![]() ![]() ![]() ДМИТРИЙ КАННУНИКОВ. "Толерантность, или ..." СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 ![]() НАТАША КИНУГАВА."Игрушечный январь" АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ![]() НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт» АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» ![]() СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 ![]() "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 ![]() ![]() |
Просмотров: 2313
09 октября 2013 года
1. «В бой идут одни старики?»… Недавно мне довелось познакомиться на одной радиостанции с интересным человеком, - Леонидом Костюковым, - который открыл для меня много нового… Как и полагается, я рассказала о фестивале «Артбухты» в Севастополе, о том, как там было всё здорово, какой чудесный получился конкурс «Город у моря», какие таланты мы там нашли, и прочее. На что он мне спокойно возразил: мол, ну, и что тут такого? В любую российскую деревушку поезжайте, успех вам обеспечен. Только придут три старушки, которые, к тому же, наверняка и сами окажутся местными писательницами. «Так что в этой вашей затее нет живого импульса», - сказал он мне. Я задумалась. А ведь и правда, зал был полным, но молодежи практически не было. Хотя мы приглашали. Молодежь пришла только за подарками, на награждение участников и победителей конкурса. Молодые люди Севастополя могут смело в своем календаре жирным крестом отметить дату 28 сентября 2013 года с надписью: «в этот день я пропустил встречу с живыми классиками современной русской литературы - с уникальным писателем и человеком Сергеем Есиным и с поэтом Марией Аввакумовой». Черный день календаря. Мария Николаевна не проводит вечеров ни в Москве, ни где-то еще, услышать ее стихи в авторском, совершенно потрясающем, исполнении можно было только в этот день, в Севастополе, в указанный час. Сергей Есин и Мария Аввакумова - это люди, которые так или иначе уже вошли в историю русской культуры, у которых нужно учиться, каждое слово и каждый жест которых нужно ловить и запечатлевать в памяти. Кстати. Когда я спросила Марию Аввакумову, пойдет ли она на творческую встречу с нашими молодыми литераторами Максимом Лаврентьевым и Валерием Былинским. «А как же иначе?!» - воскликнула она. «Это же ведь мои коллеги! Не пойти было бы неуважением». И, помню, как на этой встрече Мария Николаевна слушала, удивлялась, восхищалась: «Ох, это серьезный парень! Какой серьезный парень!». Сначала про одного, потом про другого… Это так, на заметку. А когда выступала сама Мария Николаевна, кто-то убежал город смотреть. Тоже, конечно, похвально, но… Город не человек, не убежит так быстро, а вот эти мгновения уже никогда не повторятся. Увы и ах! Молодые москвичи тоже себя обокрали. По причине, название которой: пресыщенность. Но ведь севастопольцы-то не могли не прийти по такой причине. Так в чем же дело?..
2. «Волшебные слова» Но вернемся к моему новому знакомому. Вернее, к нашему с ним разговору. Я заметила, что он очень часто использует одно слово: «цех». Имея в виду, конечно, писательское сообщество. И вот у меня в ушах зацЭкало: «цех принял», «цех одобрил», «цех не одобрил», «цех, цех, цех, цех». Что-то похожее на «ЦК, ЦК, ЦК, одобрил, принял - не принял…». Я спросила, а почему вот так часто нужно употреблять это слово и не воздвигает ли это стену между ним и остальным миром? На что он почему-то замахал руками и стал говорить, что слово это не он придумал, а Гумилев… Ну, хорошо. То ли молодец Гумилев, то ли это Гумилев во всем виноват. Что это объясняет? Мне кажется, если Гумилев придумал слово, то на правах автора он-то мог себе позволить часто его произносить… Тут
я должна приоткрыть один секрет. Тема разговора касалась как раз того, что почему-то
так сейчас исторически складывается, что писателей читают и слушают одни писатели.
И не читают читатели. В чем тут причина
и что с этим делать?… На эти вопросы нужно было найти ответы. А мне подумалось,
что как-то странно в нашем бесхребетном мире распределились «волшебные слова»,
напоминающие о славном советском прошлом, которое все носители этого новояза
дружно ругают. У писателей «цех», у чиновников «система», у киношников
«формат», у музыкантов-эстрадников и прочих - «рынок»… Как будто эти словечки
работают оберегами то ли от собственной аморфности, то ли просто – от самих себя…
Читатели не читают. И, конечно же, речь уже пошла о том, что это
социологическое явление, которое нужно исследовать. То есть рассматривать народ
под лупой – что же это с ним происходит?
3. «Неприкасабельные» И тут я совершила страшное. Я вслух задалась вопросом: а может быть, творческая интеллигенция утратила доверие своих почитателей? Может, она высокомерна по отношению к людям, которых мы раньше называли народом, а теперь как-то опасаемся?.. Реакция не заставила себя ждать. Мой собеседник сообщил мне, что я позволила себе безответственное суждение. Что писатели чисты, как младенцы, и никто из них не повелся на искусы. Что он лично знает 50 или 70 писателей, которые не изменили себе. Последовала попытка перечислить их поименно. Будто бы именно лично их честь я задела, осмелившись задаться этим неприличным вопросом. Вот те на! А мне-то всегда казалось, что каждый честный деятель культуры просто обязан спрашивать себя, оправдывает ли он доверие, можно ли ему вообще верить и т.д. и т.п. Я, правда, так и не поняла, писатели не повелись на искусы потому, что их никто не искушал, или они героически устояли? Наверно, это уже не важно. Важно, что трогать их "грязными сомнениями" нельзя… Потому как «цех» - это каста. В Индии есть каста неприкасаемых – это самая низшая, нам не подходит. Есть понятия «дипломатическая неприкосновенность», «депутатская» и т.д. Но мастерам слова, я думаю, нужно придумать что-то новенькое. Пусть это будет «неприкасабельность». И мне почему-то подумалось, что это и есть ответ на вопрос, почему современных писателей, как им кажется, не читает народ, а читают только писатели. Для кого они пишут, те их и читают… Вот и нет обратной связи. А наладить обратную связь не так-то просто. В Севастополе ко мне подходили люди и говорили о том, что событий такого уровня как фестиваль «Русские встречи…» у них не было уже 20 лет (ровно столько, сколько и навязанной им "независимости"). С другой стороны, не случайно ведь к нам пришло только старшее поколение или ровесники. Значит, были какие-то события, которые до этого уже оттолкнули молодежь. Возможно, и приезжали наши или иные светочи, вот такие же «неприкасабельные», и что-то говорили, и организаторы где-то ставили галочки для отчетов. А потом молодые люди перестали на них ходить - то ли скучно стало, то ли разуверились (не подозревать же в - совершенном нелюбопытстве?!). Вот сейчас они не пришли к тем, кто, не причисляя себя ни к каким цехам, ни к каким кастам, тем не менее, по факту являются хорошими русскими писателями. Слава Богу, что именно с такими людьми мы дружим – с людьми, которые готовы были сорваться и поехать – давать бесплатные концерты, проводить встречи, показывать фильмы. Все работали на одном дыхании, с благодарностью к Севастополю за возможность с ним познакомиться поближе. Мы с
радостью, даст Бог, ещё не раз приедем в дорогой нашему сердцу Город, и вместе
будем решать проблему обратной связи с читателями. Со своей стороны обещаем
лучше организовать рекламу и анонсы встреч, а наших зрителей и слушателей просим: пожалуйста, позаботьтесь о
том, чтобы пришли в следующий раз вместе с вами ваши дети, внуки – просто
школьники, студенты, молодые люди и девушки. Уверяем: силой такого "живого импульса" можно будет свернуть горы. Горы унылой пассивности и цеховой закрытости - точно. До новых встреч в "Артбухте"! Наталья Баева |
![]() Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 ![]() НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" ![]() Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» ![]() "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) ![]() «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 ![]() "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) ![]() Александр Балтин. "Два двухсотлетия: Достоевский и Некрасов" "Идеи, в слово облеченные..." Памяти Валентина Курбатова "РУССКИЙ ХРИСТОС ЮРИЯ КУЗНЕЦОВА". К 80-летию со дня рождения поэта "КАК АНГЕЛА РАСПЕЧАТЛЕТЬ..." К 190-летию со дня рождения Николая Лескова ![]() |
Санкт-Петербург