах чувствуется направленность на эффект ради привлечения массового внимания.
Но в остальном - не соглашусь. Эта вещь изначально, как мне кажется, не требует изъяснений в высоком штиле, она "демокритчна" по задумке и своему духу, в том смысле, что - для всех.
И рассказ не так уж неглубок, как кажется. Здесь есть выход на символ, который, правда, неслишком явен, так как "забит" второстепенными деталями, но всё-таки, на мой взгляд, он очень ценен.

Здесь с самого начала проводится мысль о том, что вот, человек не ощущает присутствия Бога в своей жизни, по его ощущению, по тому что он видит, слышит, - христианство стало обрядным,одеревенело, умерло: давно уже буква, а не дух. Об этом говорится через предложение. Но ведь смотрите: чудо всё-таки происходит. Рыба - это же древний и очень чёткий, недвусмысленный символ, символ христианства, и в финале герой рассказа совершенно чётко чувствует, что она - живая, и чувствует потребность её спасти.
Мне кажется, это хороший симптом.
Рассказ о чуде, которое, как водится, всегда очень простое и свершается буквально на пустом месте из совершенно обыденных вещей. О чуде преображения души - с репортерской, бойко-комментаторской, ёрнической на ищущую веры, страждущую, притихшую.
Мне понравился рассказ. Более того, он меня удивил: казалось, молодых писателей совершенно не интересует эта тема, а если интересует, то в сатирически-нигилистском ключе.
Юрий Крутов

Комментарий
Дата : Пт мая 03, 2013, 23:02:24

Впервые в жизни не соглашусь с Ларисой - по-моему, она ищет глубокую философию на очень уж мелком месте. Да и с художественными достоинствами (права Ирина) как-то не заладилось: метафоры несвежие, сравнения искусственные, что называется, "для выпендрежа". А в общем и целом все это напоминает "прозу" для женских журналов - ну, может быть, немного повыше... Жаль. Много слышал о Платоне Беседине, читал его интервью в севастопольской прессе (тоже достаточно "своеобразное"), а тут такой, извините, облом...
Платон Беседин

Севастополь
Комментарий
Дата : Сб мая 04, 2013, 18:47:56

Лариса, спасибо за комментарий! Единственное, Ихтис - символ скорее конкретно Иисуса Христа, а не христианства в целом.
Платон Беседин

Севастополь
Комментарий
Дата : Сб мая 04, 2013, 18:48:31

Ваш комментарий, Лариса, порадовал, точно крепкая рецензия в хорошем "толстяке".
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вс мая 05, 2013, 14:12:19

А меня рассказ потряс. Живой, настоящий. Читается на одном дыхании. Хорошая мужская современная проза. Без бантиков, без заигрываний со стилем, и в то же время этот стиль - свой, узнаваемый. Лирический герой - человек, для которого культура и цивилизация не закрыли знание сердца... Удивил агрессивный отзыв Юрия Крутова - мне кажется, много общего в прозе Платона и Юрия. Тут бы поучиться друг у друга, а не ругаться... Я не считаю себя знатоком прозы Платона, но из всего, что я читала, "Крещение рыбой" - явный прорыв. По цельности, по отсутствию (как раз!) цинизма, по глубине. Только с подслеповатой душой можно сказать, что тут "мелко"... В простоте - той, которая преодоление сложности - всегда есть глубина. Никак я не могу втолковать этого Юрию Крутову - а жаль!
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Вс мая 05, 2013, 15:57:26

Финал рассказа мне напомнил сказку Оскара Уайлда «Мальчик и Великан»:
«Как-то зимним утром, встав с кровати, Великан выглянул в окно. Он уже больше не боялся зимы, ведь это же просто спящая весна, когда цветы отдыхают и набираются сил. Вдруг он в изумлении протер глаза и прильнул к окну. Боже, какая красота! Дерево в дальнем углу сада расцвело прекрасными белыми цветами. Серебристые фрукты свешивались с позолоченных веток. А внизу, под деревом... Внизу стоял тот самый мальчик! Забыв, сколько ему лет, Великан кубарем скатился с лестницы и побежал ко краю сада. Подойдя совсем близко, Великан в ужасе остановился. На запястьях мальчика были безобразные раны, похожие на следы двух больших гвоздей, и такие же следы были на его маленьких ножках.
"Кто посмел?" – задыхаясь от гнева спросил Великан. "Кто посмел нанести эти раны? Я возьму свой большой меч и поражу его". "Нет", – сказал мальчик, "это раны Любви". Вдруг Великан почувствовал себя совсем крохотным, и странный страх охватил его. "Кто Ты?" – спросил он, опускаясь на колени. Мальчик с любовью и нежностью смотрел на него. "Ты не закрыл для Меня сад твой, и Мой сад открыт для тебя. Сегодня же ты будешь со Мною в Раю". Когда дети прибежали в сад, они увидели лежащего под деревом Великана, осыпанного белыми цветами».
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Вс мая 05, 2013, 17:32:18

"Здесь есть выход на символ, который, правда, неслишком явен, так как "забит" второстепенными деталями, но всё-таки, на мой взгляд, он очень ценен". - Мне кажется, Лариса, что тут как раз слишком явный символ, "рыба жива, она кровоточит и дышит" - как и вера героя. И жена действительно схематично-гламурна-безверна, как написала Ира. А герой получился очень живым. И если бы не эти символы и выводы - то очень узнаваем в себе и других.
Юрий Крутов

Комментарий
Дата : Вс мая 05, 2013, 22:06:40

Наталья все ищет повода для дискуссий со мной...Было бы забавно, если бы не пассаж о "подслеповатой душе". А так - нехорошо получилось, некрасиво. Да и вряд ли есть смысл мне что-либо "втолковывать". А уж тем более вам, Наталья, не стоит стараться...
Что же до "простоты с глубиной", то в этом случае, на мой взгляд, как раз та простота, которая хуже воровства.
Роман Казимирский

Сутоморе
Комментарий
Дата : Вс мая 05, 2013, 22:57:17

Какой шикарный рассказ! Для меня он - едва ли не лучший из всего, что я успел прочитать здесь. Великолепно выстроенная сюжетная линия. Прекрасно прописаны герои. Диалоги, что особенно порадовало, реалистичны. Начал читать, чтобы пробежать по-диагонали, честно. И очень рад, что по-диагонали не получилось.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пт мая 10, 2013, 17:04:07

Ю.К.:
Некрасиво получилось? А чего мне перед вами красоваться? И поводов для дискуссии вы даете не больше и не меньше, чем другие участники... И, по-моему, простота, которая хуже воровства, не в обсуждаемом произведении, а в комментариях типа "И ШО?".
Последняя правка: мая 10, 2013, 22:22:30 пользователем Наталья Баева  
Юрий Крутов

Комментарий
Дата : Пт мая 10, 2013, 22:55:03

Н.Б.
Успокойтесь, Наталья, я на вашу красоту не претендую. Займитесь делом...
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Сб мая 11, 2013, 11:41:21

Именно им я сейчас и занимаюсь - слежу за порядком:) Экий вы, Юрий, недотрога, оказывается: на пассаж с "подслеповатой душой" обиделись. Перечитайте свои пассажи в этой ветке...
А для "дела" мне лучше новые стихи в раздел поэзии пришлите. А то видите, скучает редакторша:) В общем... Сами сначала делом займитесь.
Роман Казимирский

Сутоморе
Комментарий
Дата : Сб мая 11, 2013, 19:49:01

Первый конфликт, который я здесь наблюдаю.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Сб мая 11, 2013, 22:58:29

Бывало, Роман, у нас такие страсти-мордасти кипели... :))

Это всё от неравнодушия(тихо утешаюсь))
И от того, что мы все учимся правильно мотивировать свои критические суждения.

Есть заведомо резонансные вещи. Платон Беседин - автор, который умеет эту резонансность поймать сачком и вкрапить в текст. Мне кажется, это дар. И вот только с этого рассказа, с "Крещения рыбой", он... понял, как его правильно использовать, чтобы не навредить тексту и себе. :)

Мне рассказ понравился как нечто совершенно новое по тональности, по интонации в бесединских вещах. Вторая его часть тоже показалась более эпичной, но в общем она отлично уживается с первой и создаёт то самое магнетическое поле - контраст))

Одна личная ремарка: в прозе автора заметна тенднция "прикладывать" всяко разно жену лирического героя. Надеюсь, Платон не суеверен))
Лидия Юрьевна Волкова

Щёлково
Комментарий
Дата : Пн мая 20, 2013, 22:36:26

Автору.
"Идём, будут воду светить"...

???

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте