СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 2946
25 июля 2011 года
Что ищет человек западной цивилизации в эпоху перемен? Во времена войн, крушения империй и социальных потрясений человек оказывается полностью дезориентирован, испуган, не знает, что делать, поскольку привычное пространство распадается на глазах. Он остается один на один со своими страхами и несчастьями и помощь, так необходимую ему, часто ищет, обращаясь к богу. Однако современные «западные религии» в большинстве стали мощными бюрократическими организациями. Человек и там остается один на один с другим человеком, который в меру сил помогает ему и объясняет происходящее. Всегда ли так было? На вопрос, когда появилась религия, философ Е.А.Торчинов отвечает так: «наряду с утверждением, что религия никогда не возникала, равно справедливым будет и утверждение, согласно которому религия все-таки возникла, но не у кроманьонца, а одновременно с дифференциацией пракультуры на науку, искусство, философию и благодаря этой дифференциации»[1]. Архаическое сознание как целостное представление о мире, в котором нет места вопросам, — вот что необходимо, когда вокруг разрушение и массовая гибель людей.Такой тип сознания был присущ нашим предкам в древнейшие времена, но западная цивилизация, развиваясь и изучая миропорядок по частям, полностью его утратила. Пожалуй, только дети еще обладают этим атавизмом, воспринимая и принимая мир не умственно, а ощущениями. Каким образом это происходит? Как определить тип сознания, когда не сформирован вопрос? Где и как позиционируется «Я»? Существует ли, вообще, разделение на объект и субъект? Возможно ли сегодня ощущение мира, как целого, для взрослого европейца?
Сохранилось ли архаическое сознание сегодня? Рассмотрим шаманизм — одну из самых ярких и древних систем, фиксирующих миропорядок: «...мир … состоящий из трех уровней — Неба, Земли и Преисподней, — объединенный в единое целое центральной осью, проходящей через некое «отверстие», некую «дыру». Именно через эту «дыру» боги спускаются на землю, а мертвые — в глубины Преисподней. Проходя через нее, дух шамана воспаряет или спускается во время своих экстатических небесных или инфернальных путешествий. Эти три уровня, где обитают боги, люди и «Хозяин Преисподней» с умершими, воспринимаются как три космических этажа, расположенных один над другим»[2;14]. Человеческий дом полностью соответствует дому небесному: отверстие наверху юрты — «дыре» Полярной звезды. Именно в центр мира, изображаемый Мировым Деревом, проецируется обыденное жилище. Шаманизм и сегодня имеет широкую географию, но шаманом может стать не каждый. Один из духов приходит в мир и выбирает себе партнера. С этого момента юноша или девушка заболевают шаманской болезнью и должны найти шамана, который поможет переболеть. Удивительно, что не только люди, воспитанные в шаманской традиции, могут оказаться избранными. Е.А. Торчинов и М. Элиаде в своих книгах приводят примеры, когда обычные студенты из неимеющих отношения к шаманизму семей неожиданно теряли интерес к учебе, начинали страдать головными болями, сонливостью. Излечение наступало только в момент инициации, когда будущий шаман постигал Мир и приобретал первый психотехнический опыт. Одна из вариаций выглядит так: «Вот человек … переживает умирание и смерть; он представляет, как его тело расчленяют на части, извлекают внутренние органы и развешивают их на крюках. Потом их варят и выделывают заново... В то время как тело шамана лежит расчлененным или варится в котле, приобретая новые сакральные качества, отделенную от тела душу шамана возносит на вершину мирового древа гигантская птица с железными перьями и длинным хвостом, птица-прародительница шаманов; она помещает душу в яйцо, лежащее в ее гигантском гнезде, и высиживает, пока дух шамана не приобретет сакральной зрелости. Потом душа шамана вылупляется из яйца и входит в обновленное и воссоединенное тело. Посвящаемый воскресает уже не профаном, а шаманом, готовым к своему служению. Инициация завершена»[1].
Подчеркнем, что такой мир не антропоцентричен, все в нем взаимосвязано и равно важно; нет противопоставления зон, где «молятся», зонам, где «живут»; нет разделения сознания по отраслям, т. е. нам является целостный мир, транслируемый, в случае возникновения проблем или вопросов, шаманом. Серьезным подтверждением стремления современного человека к целостному сознанию являются работы известного психолога Станислава Грофа. Его пациенты под воздействием ЛСД, других психоделиков или холотропного дыхания обнаруживали «различные аспекты грандиозной картины одушевленной Вселенной, пронизанной высшим космическим разумом, который в конечном итоге соизмерим с их собственными психикой и сознанием»[3;20]. Подчеркнем, что благодаря новому пониманию мира многие «безумные» излечились.
Каким образом опыт холотропных состояний можно предъявить миру? Станислав Гроф утверждает, что «для передачи сути духовных переживаний и описания трансцендентных реальностей более адекватным и подходящим, хотя и далеко не совершенным средством является поэзия»[3;42]. Но любой ли поэт стремится к этому? В своей книге «Космическая игра» Гроф выделил следующие имена: Уильям Блейк, Райнер Мария Рильке, Д.Г. Лоуренс, Уолт Уитмен, Уильям Батлер Йейтс. Нам кажется справедливым продолжить этот ряд Велимиром Хлебниковым (заметим: у поэта всегда была с собой маленькая книжечка Уитмена), а в своей статье «О стихах» он отмечает: «Говорят, стихи должны быть понятны... С другой стороны, почему заговоры и заклинания так называемой волшебной речи, священный язык язычества... суть вереницы набора слогов, в котором рассудок не может дать себе отчета... Между тем, этим непонятным словам приписывается наибольшая власть над человеком...» [4;633]. Во многих произведениях Хлебников создает «волшебный» язык. В сверхповести «Зангези» им разговаривают птицы и боги, но сама идея такого языка включает в себя и человека: человека будущего, который должен заговорить на новом языке, присущем всей планете. Желание создать всеобъемлющую систему языка связано у поэта прежде всего с необходимостью целостности системы, которая сама установит равновесие, удалит «ижицу» войн и введет новую валюту — «удары сердца». Каждое стихотворение — это демонстрация холотропного сознания, заговор, призыв к людям последовать путем познания целого мира, где целый — прежде всего — весь. Объединяющее начало выговаривается поэтом всеми возможными способами: О, Сад, Сад! Где железо подобно отцу, напоминающему братьям, что они братья, и останавливающему кровопролитную схватку...
(В. Хлебников. «Зверинец» [4;185]).
Мысль о том, что нужно остановиться и вспомнить изначальные истины, повторяется, подчеркивается:
Закон качелей велит Иметь обувь то широкую, то узкую. Времени то ночью, то днем, А владыками земли быть то носорогу, то человеку.
(В. Хлебников. «Закон качелей велит» [4;186]). Хлебников свободно оперирует временем и пространством, как ребенок цветными деревянными кубиками:
О, если б Азия сушила волосами Мне лицо — золотым и сухим полотенцем, Когда я в студеном купаюсь ручье. Ныне я скромный пастух, Косу плету из Рейна и Ганга и Хоанхо.
(В. Хлебников. «О, если б Азия сушила волосами» [4;103]).
Место человека в мире не пронизано у него ужасом конца или непонимания, но детально, материально и светло в своей естественности:
Может я сам, К 7 небесам Многих недель проводник, Ваш разум окутаю, Как строгий ледник, И снежными глазами В зеленые ручьи Парчой спадая гнутою, Что все мы — ничьи, Плещем у ног Тканей низами.
(В. Хлебников. «А я...» [4;109]).
Конечно, такая поэзия возможна только в случае органичного восприятия целостного мира. В случае Велимира Хлебникова мы имеем дело с творцом, который не только имел холотропное сознание, но и хорошо понимал, как важно и конструктивно им обладать, и как опасно следовать любым другим путем.
В пьесе «Госпожа Ленин» сценой является внутреннее пространство человека, а действующими лицами — голоса зрения, слуха, рассудка, внимания, памяти, страха, осязания и воли:
Голос слуха: Щелкает ключ. Голос страха: Ключ повернулся. Голос рассудка: Это они. Голос сознания: Мне страшно. Голос воли: Но все же слово не будет произненсено. Нет. Голос зрения: Дверь раскрылась... (В. Хлебников. «Госпожа Ленин» [4;416]). Эти голоса приносят различную информацию, но целого в расщепленной личности нет и быть не может. Не похожа ли ситуация на наше однобокое изучение окружающего мира? В поэме «Журавль» Хлебников прямо предостерегает:
Плывут восстанием на тя иные племена! Из желез И меди над городом восстал, грозя, костяк, Перед которым человечество и все иное лишь пустяк, Не более одной желез. Прямо летящие, в изгибе ль, Трубы предвещают человечеству погибель.
(В. Хлебников. «Журавль» [4;189]).
Поэт рисует перед нами отвратительное чудовище, но всякая его сказка оканчивается хорошо: журавль улетает, это только предостережение. Мир на самом деле целостен и прекрасен.
Люди, когда они любят, Делающие длинные взгляды И испускающие длинные вздохи. Звери, когда они любят, Наливающие в глаза муть И делающие удила из пены. Солнца, когда они любят, Закрывающие ночи тканью из земель И шествующие с пляской к своему другу. Боги, когда они любят, Замыкающие в меру трепет вселенной, Как Пушкин — жар любви горничной Волконского.
(В. Хлебников. «Люди, когда они любят» [4;72]).
Эллипс от человека вообще через зверя, солнце, бога до конкретного гения — постижение мира всем существом, проявлением себя в мире через любовь — и есть одно из проявлений холотропного сознания. Привлекательность Велимира Хлебникова состоит не столько в новых словах, ритмах и построених поэтичесого пространства, сколько в возбуждении архаического сознания на новом уровне, в восторге нового зрения, порождающего прозрение счастливого будущего и гармонии человека и мира, параллели круговорота природы и процесса творения.
Список использованной литературы: 1. Торчинов, Е.А. Религии мира: опыт запредельного//URL: http://psylib.org.ua/books/torch01/index.htm. 2. Элиаде, М. История веры и религиозных идей. М.: Академический Проект, 2009. 3. Гроф, С. Космическая игра. М.: Издательство Института трансперсональной психологии Издательство К. Кравчука, 2004. 4. Хлебников, В. Творения. М.: Советский писатель, 1986.
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Таганрог