Заказать третий номер








Просмотров: 2046
14 января 2012 года

Гельмут Мунк получил последнее письмо от брата Ханса Мунка перед Рождеством сорок второго года. Брат писал, что лежит в госпитале с воспалением лёгких: «…Госпиталь устроен в школе. Здесь тепло и кормят лучше. Если б мне сюда учительницу русского языка… я бы выучился со скуки языку. Но её нет. Городок этот дикий, без дорог. Техника тонет в грязи. Кажется, Гельмут, застряли мы надолго. Я люблю Германию. Люблю Люденшайд. Но  эту  землю, что отойдёт к нам после победы, я не полюблю никогда»

  Вскоре за письмом пришла похоронка. Командир Ханса сообщал, что солдат Ханс Мунк погиб во время пожара госпиталя, подожжённого партизанами. К похоронке прилагался подробный план захоронения и его адрес.

   Двадцать лет Гельмут Мунк ждал поездки на могилу к брату. Двадцать лет он представлял, как найдёт этот строгий солдатский крест. Положит цветы. Сделает фотографию. «Надо будет, – рассуждал он, – деревянный крест заменить каменным. Жаль, что брат не  успел жениться. У меня одни  дочери. Род Мунков прерывается…».   

  И вот настал день, когда Гельмут приехал по адресу, указанному в похоронке. Городок был чист и асфальтирован. Была даже гостиница, где он смог оставить вещи. «Мой брат лежит в красивом месте», – думал он, глядя на цветущие сады. Показывая план захоронения прохожим, он дошёл до места.

  Солдатского кладбища не было. Вместо него оказался молодой парк с площадкой для танцев, каруселью и летним кинотеатром. Гельмут остановился. Он не верил, что командир Ханса его обманул: «Этого не может быть! Где могилы солдат?! – он сверился с планом. – Всё верно: перекрёсток, вот с одной стороны его здание школы,  а  напротив  – парк, где должно быть солдатское кладбище…».

  Гельмут прошёл по парковой аллее напротив окон школы. Алебастровые пионеры выглядели совсем не похожими на кладбищенские скульптуры ангелов. Подошёл к танцевальной площадке. На плане это был первый участок захоронения. Могила Ханса значилась пятой. Теперь там возвышалась эстрада. «Может, их перезахоронили? – подумал Гельмут. – Только куда?.. Все показывали в эту сторону. А если спросить в школе? В школе должны знать! Ханс писал, что хотел бы выучить язык. Учитель русского языка не поможет, а немецкого… с ним можно поговорить!»

   В школе  было  гулко, шли  занятия. В коридоре Гельмута окликнула седая женщина:

   – Товарищ, вам кого?

   Гельмут достал словарик и, найдя в нём нужные слова, сказал:

   – Мне надо учитель deutsch.

   – Вы немец?

   –  Deutsch! – закивал он головой.

   – Идёмте, – сказала она, пригласив жестом идти за собой. 

   С учителем немецкого языка Гельмут говорил недолго. Как только он показал план кладбища, Лидия Ивановна сказала:

   – Ошибки нет. Кладбище немецких солдат никуда не переносили.

   Видя непонимание со стороны иностранца, объяснила:

   – А что вы хотите?! У нас в прошлом году закончили строить стадион на месте старого казацкого кладбища, убрали только кресты. 

  Больше он слушать не стал. «Она сумасшедшая, – подумал Гельмут. – Мой  Бог! Здесь все сумасшедшие! Танцевать на костях! Карусель на костях! Стадион на костях!..»

  Вечером в ресторане, выпив много вина, кричал на родном:

  – Русские – свиньи! Свиньи! О мой бедный брат Ханс! Мой бедный брат Ханс!..

 

 фото: Форум "Глобус Беларуси"

 

 

 

 


 
No template variable for tags was declared.
Андрей Самарин

Феодосия
Комментарий
Дата : Вс января 15, 2012, 01:24:34

Очерк? В этом качестве отлично. Аккуратно написано. Для художественного произведения предсказуемо, схематично. Свиньи лишние, что педалировать то?
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Вс января 15, 2012, 19:59:15

На мой взгляд, Василию удалось выйти за рамки очерка. Это произошло благодаря неожиданному (не знаю, запланированному или нет) попаданию в "точку разворота", когда смещается акцент. А это всегда производит впечатление и выводит текст в другой разряд.
Казалось бы, рассказик о злоключениях немецкого солдата и его брата. А нет, это же о нас, оказывается!
Мы и правда на костях живём. Только Севастополь, к примеру, дважды бомбежками был разрушен до основания, и дважды отстраивался... У нас в районе шли страшные бои - и при защите, и при освобождении, и тоже есть такой парк, где - и танцплощадка, и летний кинотеатр именно в таком месте... Да что там говорить, весь город у нас на костях стоит. И таких городов - не счесть. И боев таких было - не счесть, с древности. Как совместить - память и необходимость жить дальше, строить будущее? Вот этого европейцам, наверное, никогда... не то что не понять, не осознать просто: иной менталитет, они масштабов этого "кладбища" и представить себе не могут...
Но всё-таки: в Севастополе есть - и английское, и французское, и турецкое, и немецкое кладбища. Туда часто приезжают иностранные делегации. Вот и пусть приезжают и помнят: кто с мечом к нам придёт...

А "свиньи", мне тоже кажется, всё-таки излишни. Дело не в толерантности или, там, пересмотре отношения, дело в том, что, как мне кажется, это упрощает образ немца, делает его чересчур "типическим" в восприятии нашего читателя, а когда не требуется работы ума, чтобы понять персонажа, это - скучно...
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Вс января 15, 2012, 20:00:44

Меня тронул этот предельно лаконичный рассказ, в котором нет ничего лишнего. Очень хорошо показана немецкая педантичность, обстоятельность, аккуратность. Другие они все-таки, но тоже ведь люди, и как-то чувства героя передались, такое немецкое горе, то, что с братом его поступили не жестоко, а, по его восприятию, именно по-свински. Удивительно, что его этот факт с кладбищем поразил даже больше того, что его раненый, беспомощный брат принял мучительную смерть от пожара.
Владимир Олегович Вавилов

Севастополь
Комментарий
Дата : Вс января 15, 2012, 20:40:53

В Севастополе – да, разные кладбища. В том числе – немецкое времён Второй мировой. И с ним связана гораздо более некрасивая, чем описанная в рассказе, – отвратительная история.
Лакейская суть незалежных украинских военных задавила в них даже намёк на чувство собственного достоинства: в прошлом году на открытии этого восстановленного кладбища представители украинских вооружённых сил отдали ВОИНСКИЕ ПОЧЕСТИ – ПАВШИМ на севастопольской земле ЗАХВАТЧИКАМ.

Что касается изложенной истории.
Положим, «брат» был не раненым и не таким уж и «беспомощным» – воспаление лёгких «всего лишь», да и мысли об учительнице русского языка вряд ли свидетельствуют о бессилии.

Восприятие рассказа меняет упоминание о казацком кладбище...
Если бы этого не было, любой русский человек, в ком есть живая или «генетическая» память о злодействах немцев во время Великой Отечественной, почувствовал бы – в зависимости от темперамента – гнев или озлобление.

Но вот после казацкого кладбища «свиньи» – «русские свиньи» – смотрятся вполне логично.
Скажу больше. В не столь далёкие советские времена такой рассказ резонно мог попасть в категорию «идеологических диверсий».
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Вс января 15, 2012, 20:53:36

Сегодня, мне кажется, такой рассказ вполне придётся по вкусу на каком-либо либерально-толерантном "грантовом" конкурсе.
Разумеется, это вовсе не значит, что не стоит говорить самим себе правду о себе.
Мне хочется отдельно отметить как достоинство простой и внятный язык, которым рассказана эта история.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Вс января 15, 2012, 21:19:16

Вполне может быть, что придется по вкусу... Рассказ очень маленький, просто эпизод. Выглядит правдиво. Конечно, этому простому, не семи пядей во лбу немцу, можно сказать: "Мы-то кладбища только сносили - и ваши немецкие, и свои собственные, а вы, - вы изуверствовали, еще концлагеря припомнить и прочее в этом роде. Но брат-то героя не изуверствовал, он был простым человеком, простым солдатом, не его это вина, и жизнь бы прожил простую, хорошую, и наследника Мунка бы оставил, но вот не случилось, и понятно почему. Да тут много о чем можно говорить, благодаря отсутствию авторской оценки. Если вообще абстрагироваться от "немцы, фашизм и т.п.", можно воспринять как "своё личное горе всегда ближе", чем всеобщее, а далее "горе твоего народа тебе ближе, чем чужого народа, даже если твой народ и виноват больше, все равно он твой народ, и он лучше, что бы ни сотворил. Проблемно это всё очень, неоднозначно.
Последняя правка: января 15, 2012, 21:25:21 пользователем manager  
Владимир Олегович Вавилов

Севастополь
Комментарий
Дата : Вс января 15, 2012, 21:36:03

ТОЖЕ И ОНИ ЛЮДИ

«...Кутузов, согнувшись на седле, склонил голову и глаз его засветился кротким, как будто насмешливым блеском.
— Вот что, братцы, — сказал он, когда замолкли голоса...
<...>
— А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они — видите, до чего они дошли, — сказал он, указывая на пленных. — Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?
Он смотрел вокруг себя, и в упорных, почтительно недоумевающих, устремленных на него взглядах он читал сочувствие своим словам: лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз. Он помолчал и как бы в недоумении опустил голову.
— А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им, м... и... в г.... — вдруг сказал он, подняв голову».
Виталий Аркадьевич Надыршин

Севастополь
Комментарий
Дата : Вс января 15, 2012, 21:48:39

Честно говоря, не понял о чём хотел сказать автор. Сам стиль - коротко и толково, слов нет. Катя Злобина уточнила, что у нас есть официальные кладбища. Должное мы отдаём мёртвым. Если нам сохранять все захоронения, нам негде будет просто жить. Надеюсь не надо перечислять все войны. Насчёт - русские свиньи... Так я этого наслышался и в самой Германии, и в Испании и т. д. С уважением Виталий Аркадьевич.
Алексей Сергеев

Питер
Комментарий
Дата : Пн января 16, 2012, 18:57:03

Очень достойный рассказ, лаконичный, по-немецки строгий. Придраться практически не к чему (мне резанул слух один оборот "пожара госпиталя, подожженного партизанами". Получается неоднозначно - будто пожар подожгли). В остальном все слова выверены, хороши детали - прервавшийся род, цветущие сады, алебастровые пионеры. Разве что в нашем представлении немцы пьют что покрепче вина - например, шнапс))

С творческой удачей, Василий. Вовсе не верится, что этот рассказ и купеческая многословная история с бесконечными ложечками - написаны одним человеком. Там - много лишнего, будто автор смакует, здесь все - кратко, стройно. В общем, краткость сестра т. ))
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Пн января 16, 2012, 21:55:46

Спасибо всем кто отозвался на этот рассказ. Критику я считаю справедливой, и её приемлю. Есть только один момент, и этот момент, я бы хотел уточнить: рассказ я написал благодаря своему сокурснику, уроженцу Дагестана. Он, как-то поведал, что близ его родового села находится захоронение воинов Чингис-хана, точнее, одного из его отрядов. Горцы приняли бой в ущелье, перебили кочевников и похоронили их, как того требует древний обычай отношения к мёртвым. Земли в Дагестане немного, но спустя столько времени, покой чингисских воинов никто не нарушил, там не пасут овец и стараются пореже там бывать. Это ли не образец отношения к памяти?.. Историю, которая положена в основу рассказа, я узнал от своего учителя, ветерана войны, скульптора, основателя Детской Художественной школы Евгения Романовича Кисиль. Действительно, сгоревших немецких солдат захоронили напротив старой школы, где впоследствии, устроили танцплощадку, фонтан, летний кинотеатр и карусель… Поэтому, когда вначале 60-х годов приехал родственник одного из убитых солдат, он не нашёл даже братской могилы… О стадионе на казацком кладбище, я узнал случайно, когда на моих глазах в 1982 году, трактор выкопал за трибунами стадиона - яму под сортир: ковш вывернул женскую могилу; вернее, то место, где находилась голова. Длинные женские волосы, бирюзовый шёлковый платок... Как это можно забыть?... Тракторист, когда увидел, что он выкопал, весело так, отбросил волосы и встал на фрагмент черепа... "Смотри-ка", - сказал он подошедшему прорабу, - "крепкий!" И работы продолжились... А напротив - здание районного ГАИ, метров через триста - милиция... чуть дальше райком партии и райисполком... А возле стадиона - больница, которую построил на свои деньги Короленко... Кто это сейчас помнит?..
А в Дагестане помнят...
Я пришёл домой, и рассказал матери, что видел… Она и ответила: «Так там же твои прадеды и прабабки похоронены, первые переселенцы с Запорожья, под трибунами, под футбольным полем…».
Мало того, в подвале одного из домов, на моей памяти, был мясной магазин, стены покрыты голубым кафелем… Мне учитель и рассказал, что в войну, в нём, в этом подвале - пытали гестаповцы людей…. Стены были в надписях – «Умираю… передавайте привет родным…». Как это назвать?... Мы сетовали, что Рейхстаг почистили от надписей, а сами?.. А в Тюмени, в 80-х годах, половину Текутьевского кладбища заасфальтировали… спрямили улицу Республики, и теперь, в родительские дни, можно видеть цветы на месте захоронений, там сейчас проложена тротуарная плитка... и стоит памятник купцу Текутьеву, меценату, достойному всяческого уважения человеку.
Поэтому, оправдывать любое строительство на месте захоронений – это неправильно, это античеловечно. Человек – жив памятью, а писатель – тем паче.
Андрей Самарин

Феодосия
Комментарий
Дата : Пн января 16, 2012, 22:30:27

Василий, а вы на 100% уверены что прямо сейчас живёте не на месте захоронения? Узнав это точно,что стали бы делать?
Есть такие города как Севастополь и Санкт Петербург, например. там каждый второй на чьей-то могиле живёт. подскажите, как быть человечным и жить памятью?
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Пн января 16, 2012, 22:38:49

А вот это вы спросите у горцев, которые находят место и для живых и для мёртвых.
Андрей Самарин

Феодосия
Комментарий
Дата : Пн января 16, 2012, 22:48:34

А как же "писатель - тем паче"?
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Пн января 16, 2012, 23:01:29

Если вы меня, Андрей, спрашиваете как писателя, то я отвечу как литератор, это мне ближе; так вот, если можно не вредить - то надо не вредить. Снос культовых мест - это процесс нравственный. Если поколение приучают к тому, что ничто не свято, у такого поколения будущего нет.
Алексей Сергеев

Питер
Комментарий
Дата : Вт января 17, 2012, 07:41:33

Виталий Аркадьевич, так ведь в России живем - у нас ли мало земли? У нас ли негде строить? Да, есть некоторые города, где из-за особенностей ландшафта - действительно негде, но это скорее исключения. Остальное от лукавого. У нас тоже в Питере все норовят застроить все скверы, а потом обнаруживают, что там раньше были захоронения. Пару раз отстояли, но, думаю, и на костях домов хватает... Мне кажется, неправильно это.
Виталий Аркадьевич Надыршин

Севастополь
Комментарий
Дата : Ср января 18, 2012, 11:26:32

Алексей, не надо обобщать. Я в данном случае не всю Россию имел в виду, а свой край - Севастополь. И я бы хотел оставить своим детям не только одни захоронения со скорбными табличками, тем более тех, кто пытался нас когда-то завоевать. Вы же, Алексей, и сами так думаете. Лёш..., раз откликнулся, уже хорошо. С уважением
Последняя правка: января 18, 2012, 17:04:40 пользователем manager  
Михаил Даяненко

Севастополь
Комментарий
Дата : Вс января 22, 2012, 10:06:02

Техничное произведение. Вкус у автора есть. Es ist gut!
А больше нету ничего.
После прочтения появляется ощущение, будто пролистал замызганую книжку с липкими страницами.
И на вопрос критика:"И что?" Автор как-бэ отвечает:"Ну, ква!"
Ни сердцу, ни уму...
Мода на такие опусы была в конце восьмидесятых-в начале девяностых, тогда нам весь мир талдычил, что мы-свиньи. Однако век прошёл, а автор всё намекает на покаяние.
На чью разведку работаете, Василий?
88!
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Вс января 22, 2012, 12:39:16

Ну, слава Тебе Господи, хоть кто-то распознал мою шпионскую сущность. Жду стука в дверь.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Вс января 22, 2012, 14:26:53

А чего, собственно, хотел критик? Видимо, это осталось за кадром эмоциональной оценки содержания. Упражняться в паясничании на поверхности содержания (с использованием именно тех эпитетов-клише, которые демонстрирует в рецензии Михаил) было основным критическим методом совписов: это критика ради самоутверждения за чужой счет, а не правды искусства для.
Однако, почему нет? Всё разнообразие вносит.))
Михаил Даяненко

Севастополь
Комментарий
Дата : Вс января 22, 2012, 18:13:41

А какие, собственно, претензии к критику, Лариса?
Критик написал то, что хотел написать и не более. Возможно коллегу смущает сентенция про разведку?
Ну тут я бессилен.
Я не знаю, где в городе находятся курсы юмора, а использовать смайлы не люблю. Надо как-то привыкать, уважаемая...
Да и паясничанье это не мой грех. Мне хотелось обратить внимание публики на то, что судя по рассказу, гражданская позиция (я привык обращать внимание на такие мелочи) уважаемейшего автора несколько отлична от моей, ретроградной, и от позиции коллеги В.А. Надыршина, да и остальные критики аплодировали как-то вяло...
Однако все, и я в том числе, отметили техническое качество, а вот содержания в рассказе очень мало.
Рассказ не хочется прочитать ещё и ещё.
Будете спорить?
Я, откровенно говоря, удивлен, что автор удержался от поездки на танке с мелкими гусеницами по костям Советского Союза и пресловутого совка. Это, безусловно показывает его зрелость. Их бин карашё.
Так-что, Лариса, вы ставите мне в упрёк мои-же убеждения.
Увы вам, увы.
Впрочем, возможно, вам не нравится, что я не в струе общего "одобрямса"?
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Вс января 22, 2012, 18:26:46

Михаил, вы же наверняка заметили, что и я "вяло аплодировала".
Творческие люди гиперчувствительны именно к интонации, а не к высказыванию убеждений. Почему для того чтобы говорить прямо, мол, нехорошо то, то и то, потому, потому, потому, мы часто вводим в комментарии "третье лицо", "маску критика", со странными обращениями к незнакомым людям?
Я отреагировала исключительно на тональность, возможно, тоже перейдя границы, ведь обращаться к присутствующему в третьем лице не признак хорошего тона. Прошу извинить.
Хочется не переходов на личности, а конструктивного спора.
Михаил Даяненко

Севастополь
Комментарий
Дата : Вс января 22, 2012, 19:16:44

Лариса, вы явно усложняете.
Василий в своём рассказе упрекает нашу общую Родину в "свинском" отношении к могилам захватчиков.
Причем делает это на "раз-два".
При этом в обсуждении вздыхает о нравственности. Это его рассказ безнравственен в кондовой сути своей, а не мы, допустившие (по смыслу рассказа)"молодой парк с площадкой для танцев, каруселью и летним кинотеатром."
Рассказ, откровенно банален по сюжету, хотя исполнен достаточно добротно. Он надоедает чуть позже окончания последней строчки.
Но это полбеды.
Уважаемый Василий, очень заметно, что Вы написали эту вещь походя. Вы этим не болели и не мучались. Пепел предков не стучался в Ваше сердце, когда Вы долбили по клавишам.
Как-то так...
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Вс января 22, 2012, 20:09:41

Мальчик, где вы набрались этого бреда...
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Вс января 22, 2012, 20:09:47

В каком-то из обсуждений мы уже спорили на тему неэтичности эстетического, правда, к рассказу В. Зозули это не "пришьешь": другая категория.
Я бы позволила себе что-то похожее на возмущение, если бы не слова о снесенном казацком кладбище, вложенные автором в уста учительницы. Это меняет акценты.
И давайте будем справедливы: это не Василий упрекает "нас" в "свинстве". Это герой рассказа, немец, реагирует на "открытие". Это важно разграничивать.
Михаил Даяненко

Севастополь
Комментарий
Дата : Вс января 22, 2012, 21:54:30

Видите-ли, дядя Вася... Я, как всякай любитель-начинающий графоман, что вижу-то и пою.
Вот так мною прочитался ваш рассказ.
Это я прочитал как-то не так или вы, как автор, что-то не так сакцентировали или не доделали?
Мне в ПТУ писательское поступать или вам руки отрезать?
Ладно, не переживайте своею тонкою натурою... Шучу.
Я судил по себе.
Лет с десяток назад мне рассказали о историю гибели красноармейца Фрола Агаповича Нижегородцева. Всё было очень вкусно и, казалось, само ложилось на бумагу. Я опухал над рассказиком полгода, пока не понял, что не потяну...
А у вас всё срослось. И все довольны...
Казакам-стадион, немцам-парк, а русишь-швайне!
В общем-то логично.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Вс января 22, 2012, 22:41:46

Михаил, ну, конечно, можно воспринять и так. Но, как правильно заметила Лариса, оценку дает персонаж, а не автор. А мы можем возмущаться недальновидности и недалекости немца, задуматься об отношении к захоронениям, дивиться тому, как же мы на немцев непохожи, и многое другое.
Автор же вовсе не утверждает в своем рассказе, что немец прав.
Последняя правка: января 22, 2012, 23:00:09 пользователем manager  
Михаил Даяненко

Севастополь
Комментарий
Дата : Вс января 22, 2012, 22:49:15

У Василия очень много неточностей в рассказе. Они смазывают общую картину и, лично мне, уже не хочется верить ни автору, ни персонажу.
Такой не большой объем мог-бы быть проработан достовернее.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Вс января 22, 2012, 23:02:04

А можно перечислить неточности?
Михаил Даяненко

Севастополь
Комментарий
Дата : Вс января 22, 2012, 23:04:43

Можно... Почему-же нельзя? Только я без углубления в детали. Общей канвой так сказать... ОК?
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Вс января 22, 2012, 23:08:16

Разумеется, думаю, и автору будет интересно неангажированное мнение.
Михаил Даяненко

Севастополь
Комментарий
Дата : Вс января 22, 2012, 23:22:03

Ну, во первых. Брат, судя по письму, солдат Вермахта, в конце сорок второго года лежит в госпитале. Признаётся, что не сможет полюбить эту землю. Не прочь выучить русский язык.
Это какой-то странный набор.
Как-то не входило привитие любви к оккупированным территориям в планы воспитательной работы Вермахта. Да и русский язык не рекомендовался к изучению.
Англичане колонизировав Индию учили хинди?
Во вторых.
Мунк через двадцать лет едет в провинциальный городок. Это 1962 или 1963 год. Едет сам, без ансамбля. Один... Бегает по городу... Ему за будьте-здрасьте, в школе(!), училка(!) рассказывают про снесённые кладбища. Бог с ними с немцами. Про казацкие кладбища!
Сам Мунк едет с посылом, что ему ДОЛЖНЫ! В 1963 году!!!
А что он делает в ресторане?
Такое впечатление, что автор, не сильно заморачиваясь, сегодняшнюю матрицу взял и наложил на тот период времени. И картинка "поплыла".
Дальше сами додумайте.
Вот и превратились слова в труху. По крайней мере для меня...
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Вс января 22, 2012, 23:38:38

Соглашусь по второму пункту. Не забывая, однако, об условности, на которую имеет право литература.

По первому... понимаю, но делаю скидку на то, что всё-таки все люди разные, и даже немцы. Наверняка кто-то из них был способен мыслить самостоятельно, а не по инструкциям, просто как человек, а не как идеальный солдат...

Вася, и тебя, пожалуй, поздравлю с резонансом. :) Неожиданно?
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вс января 22, 2012, 23:42:19

Вот был у нас замечательный комментатор Вениамин Бурмистров. А потом обиделся на что-то и ушел... И нам его не хватало.
Михаил, Вы так его напоминаете)))
Михаил Даяненко

Севастополь
Комментарий
Дата : Вс января 22, 2012, 23:51:56

Я-бы не рискнул писать про войну не соблюдая достоверности в деталях.
Как-то мне довелось проезжать город Остров в Псковской области. Там оказался интереснейший краеведческий музей.
Мне показали плоскую баночку из-под крема для лица Нивея-найди, что в ней не то?
Банка, как банка... Блин! Штрих кода нет!
Верно говорят, а еще? Оказалась банка 1942 года!
Как вчера из магазина!
Этот крем выдавали солдатам и офицерам, как профилактическое средство от обморожения.
Я с тех пор не покупаю крем Нивея... Любым другим бреюсь, а этим не могу...
Как можно пренебрегать такими деталями?
А потом мне рассказали про оккупацию Острова и Пскова. Про подполье... Потом дали почитать немецкие листовки.
Не так это было, как Вася пишет.
Михаил Даяненко

Севастополь
Комментарий
Дата : Пн января 23, 2012, 00:04:29

Девушки, отношение к фашизму не терпит условностей, да и рассказ Василия написан с претензией на достоверность.
Если-бы Вася тщательно прописал детали, то по его рассказу можно было-бы снять фильм.
Начальный период войны очень противоречив. В Острове, например, во время оккупации работали все предприятия, входили советские рубли, а в школах немецкий преподавали педагоги-немцы.
Через год вся молодежь города говорила по-немецки...
А вы пишете "мыслил самостоятельно"... Солдат-гуманист. Толстовец еще скажите.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пн января 23, 2012, 00:16:57

Я верю в людей больше чем в идеологию. Конечно, процент ошибок выше...
О гуманизме никто не говорит, вы утрируете. Речь идёт об обычном, обывательском, если хотите, восприятии чужого, - пусть даже солдатом чужой армии.
Да! Вася - наш с Наташей, Алексеем однокурсник. Для вас - Василий.
Последняя правка: января 23, 2012, 00:18:12 пользователем Екатерина Злобина  
Михаил Даяненко

Севастополь
Комментарий
Дата : Пн января 23, 2012, 00:24:05

Для вас он Вася, а для меня теперь будет "Дядей Васей". Читайте выше, почему...
И чего вы за него заступаетесь, Екатерина? Вы приказываете мне обращаться к нему именно так? Это прописано правилами сайта?
Впрочем, я согласен называть его Василием, если вы ему прикажете называть меня Михаилом.
Ок?
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Пн января 23, 2012, 00:38:11

Здравствуйте, уважаемый "племянник" Михаил! "Племянник" - потому что вы называете меня "дядя Вася". Приятно читать о скромном рассказе столько комментариев. Вы пытаетесь снять с меня "стружку", что же, дело это трудное, поскольку я не "деревянный", а посему – позвольте сказать несколько слов в защиту моих персонажей, братьев Мунк. Стиль письма Ханса Мунка должен дать понять читателю, что перед ним - образ человека из интеллигентной немецкой семьи, поэтому ему и интересен русский язык, а то, что он хочет выучиться ему у русской учительницы, а не колхозницы – только делает ему честь.
Гельмут Мунк – человек в возрасте, со своими правилами и взглядами на жизнь. Он не понимает советского, а для него – русского, отношения к памяти умерших. Скажи ему учительница: «Благодарите, что вас вообще сюда пустили», - это не вызвало бы в нём столь уничижительного отношения к русским. В рассказе мы наблюдаем крайнюю степень отчаяния, когда человека доводят внешние обстоятельства до момента, когда он, не желая того, соглашается с идеями Гитлера о том, что русские – не люди.
Невероятный приезд в одиночку немца в начале 60-х годов в станицу всё-таки был возможен. Если вам, Михаил, это кажется странным, то визу – я ему не выдавал, а если бы пришлось – выдал бы, не задумываясь.
Последняя правка: января 23, 2012, 00:41:58 пользователем Екатерина Злобина  
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пн января 23, 2012, 00:39:21

Взрослые, вроде бы, дядьки)))

Василий, будь добр, пожалуйста, к незнакомым людям - тоже на Вы.
Ничего "регламентного". Обыкновенные правила хорошего тона.

... опередил))))
Последняя правка: января 23, 2012, 00:40:10 пользователем Екатерина Злобина  
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Пн января 23, 2012, 00:45:52

Катюш, к незнакомым людям, я только "вы", без фамильярностей. Да и к знакомым - с уважением.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Пн января 23, 2012, 00:50:52

Уважаемые Василий и Михаил, вы так здорово "фехтуете", причем оба. А вы не могли бы нам, так сказать, немного помочь. У нас тут есть произведения, на которые читатели как-то мало обращают внимание. Не могли бы вы сойтись в поединке, например, на рассказе Павла Косова "Фантазия на тему прогулки", и на повести "Играй, Роза, играй!" Светланы Михеевой. Заранее спасибо.
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Пн января 23, 2012, 01:58:44

Что ж, мне Светлана Михеева - близка, как-никак, а учились на одном семинаре в Литинституте. Я, Ира, принимаю ваше предложение.
Михаил Даяненко

Севастополь
Комментарий
Дата : Пн января 23, 2012, 15:32:12

Помочь сестре по цеху не утонуть в море букв и знаков препинания-святое дело! Чугунный спасательный круг всегда начищен.
Только сегодня не гарантирую.
Марина Шамсутдинова

Москва
Комментарий
Дата : Ср января 25, 2012, 04:21:11

провокация не более... так себе... мне их не жалко...
Сергей Леденёв

CCCP
Комментарий
Дата : Ср января 25, 2012, 16:55:29

Ох, Василий Анатольевич, Василий Анатольевич... Болтающийся по городку Краснодарского края в 1962 году немец из ФРГ(один!), без знания русского языка -- это посильней, чем "Фауст" небезывестного автора.
Кстати, где был Гельмут (Хельмут?) в сорок втором, когда Ханс (Ганс) лежал в госпитале с воспалением легких?
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср января 25, 2012, 17:21:57

А почему из ФРГ? Может, из ГДР. Кто знает, в каком конкретно месте был Гельмут в момент, когда Германия была поделена. А в сорок втором Гельмут, видимо, просто еще не был в возрасте военнообязанного.
Сергей Леденёв

CCCP
Комментарий
Дата : Ср января 25, 2012, 17:51:41

Люденшайд, который так любит Ханс (Ганс?)и откуда родом, судя по всему -- город в земле Северный Рейн - Вестфалия. Был в британской зоне оккупации. Даже если предположить, что Хельмут-Гельмут был непризывного возраста в сорок втором, то в сорок пятом-то он уж точно был в Гитлерюгенд. Гребли всех,начиная с десяти, емнип, лет. "Неорганизованный" загрантурист (даже если и из соцстраны) во глубине СССР -- ненаучная фантастика. Даже такая мелочь -- как он туда добирался, парой фраз бы обрисовал. А то все просто, монтаж типа, эллипсис, чик-чик, и Хельмут уже на Кубани. Ха-ха. Короче, нет в рассказе объема. Нет тех важных деталей, которые организуют реальность происходящего в тексте.
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Ср января 25, 2012, 18:58:31

Если и случаются в жизни чудеса, то сегодня такое маленькое чудо у меня случилось: по дороге домой, я думал, что не худо бы пригласить на портал Сергея Евгеньевича Леденёва. И вот - он здесь - ура! Жизнь обещает быть интересной, застой отменяется.
Фото только, Сергей Евгеньевич поместите, поднимите забрало. А ваши критические слова упали зёрнами на небесплодную почву. Благодарю.
Сергей Леденёв

CCCP
Комментарий
Дата : Ср января 25, 2012, 19:05:14

Да не за что. Василий Анатольевич, соскучился, что ли?
Василий Зозуля

Нижневартовск
Комментарий
Дата : Ср января 25, 2012, 19:12:21

А почему бы и не соскучится, Сергей Евгеньевич? Друзья, они ведь не определяются застольем.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Ср января 25, 2012, 19:38:40

Сереж, очень тебе рада! :)
Давай прицеплю фото, а то забрало нервирует)))
Сергей Леденёв

CCCP
Комментарий
Дата : Ср января 25, 2012, 20:17:51

Можно, я пока в забрале похожу? ;)
Михаил Кромин

Москва
Комментарий
Дата : Чт февраля 02, 2012, 15:08:33

Прекрасный рассказ, достоверный. А что детали, может, не сходятся, так и что? Ведь не интервью или очерк, а рассказ.
Ничего удивительного, что кладбища немецкого нет, это в советской традиции. В Москве в районе Песчаных улиц до 1964 г. было большое кладбище. Никакое не немецкое или татарское, а что ни на есть православное, называлось "Воинское инвалидное кладбище Арбатец" Я его хорошо помню. Теперь там парк, холмики кое-где остались. Так что вот. Был в прошлом году в Львове, заезжал на Лычаговское кладбище, там рядом захоронение своих и чужих, все в идеальном порядке. Можно ведь.
Народ, который не помнит свою историю, не имеет будущего. Мне кажется, рассказ именно об этом. Что касается свиней, то никто не запретит обиженному человеку назвать своих обидчиков свиньями (если он немец) или еще как похлеще (если он руссикй).
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Чт февраля 02, 2012, 17:57:11

Ну, уж и не знаю, уместно ли сравнивать... Львов - место особое)) Там фашисты, как мы видим, в чести... Так что - можно, конечно. Но - что за этим стоит?
А про то, как немец кричал "свиньи", мне как раз очень понравилось. Сам-то он думал, что он культурный и образованный, а тут вдруг его "правильность" как рукой сняло. Жизненно и... неоднозначно. Живых, значит, можно было приходить и в их же землю втаптывать. Миллионами... Бедный Ганс (Ханс)!..
Михаил Кромин

Москва
Комментарий
Дата : Чт февраля 02, 2012, 21:22:43

Я думаю, сравнивать очень даже уместно. Если отвлечся от привычных стереотипов русские и фашисты, наши и враги (пора бы уже, мне кажется), то увидим различное отношение к своей истории - одни помнят, другие нет. История штука разнообразная - и Сталин и Гитлер были и другие вполне себе людоедские или героические персонажи. В Львове чтут Бандеру и Шухевича, в Москве Жукова, например, да и Сталин становится в почете. И то и другое заслуживает уважения, как часть истории.
Владимир Олегович Вавилов

Севастополь
Комментарий
Дата : Чт февраля 02, 2012, 21:35:41

Более, чем занятно, хотя, в общем-то, не ново.
Вам (Михаил Кромин) не кажется, что в данном случае (и подобных) «отвлечься от привычных стереотипов – русские и фашисты» как раз и будет забвением истории?!
И если любой исторический персонаж «заслуживает уважения» – «как часть истории» (по Вашим словам), стало быть, и тот же Гитлер – «заслуживает уважения как часть истории»? Или всё же с какими-то историческими персонажами возможно обращение без – «уважения»?
Михаил Кромин

Москва
Комментарий
Дата : Чт февраля 02, 2012, 22:56:30

У каждого народа, да и каждого человека своя история. И если в Львове почитают одних героев, а в Москве или в Севастополе других, то ничего с этим не сделаешь, какими бы словами не осуждать друг друга. Вся штука в том, с какой стороны посмотреть. Любое историческое явление, персонаж, многогранны, поэтому, мне кажется, не совсем верно использовать только два цвета - черный и белый без полутонов и оттенков. Я далек от уважения к перечисленным мной в предыдущем комментарии персонажам, но все же они были и никуда от этого не денешься.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пт февраля 03, 2012, 01:07:59

"Были" и - "уважаю", "отдаю дань памяти" - это разные, всё-таки, вещи...

Вы, Михаил, правы, говоря об ином восприятии в координатах "у каждого - своя история".

Я в этом году была еще хлеще, чем во Львове - я пожила недельку в Галичине, откуда СС Галичина... Милейшие люди (совершенная правда). У них свои герои, как вы знаете. Местных жителей сыновья, деды, прадеды... Конечно, иное отношение: кровь родная, о чём говорить. Но то, чем занимались эти кровные родственники в координатах человеческих - почитать? Не могу, как ни толерантна (а порог моей толерантности очень высок, честное слово, я вообще в известное время, наверное, отправилась бы известно куда за "космополитизм", как любой интеллигент. Если бы белые за фанатичную веру в справедливое устройство общества не расстреляли, а красные - за веру в Бога и монархические настроения).
А всё-таки: пожить неделю как турист и жить той жизнью всегда - это две большие разницы.
Они чтут мёртвых, это да. Больше чем мы, грешники. А только знаете... Лучше всё-таки наш "персональный страшный приём у Бога", чем их аккуратненькие оптовые освоения новой местности в аккуратном и правильном раю.

А вот во Франции, например, подходит к концу срок аренды земли на могиле Георгия ИвАнова. Знаете, что будет, если срок аренды не будет продлен (за деньги, разумеется)? Памятник аккуратно снимут, а в могилку захоронят кого-нибудь из новопреставленных французских подданных. И - "нет никакого ИвАнова вашего здесь". Нигде здесь нет его. И ведь - правы?

И еще скажу страшное. Наверное, мало кто простит мне эти слова и поймет их. Я сама билась головой об них - не раз. "Пусть мёртвые хоронят своих мертвецов". Мне кажется, я начинаю понимать то, чего раньше - не просто принять не могла, а даже слушать не хотела, как полный бред, не соответствующий высокому званию цивилизованного человека...
Последняя правка: февраля 03, 2012, 01:24:44 пользователем Екатерина Злобина  
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пт февраля 03, 2012, 12:53:26

В 2005 году Российский фонд культуры перенес прах философа Ивана Ильина с супругой на Донское кладбище... Успели. Срок аренды - точно так же - кончился, те, кто ухаживали за могилой, в свою очередь, ушли в мир иной. И могилу выдающегося философа (не какого-нибудь захватчика иноземного Ганса-Ханса!) должны были снести. Это Швейцария. В той же стране года 3 назад вышел небольшой скандальчик: в одном из маленьких городков на местном кладбище закатали в асфальт наиболее старую из его частей (кстати, в основном там были захоронены русские белоэмигранты) и оборудовали под... танцплощадку для трудовых мигрантов из Восточной Европы. "Надо же им где-то развлекаться!" - таков был ответ местных властей на упреки некоторых общественников. И это не война никакая, а просто - решение текущих проблем городского хозяйства.

Не знаю, хорош ли рассказ. Допустим, мне он понравился. Но на месте немцев я бы обиделась. Вопреки своему намерению автор показал их в сомнительном свете. Один, пытаясь помечтать о том, как он станет хозяйствовать на захваченной земле, признает, что не сможет ее полюбить из-за... плохих дорог! Дорогу русские забыли ему проложить, а?! Правда, здорово?.. А его братец на голову маленько слабоват получился - если для него неожиданностью стало, что через 20 лет (!) никакого кладбища могло уже и не быть (в Европе 20 лет - это обычный срок аренды земли под могилу)...
А стереотипы "свои-враги" надо по-другому разбивать, Михаил. Ну, например, почему бы нам не вспомнить, что Россию с Германией всегда стравливал - кто? Великобритания... А немцы в чем-то нам как раз близки. Искренний народ, честный, не глупый...
Михаил Кромин

Москва
Комментарий
Дата : Пт февраля 03, 2012, 15:17:59

Про окончание срока аренды знаю, как и знаю, что бывает после. Мне кажется, что это дело государства (России я имел в виду)- следить за могилами своих великих. Но государству, по-видимому, дела нет, что и подтверждает то, что страна, не помнящая свою историю, не имеет будущего. Рад был бы ошибиться. Хотя, быть может и сейчас Российский фонд культуры позаботится?
Что касается известной фразы о мертвых, то многим она непонятна. Есть масса толкований, наиболее близкой к истине считается следующее: Иисус говорил этому человеку: "Сейчас ты чувствуешь, что ты должен оставить это мертвое (духовно) общество, в котором ты вращаешься; ты говоришь, что покинешь его через много лет, когда умрет твой отец; уходи сейчас же или ты вообще не выберешься оттуда".
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пт февраля 03, 2012, 16:25:01

Получается, что Россия всем всё должна - печься и о прахе немцев, пришедших к ней с мечом и от меча павших, и о своих великих мертвых... и живые плачут постоянно - всё им не так. Спрашивается, что же нам Западом все время тычут - там "память", у нас не "память", а как выясняется, что у них то же самое, сразу - Россия должна! И Бог нам тоже должен - заботиться, оберегать, а иначе Он просто жестокий экспериментатор, а мы мухи подопытные... Дело в том, Михаил, что так уж устроен человек: он не может "не веровать", как Вы говорите, он подсознательно всегда, ежесекундно копирует модель того бога, которого себе представляет. Если Вы представляете себе монстра, безжалостно запустившего какую-то программу, то сами же и будете невольно стремиться к этому образу. Неудивительно тогда, что фашисты у Вас сочувствие вызывают. Помните, "по образу и подобию"? Если у Бога нет замысла, значит, нет и ответственности. А значит, и у каждого из нас нет ответственности - делай что хочешь! И - никому ничего не должен, только от других требуй...

Еще задачка - если бытие так уж совсем определяет сознание, что человек даже на свою жизнь повлиять не может, почему же у нас у всех такое разное "сознание"? Или, может, мы "бытуем" в разных местах, на разных планетах?..

И вот еще чего никак не уразумею: зачем "подопытной мухе" "историческая память"? Что-то не сходится в Ваших высказываниях (к счастью, наверно).
Последняя правка: февраля 03, 2012, 16:43:37 пользователем Наталья Баева  
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Пт февраля 03, 2012, 17:10:51

А может быть, это "проверка на дорогах"? "Ибо - абсурдно".))

>>Народ, который не помнит свою историю, не имеет будущего<<
>>страна, не помнящая свою историю, не имеет будущего<<
>>может и сейчас Российский фонд культуры позаботится<<

А кто мы? Народ? Страна? Будущее, получается, только у фонда культуры имеется?
Михаил Кромин

Москва
Комментарий
Дата : Пт февраля 03, 2012, 17:53:18

Неужели Вы действительно верите в то, что говорите - Бог, замысел и т.п.? Наверное, знаете про теорию большого взрыва? Можно найти в интернете, весьма занятное чтение
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пт февраля 03, 2012, 18:10:31

А чему это мешает?:) Ну, взрыва, ну и что?

Меня больше удивляют люди (все-таки мы презанятнейшие существа!), вот когда они пишут, например, (не Вы один такой, Михаил) что-то в этом роде:

"О спасении своей души тоже не думал, с этим надо идти в другое место".
То есть вопрос спасения души - это вопрос помещения, в котором находишься?..

А вот к вопросу о теории - почитайте "Бунтующего человека" Камю, не пожалеете. Камю ставит себе задачу доказать, что Бога нет, а в результате логических цепочек приходит к совершенно противоположному выводу:)))

Но, конечно, Михаил, Бог не похож на Деда Мороза. Не надо в него так же "верить")))
Михаил Кромин

Москва
Комментарий
Дата : Пт февраля 03, 2012, 23:40:44

Спасибо, Наташа, обязательно почитаю.
Никогда не понимал, когда говорили о спасении души. Зачем ее спасать, от кого и как? И что будет после того, как спасешь? Продолжишь жить, или умрешь? А если продолжишь, то опять ее надо будет спасать и так без конца? Хотя я думаю, что это непонимание от моей неразвитости в этом вопросе.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 00:02:06

Михаил, вы торгуетесь)))) Кто не хочет - тому не надо, это же просто)))

Дорогие друзья! Я понимаю, тема интересная, но очень прошу: давайте о рассказе говорить, а теософские споры оставим, пока там не предложат чего-либо качественно нового... :)
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Сб февраля 04, 2012, 23:36:19

(Катюш, можно отвечу?)
Зачем спасать душу, от кого и как... Михаил, вот честное слово, я тоже не знаю. И нахожу Ваши вопросы вполне резонными. Но... я просто хотела сказать, что бессмысленно идти с этим в какое-либо "место". В том числе и в "другое":)
Михаил Кромин

Москва
Комментарий
Дата : Пн февраля 06, 2012, 15:25:16

Да, конечно, отвлеченные дискуссии, тем более, теософские споры, в которых мы мало что понимаем, надо оставить.
Но ведь почему они возникают? Наверное, потому что слишком много пластов поднимает рассказ.
Миньковская Роза

Севастополь
Комментарий
Дата : Пн ноября 11, 2013, 21:45:37

Выскажу своё мнение, которое, вероятно, многим не понравится, т.к. отличается от привычного и сложившегося. Смысл миниатюры ясен - показать, какие мы свиньи, что не заботимся на деньги налогоплательциков (а именно это составляет наш бюджет) о кладбищах оккупантов, представителей "культурной цивилизованной нации", которая, увлекшись фашистскими идеями, и выдвинула лозунг, что все свиньи, кроме арийцев. А также другими захватчиками, которые погибли, убивая наших предков, захватывая наши территории и превращая нас в рабов,"свиней", людей третьего сорта.
Но цивилизованные европейцы не задумываются особо, насколько густо их тучные поля удобрены плотью и пеплом наших пленных и мирных граждан. Вы же знаете, что пеплом сожжённых удобряли пашни? Едят и не давятся, представьте себе! В банках пользуются золотом и ценностями (включая золотые коронки, обручальные кольца и пр.) своих жертв.
Так вот, было бы справедливо и правильно вернуть "сынов Дойчланда" на историческую родину. Зачем вообще нам они в живом или мёртвом виде? Засорять нашу землю, политую кровью предков? Содержать кладбища бывших врагов при пенсиях в 900 грн.?
СкАжите, а пусть платят за свои кладбища и приезжают возлагать цветочки вместе с нашими чиновниками и бой-скаутами? Зачем?
Им, гитлеровцам, лучше среди своих на родине: 1) близко к родным; 2) все будут видеть сколько горя принёс фашизм их стране и это будет останавливать милитаристские инстинкты; 3) Германия богатая страна - пусть из налогов её граждан и содержат своих родственников, котрых сюда, к нам, никто не звал.
А мы могли бы вернуть своих ребят и захоронить их в родной земле с подобающими почестями, как героев-освободителей от фашистской чумы.
Точно так же я бы поступила и с остальными захоронениями захватчиков. Странно смотреть на парады в Севастополе, где в первых рядах шествуют обряженные французы и прочие интервенты и в конце робко плетутся наши. Холопство взыграло?

"Нецивилизованный" Израиль недавно добился от Германии возврата ей своих бойцов СС, захороненных в святой земле. И правильно сделали. У этой маленькой страны хватило гордости и сил быть справедливыми и честными.
Так почему мы холуйствуем перед западом? Почему нам диктуют свои ценности бывшие враги?
Я не против немцев. Но содержание гитлеровских захоронений - их личное дело. Пусть размещают на своей земле. И за свой счёт.
Миньковская Роза

Севастополь
Комментарий
Дата : Пн ноября 11, 2013, 22:25:33

Не касаюсь здесь литературных особенностей рассказика, всё до меня очень правильно и очень обоснованно сказали Михаил Даяненко и Сергей Леденёв. Спасибо им.)

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте