СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1042
Русский монастырь на долгой русской равнине... Тяжко оседают снега: серебряно-чёрные, грубого крупного зерна; оседают туго, всхлипом, слышно. Запевают свои звонкие трели шалые ручейки и, вздорно хохоча, беспечно бегут, пока не успокоятся в зеркальном стылом озерце... А здесь тихо, покойно, молитвенно... Ночью слегка подмерзает... Не сразу просыпается земля. Ещё сонно-холодная, ленивая постепенно обнажается, сытится талой водой и... тёплая, парная к солнышку, пряная хмелеет бурлящими соками. Но таит, копит, сдерживая до поры неведомые силы, чтобы взорваться однажды жадным, ликующим криком новой жизни — крохотным, трепетным стебельком... Пора, время пришло... Медленно, помалу оттаивают старые, вольно кинувшиеся дерева. Израненные дуплами, неторопливо-широкие стволы их кажутся мертвы. Отстаёт кора... прожитого. Но и они, старые, больные, изведавшие, ещё таят жизнь в кроне, — тянутся ветвями к тёплому ветерку, живеют. Бражно-пьяный воздух дурит, остро щекочет ноздри. И каждую весну будто заново рождается собор... Могучее пятиглавие луковиц крепкими литыми барабанами упёрлось в простой и великий куб-исполин, топко, веками вросший в землю. Седые, кирпично-красные, мокрые, обшарпанные стены сродни нагой пестроте земли. Гулкие, золотые купола с прозеленью парят в выси, а когда хмуро — кочуют в облаках... и, — дальше, — небо... Он какой-то откровенно-незащищённый и мудрый, нечеловечески мудрый. И, умывшись солнцем, встряхнувшись, он властно и древле стоит, озираясь кругом: «Да, живу... Такая жизнь... Что ж?..». Блеснул луч солнца по скату крыши, ослепил. Невесть откуда взявшаяся, смоляно-чёрная стая ворон сорвалась с кровли, шумно ругаясь, и, на миг закрыв солнце, разлетелась кто куда, не переставая жарко спорить. Или вещать о чём-то. О чём? Может о том, давнем, тысячелетнем... Одна, самая разлапистая и бойкая, отлетела в сторону. Недовольно встряхнувшись, села у крепостной стены, зорко посматривая на недругов; слегка подуспокоилась, сложила крылья, затемнела грязным ненужным пятном. А рядом камни... Столетние, двухсотлетние... Вдоль стен и в углу — чёрные могильные плиты. Стирает время надписи, на некоторых можно прочитать: «Под сим камнем погребено тело купца I гильдии...», или: «Под сим камнем погребено тело жены почётного гражданина, действительного статского советника... урождённой...» Умирали и простые люди. Старые камни, зеленоватые, в тонкой оправе трещинок. И не такая уж давняя история, — середина девятнадцатого века, немногим больше ста пятидесяти лет, собор много древнее. Но как далеко всё это, странно и непонятно далеко... Здесь хорошо бывать в такую пору одному, — подумать. Не просто и не пусто здесь. Воздух насыщенный, ёмкий — жадно дышишь, полной грудью. И хорошо понимаешь слово «вечность»... Знал русский зодчий «нечто», когда строил. Робко, тайно, смиренно, дивясь своей дерзости, возводил Любовь свою. В чистоте, с молитвой, истово... И возвёл... Здесь всё — Богово. И всюду человек, — хороший, добрый, разный. И страсти здесь человеческие, — земные, скотские, мерзкие, плотские, — это сейчас; но, очевидно, и тогда... Но всё-таки возвёл. Искал долго, трудно, больно, — но поверил... И сотворил... ... И шёл человек стороной и, верно, чаще издали дивился чуду, понимал сокровенное мастера, так хорошо понявшего его самого. Согревалось, радовалось сердце, пела душа — для счастья строен, во Славу Божию... Призывно гудел колокол — беда. И тогда придавал он силы, крепил мужество и веру в победу... добра. Вместе с людьми жил он, бок о бок, с их трудом, горем, страданием, радостью... И стоит этот простой исполин ныне — напоминанием о тех, кто жил, дерзал, верил, любил — простых русских людях... Очищается сердце, обнажается, — голое, как и земля, бьётся. Каркает ворона, пускай каркает — не мешает, добавляет. Тяжко дышится, но чисто... Святое место. Живые камни. Много судеб прошло здесь, простых судеб. Не забыть бы что-то, важное... не утерять бы... человека? Да... Не наступить бы, — на себя? Да. Друга, врага... Так думается. Жили люди, страдали, старились, умирали. ... Шалят талые ручейки, бегут, — как быстро! Что сейчас? ... Сейчас монастырь возрождается. Камень наполнили. Есть насельники, подвижники, но немного. Идут службы. Литургия... Слава Богу!.. И вспоминаются, кто жили... И хочется почувствовать далёкое, ощутить его живым, родным и близким. Разобраться и понять, может быть то, — «нечто», что оставил мне (нам) неведомый русский зодчий.. *** Что помню я?.. Мальчиками возили нас в деревню... Мне лет пять. Старый барский дом. Не хочу придумывать, — говорю только то, что твёрдо знаю, помню...
фото ev231 |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |