СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 2485
01 июня 2014 года
Книга Владимира Гуги «Плюш и бархат» читается так же, как слушается хороший рок-альбом: запоем, с дрожащим предвкушением следующего трека (здесь – рассказа), с повторным прослушиванием понравившейся песни (здесь – прочтением). Еще по ходу чтения возникает непреодолимое желание поделиться наиболее удачными пассажами или даже целыми рассказами с домашними. И если такое желание действительно появляется, то лучше ему не сопротивляться, а устроить чтение вслух, благо рассказы небольшие и читаются за считанные минуты. Лично для меня все это говорит о том, что книга удалась. А вот на чем эта удача держится, ответить сразу вряд ли получится. Можно назвать немало «сильных сторон» книги, пытаясь определить некую формулу, удачно выведенную автором. К примеру, объем: сто страниц, которые несложно прочитать всего за час. «Плюш и бархат» состоит даже не из рассказов, а скорее из миниатюр. В наше сверхскоростное время такая вот классическая «книга на один вечер», возможно, оптимальная форма для диалога писателя и читателя. У читателя на руках все карты: и с современной прозой познакомится, и много драгоценного времени при этом не потратит. Если говорить по московскому счету, а «Плюш и бархат», к слову, очень московская книга (чего стоит рассказ «Московские игры» - обязателен к прочтению каждым москвичом), то чтение одного рассказа Владимира Гуги – это меньше, чем один перегон между станциями метро, а метро, как известно, самая большая «публичная библиотека» в стране. Впрочем, справедливости ради нужно признать, что небольшие книги рассказов уже довольно давно находятся в тени больших и малых романов, откуда их никто вызволять не спешит – ни издатели, ни, что еще более удивительно, сами читатели. Но будем надеяться на «революцию сверху»: может, настойчивым авторам рано или поздно удастся изменить столь парадоксальную ситуацию. Миниатюры «Плюша и бархата» – каждая разного жанра и, я бы сказал, разного настроения. Юмор, гротеск, фантазия, сатира и даже сугубо индивидуальная лирика – короче говоря, рассказы на любой вкус. В таком разнообразии тоже есть что-то от хорошего рок-альбома, где разнохарактерные песни чередуются, не позволяя слушателю скучать. У Владимира Гуги миниатюры подобраны точно и грамотно, объединены единой авторской интонацией, так что никаких «сбоев» в композиции. Вообще, Гуга – прирожденный рассказчик. Он наблюдательный, с цепким и несколько колючим писательским взглядом, остроумный (в смысле – острого ума, а не просто, скажем, насмешливый или с юмором, хотя и с юмором у автора все в порядке). Словом, я перечислил несколько тех самых «сильных сторон». Но, пожалуй, не хватает главных, которые, на мой взгляд, и определили удачу. Гуга принадлежит к той, в общем-то, не самой многочисленной категории писателей, которые обладают, как сказал поэт, «талантом двойного зренья». Гуга, если взглянуть на его творчество ретроспективно, всегда умел видеть в обыденных явлениях нечто необычное, нечто из «другого измерения», условно фантастическое. «Условно» именно потому, что оно и не совсем фантастическое, то есть невероятное, и в то же время не строго реалистическое. Своим читателям Владимир предлагает на некоторое время отказаться от привычного взгляда на мир, и такой подход, безусловно, роднит его с Кафкой. И у того, и у другого внешне абсурдные ситуации вырастают из зерна бытового, в первую очередь, мне кажется, из наблюдений за окружающими. Например, в миниатюре «Отцы и дети» персонажи не могут, по словам автора, смириться с тем, что доля людская «печальная и скучная», в отличие от мира природы. Поэтому персонажи, поколение за поколением, стараются «стать животными», используя подручные средства (допустим, стрелы с присосками превращают маленького мальчика в улитку). В рассказе «Счастье» герой случайно бьется головой о чугунный уголок автобусной остановки, истекает кровью, попадает в больницу, но для него это счастье, потому как у него есть легальный повод не ходить на нелюбимую работу. По поводу людей, их страстей и недостатков, у Гуги, наверное, нет особенных иллюзий, но, вместе с тем, краски, которыми он рисует своих персонажей, достаточно мягкие, что часто создает своеобразный контрапункт. Вообще, «Плюш и бархат» - книга во всех отношениях авторская, ее не перепутаешь с книгами других авторов. Свой взгляд на мир, своя интонация, свои темы, свои герои… Что называется, штучный товар. Кстати, это видно и по изданию, практически «самиздатовскому» (ощущение, что определенная часть книжного рынка отступает назад). Не сшитые и не склеенные, а немного небрежно соединенными металлическими скрепами листы, простая, но выразительная обложка. Сам автор в шутку назвал собственное издание «бутлегом» (раз уж мы начали параллелями с рок-альбомом, то ими же стоит и закончить). |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва