Заказать третий номер








Просмотров: 1979
05 января 2014 года

 

Моим стихам

 

Меня спасают лишь стихи!

Смешно! Они меня спасают:

пальто мне утром надевают,

прощают все мои грехи.

 

На кухне чай со мною пьют

и говорят про вдохновенье.

Зевну - они тотчас зевнут.

Всплакну - они взовьются пеньем.

 

Мы с ними ходим на бульвар,

мы по бульвару долго ходим.

Мы ничего в нем не находим:

бульвар противен, сыр и стар.

 

Потом в кафешку забредем,

встречаем в ней друзей, знакомых

и долго с ними ни о чем

болтаем. Нам бы лишь не дома.

 

Друзья такие же, как мы,

здесь честно скажем: раз-дол-баи.

Они не любят тишины,

всю жизнь в кафешках прозябая.

 

Смеются, плачут ни о чем,

всегда о чем-то забывают.

Им лишь бы быть плечо с плечом.

А с кем?.. Не знают.

 

Как мы, они не любят быт,

не чистят чайники, кастрюли.

За это тысячи обид

им помнят люди.

 ____

А в полночь мы домой бредем:

стихи и я - всегда вдвоем,

по чашкам кофе разливаем

и рассуждаем ни о чем.

 

А за окном летает снег,

ему, представьте, дела нет

на то, как мы здесь прозябаем

полсотни лет.

 

Спасибо вам, мои стихи,

что вы так празднично легки,

что так стремительны и нежны,

мои стихи.

 

 

 * * * 

 

А мне сегодня не до смеха.

Сегодня не до смеха мне:

что для других теперь потеха,

то для меня птенец в огне.

 

Не знаю даже, как случилось

И почему произошло.

Семья жила. Семья разбилась.

Семья поранила крыло.

 

Ей не летать, а вам - не падать,

и тщетно я играю роль.

Смотрите же на мой упадок!

Где мой король?

 

Какие дружеские речи?..

Была семья и нет семьи.

Твердите, ну же: «Будет легче!»,

друзья и недруги мои!

 

Любуйтесь, как в тяжелых лапах

из недоверья, сплетен, лжи,

упала эта птичка на пол.

Кругом кричат: «Держи!.. Держи!..»

 

Зачем же мне держать бедняжку?

Бедняжка больше не взлетит.

В одну единственную чашку

луна всю ночь теперь глядит.

 

Здесь все имеет свои сроки

и свой трагический исход:

пока вы счастливо живете,

но все исчезнет. Все - пройдет.

 

 

* * * 

 

Я не хочу писать стихи.

Они мне не дают свободы.

Они, как страшные уроды,

встают из жизненной муки.

 

Я им хочу закрыть глаза.

Я их сама хочу не видеть.

Я начинаю ненавидеть

все образы и образа.

 

Так много в них наивной фальши:

цветов придуманных, духов,

любовей, дружб,

а, если дальше,

страны волшебной дураков.

 

Так много мишуры безгрешной.

Но в этом есть крутая брешь!

Мир, занавешенный надеждой,

еще страшнее без одежд.

 

 

* * * 

 

Очень долго шли недели,

очень долго шли.

И в глаза мои глядели

желтые огни.

 

И в глаза мои глядели

белые снега.

Мы вдвоем с тобой хотели

летом на юга.

 

Гулко цокали трамваи

в полуночной мгле.

Мы с тобой всегда молчали,

когда шли ко мне.

 

Расставались у калитки -

поцелуй, как взмах,

бесконечный, едкий, зыбкий

рвался на губах.

 

Но прошли чудные ночи,

сдуру бьет капель.

Мне снега теперь не очень

и фонарь, как зверь.

 

Непонятно, что случилось,

как произошло?..

Только, знаешь, разлюбилось.

с болью отошло.

___

 

Вечерком бредем весенним,

лужи-берега,

только мы с тобой не едем

летом на юга.

 

Нам вдвоем с тобою ехать

больше ни к чему.

Ты ведешь меня со смехом

к дому моему.

 

Снова синяя калитка,

серая луна.

Я теперь в твою улыбку

только влюблена.

 

Я теперь твоей улыбкой

только дорожу.

Мой смешной, чудной и зыбкий -

я с тобой дружу.

 

 

 

Приехал поезд

 

Еще вчера в Москву приехал поезд,

и в нем мой самый близкий человек -

мой папа. Я с ним заново знакомлюсь.

А вместе с ним приехал прежний век.

 

И век, и папа достают котомки,

Соленую капустку, пироги…

В наш странный мир, нечаянный и ломкий,

они зашли, как ломкости враги.

 

Развесили повсюду полотенца,

наладили свой быт  и свой уклад.

И век, и папа - точно два младенца,

на нас глазами светлыми глядят.

 

В звучащее с экрана верят слово,

в какую-то там силу доброты

и в человека честного, простого,

пускай вокруг лишь снобы и скоты.

 

И век, и папа искренне мечтают

вернуться в детство, весь изъездить мир.

И, верите, они не замечают,

что время их изношено до дыр.

 

Что никуда уже и не поедут,

не скроются от бренной суеты.

И слава Богу - мир им не поведал,

что детские не сбудутся мечты.

 

Наивными глядят они глазами: 

и век, и папа. Страшно мне за них.

И жалко мне, что так светло, как сами,

не научили жить детей своих.

 

 

На Тверском  

 

С Кавказа к нам катится лето.

В окне на Тверском белый дым.

Мне профиль родного поэта

не кажется больше родным.

 

Глядит он с портрета весь в белом,

тараня лица белизной.

Как много он в жизни наделал, 

в своей неизбывной, земной.

 

А помнят - всего «Незнакомку»…

«Двенадцать» - тугое литье…

И слог его строгий и тонкий,

как жен половецких шитье.

 

Гляжу я с утра на поэта,

и, кажется мне, ни к чему

и двор за решеткой, и лето,

что к дому бредет моему.

 

Какое просторное нечто -

его на портрете глаза.

Мне кажется жизнь бесконечной,

раз эти глаза - образа.

 

 

Прощание

 

Теперь не на пороге и не дома,

а значит просто-напросто нигде.

Я для тебя отныне не-знакома.

Я попросту не-ведома тебе.

 

Такая вот простая затеряшка

в пространстве кухни, в пропасти мечты.

Здесь на гвозде висит твоя рубашка.

Напрасно это –

не вернешься ты.

 

Мне невозможно ждать с весною лета!

Зачем мне лето? Будет грустно в нем!

Куда приятней осень для поэта

с ее ветрами, сбитнем и дождем.

 

Куда приятней углубиться в песню

осеннего шуршания листвы.

Ты был мне прежней осенью известен.

Виденья прежней осени мертвы.

 

Ты был тогда моим влекущим садом.

Из георгинов возвышался лес.

Ты был чудным, бодрящим водопадом.

Мне очень жаль,

что водопад

исчез.

 

Я соберу с утра свои пожитки

и, чтоб совсем не чувствовать весны,

уеду в горы, в снег, густой и зыбкий,

в созвучья эха –

в царство тишины.

 

Проста судьба уставшего поэта.

Я знаю, не спасет никто другой!

А только звоны пустоты и ветра

среди небес

над лыжною дугой.

 

фото: Руслан Кадиев

 


 
No template variable for tags was declared.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Чт января 09, 2014, 10:47:45

Интересно,а эта подборка отличается от первой подборки Александры, которая была опубликована ранее. Тут какое-то намеренное упрощение, действительно образ уставшего поэта создается, который говорит кратко и саму суть и совершенно не заботится о впечатлении, которое производят его стихи на окружающих, лирическая героиня скорее себе самом это говорит, чтобы "все точки над и поставить".
Саша Ирбе

Москва
Комментарий
Дата : Чт января 09, 2014, 19:12:32

Спасибо, Ирина. Может Вы и правы: поэзия для меня все чаще -разговор с собой. Может это и есть ее великая задача. Любой человек полон, если в нем живет вселенная, отдельный мир, а он. к сожалению, не может быть моногамным. куда интереснее открывать себя же в себе.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Чт января 09, 2014, 23:33:55

Тут важно вот что: заговорит ли в читателе этот "разговор с собой"... Я ловлю себя на мысли, что после Сашиных стихов начинаю сама "разговаривать с собой" - её же стихами. И это, на мой взгляд, высший пилотаж. Саша Ирбе - поэт, в чьих стихах не встретишь ни красивостей, ни даже "красоты" в ее привычном понимании. Они даже иногда кажутся безыскусными. Но никогда - безвкусными! Они слишком от сердца, чтобы бравировать мастерством и казаться красивыми. Но именно поэтому кажется, что ничего пронзительней не может быть на свете. Это как раз и есть та готовность "взойти на эшафот", которая отличает настоящих поэтов от "ловцов жемчуга".
Лиана Шахвердян

Yerevan
Комментарий
Дата : Пт января 10, 2014, 00:26:32

вот, я сижу думаю... Цвет граната Параджанова- это Жемчуга, а Иваново детство Тарковского - Сердце... Но для меня они оба - высший пилотаж... У каждого был свой эшафот... А стихи прекрасны. Согласна. Поэт. Спасибо.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пт января 10, 2014, 15:44:57

Лиана, спасибо за такую постановку вопроса. Очень интересная получается тема с точки зрения философии искусства. Хочется ее продолжить- не как спор, а как развертывание мысли) Есть жемчуг - украшение. С этой точки зрения у нас он ассоциируется с красотой, причем, с внешней. Есть символическое прочтение этого образа. В разных культурах его понимают немного по-разному, но общая картина всё же вырисовывается: жемчужина - это символ целомудрия или... души, заключенной в тело, внутреннего центра, истины, до которой можно дойти, лишь прилагая усилия и т.д. Чем вам не Сердце?
В связи с этим возникает вопрос: в каком смысле для Вас "Цвет граната" - это Жемчуга? У меня есть подозрение, что Вы имеете в виду, что фильм решен в чисто изобразительном ключе. Я не могу с Вами не согласиться, но мне кажется, что Жемчуга - это всё-таки форма фильма, а не его суть. А по сути "Цвет граната" - это корни, уходящие глубоко в душу (Сердце?) народа. И только с такими корнями художник может себе позволить сколько угодно украшений...
Лиана Шахвердян

Yerevan
Комментарий
Дата : Пт января 10, 2014, 16:55:29

Наталья, конечно, у Параджанова, скажем так, изобразительное решение в этом многослойном (!) фильме выходит на первый план...и мы смысл, содержание считываем чрез символы, образы, метаморфозы, ритмику и т.д. Конечно, это все атрибуты формы... Но Параджанов не был бы Параджановым..., если бы в свои Жемчуга не вложил Сердце Поэта( Саят- Новы), а затем и Дух Поэта...
Безусловно, у Художника должны быть крепкие корни(!), чтобы собрать (не подберу сейчас более удачного слова) эту многоуровневую Гармонию... Я не побоюсь этого слова здесь... Магия это фильма, если более общо, магия подлинного искусства, литературы, поэзии и т.д. в Гармонии Формы и Содержания...
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Пт января 10, 2014, 17:55:46

Всё-таки восприятие поэзии - непостижимая штука. Прочла первый раз подборку по диагонали в предновогодней суете и думала: нет, не мой автор: "мои стихи", кафешки, лирические адресаты)))

"Ну что это, мол, такое - "Смотрите же на мой упадок!", ведь упадок - неудачный окказионализм, или "Любуйтесь, как в тяжелых лапах/из недоверья, сплетен, лжи,/упала эта птичка на пол" - как можно в тяжелых лапах упасть? Наверное, упасть вместе с лапами?.." - думала всякое.

Перечла сегодня. Да что ж это я привязалась к ерунде... Да как это не мой?! Ещё и как мой.

Кристальные стихи, стихи как трудные шаги, открытые прямо при нас неотменимые законы: "Я не хочу", "Очень долго шли недели", "Приехал поезд", "На Тверском"...

"Наивными глядят они глазами:
и век, и папа. Страшно мне за них.
И жалко мне, что так светло, как сами,
не научили жить детей своих" - как просто и точно выразить страшные догадки взрослеющего нового поколения - это же надо и понять, и суметь...

Здесь какое-то особое, высокородное благородство простоты, ненамеренной, простоты как ясности мысли, ясности образа, ясности выражения.
И сколько "знаний сердца", и какая культура в корнях - в подтексте! Какие же многослойные эти "простые" стихи, сколько же до этой простоты передумать и переплавиться нужно...
_____

Что же до жемчуга как символа - почему-то подумалось, что это ведь, помимо всего прочего, и символ перерождения, чуда. Из соринки - драгоценность... :)
Последняя правка: января 10, 2014, 18:03:57 пользователем Екатерина Злобина  
Лиана Шахвердян

Yerevan
Комментарий
Дата : Сб января 11, 2014, 23:15:24

Да, Катерина, конечно, непостижима "химия" простоты... Прошибает Сердце!
Как логик,когда включается аналитическое мышление, я для себя обозначила два типа творческих людей(два типа творческого самовыражения). Первый тип это те, у которых Духовность + Талант, второй тип - Талант + Духовность... И Возвращаясь к моему примеру, Тарковский - первый тип, Параджанов - второй... Конечно, человеческая природа не статична... но это так я, к слову... :)
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вс января 12, 2014, 19:51:32

Очень интересно. Да, Лиана, кажется, я начинаю Вас понимать. А Вы себя к какому типу художников относите? Наверно, ко второму?

----
Катюш, специально поинтересовалась вопросом)) "При попадании внутрь раковины постороннего предмета, к примеру, песчинки, устрица постепенно, слой за слоем, начинает покрывать этот «раздражитель» перламутром, пока этот предмет не станет жемчужиной".
Т.е. это не "перерождение соринки", а умение устрицы сделать из раздражителя драгоценность. Так еще интересней для нас получается)
Последняя правка: января 12, 2014, 19:58:18 пользователем Наталья Баева  
Лиана Шахвердян

Yerevan
Комментарий
Дата : Вс января 12, 2014, 20:47:17

Да, Наталья, на сегодняшний день получается, я больше тяготею ко второму... :) в постоянных поисках формы... это меня интригует, завораживает... Но Сердце ОТКРЫТО... :)
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Чт января 16, 2014, 21:22:15

Спасибо, Лиана. Красивый ответ.

Раз уж у нас зашла речь о других видах искусства, хотелось бы, в продолжение темы, привести слова выдающегося пианиста Г.Г. Нейгауза, которые он всегда говорил своим ученикам в консерватории:
"Вы можете делать всё, что вам угодно, главное, чтобы это было убедительно. Убедительность — есть один из самых главных секретов искусства. Но слово "убедительность" является вершиной пирамиды, добраться до которой можно лишь пройдя фундаментальные структуры, представляющие собой ремесленное мастерство: технику, владение звуком, форму и туше."
Возвращаясь к обсуждаемой подборке, могу сказать, что Александре вполне удается быть убедительной в своем творчестве. А "владение звуком, форма и туше", надеюсь, как-то со временем нанижутся на крепкую основу - "жемчугами". Возможно, этому нужно уделить внимание. Возможно, нет. Если кому-то (большинству людей) подойдет совет "углубиться", то тут редкий случай, когда "углубляться" уже вроде бы и не нужно. По крайней мере, виден навык это делать, и не страшно, что от этого автора мы увидим когда-нибудь поверхностные тексты. Немножко страшно, что потребность в стихах у автора может со временем отпасть при таком честном взгляде на жизнь. Поэзия ведь тоже не самоцель, а только Путь. Но и в этом случае уже спасибо за то, что мы приобщились к тому, что есть. Успехов!

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте