СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 2206
14 января 2014 года
Новый роман «Восприемник» Константина Алексеева, подполковника, действующего сотрудника МВД, ветерана боевых действий, выпускника Литературного института, лауреата нескольких литературных премий, автора книг «Рассказы о Чеченской войне», «Кровный брат», «Черная суббота» отличается закрученным сюжетом, сложной системой персонажей, неожиданным главным героем (студент Литературного института в милицейской форме). Герой вовлечен в гущу событий, о ряде которых уважаемый читатель не мог не слышать хотя бы краем уха, поскольку многие из них попадали в сводку новостей. Конечно, все фамилии изменены, но не узнать актуальной канвы невозможно. Думаю, этих нескольких «залпов салюта» достаточно, чтобы привлечь внимание публики к автору, который к тому же является бывшим сокурсником и хорошим другом рецензента, и можно спокойно поговорить о ценности именно этой книги, которую никак нельзя отнести к разряду типичного, хотя и очень увлекательного детектива. Главный герой Иван Шаховцев – литературно одаренный парень из провинции, ведущий, в общем-то, типичную для своего возраста и среды жизнь. Благодаря знакомству с писателем, который еще и оказывается мастером, набирающим студентов на свой семинар в Литературном институте, по окончанию школы Иван поступает в эту кузницу писательских кадров, которая, возможно, и не настолько на слуху по нынешним временам, как в советское время, но для мальчика из провинции становится неожиданным счастливым билетом. Столичная жизнь захватывает парня: друзья, подруги, неудачная попытка заняться бизнесом с сокурсником, в результате куча "хвостов", и деканат ставит вопрос ребром: либо отчислим, либо переводись на заочное отделение. Иван выбирает второе, но не дремлет вездесущий военкомат… Однако благодаря усилиям своего крестного из спецназа МВД, обладателя крапового берета Павла Игнатова, Иван остается служить в Москве во внутренних войсках МВД. Как ни странно, служба начинающему литератору пришлась по душе, люди, с которыми ему пришлось служить, за редким исключением, оказались людьми хотя и по-военному строгими, но честными, добрыми и душевными. А в увольнение можно было всегда встретиться с приятелями по институту. Не считая одного случая, заставившего Ивана перепугаться не на шутку, можно уверенно сказать, что со службой ему явно повезло. А под конец срока вообще повезло несказанно: ему предложили продолжить отдавать долг Родине в качестве сначала прапорщика, а потом и офицера пресс-службы во внутренних войсках МВД. Иван восстанавливается в институте, учится, служит, находит себе невесту вместе с шикарной московской квартирой и, мягко говоря, странноватой тещей, женится. Всё складывается неплохо, хотя идеальным их брак назвать, конечно же, нельзя. Герою неожиданно грозит командировка в Чечню. Перепугавшись, Иван увольняется из войск, прослужив там девять лет и дослужившись до капитана, и поступает на работу в «Экспресс-космополитен». Вот с этого момента и начинаются настоящие злоключения нашего героя. Он попадает в змеиное логово. Иван способный малый, но легкомысленный и нечистоплотный, он не видит ничего зазорного в том, чтобы подтасовывать факты, а порой просто выдавать белое за черное и наоборот, главное - «пипл хавает», рейтинг издательства растет, зарплата повышается, редактор без ума от его таланта. Но, как говорится, за всё в этой жизни приходится либо платить, либо расплачиваться. А платить приходится серьезно. Смерти близких одна за другой, и, в конце концов, выдохшийся, - Иван становится уже ненужным этому издательству, его с треском увольняют. К тому же он еще и влипает в историю, оказывается должником такой суммы, которую не в силах оплатить. Вышибалы ломятся в дверь, остается только одно – стреляться. Этим бы всё и закончилось, если бы… Дальше всё складывается хорошо. Герой осознает свои ошибки, кается, встречает настоящую любовь. Поступает на работу в журнал «Пульс Державы» и уже ведет себя как честный журналист, благодаря публикации Ивана разваливается сфабрикованное против невиновного человека уголовное дело. Всё бы хорошо, вот только больно уж надоедлив его редактор, человек прекрасный в нравственном отношении, относящийся к своим сотрудникам с отеческой добротой, но и с отеческой же придирчивостью: заставляет переписывать статьи по нескольку раз, пока они не достигнут идеала в его понимании. А тут бывший сокурсник предлагает работу
за большие барыши и уверяет, что там, куда он его устроит, так придираться не
будут, и издательство вполне приличное. Иван попадает в ловушку
покруче предыдущих, и перед ним встает выбор в традициях голливудских фильмов:
«продать душу за спасение одной человеческой жизни, чтобы косвенно стать
виновным во многих загубленных жизнях». На этом остановимся на перипетиях
сюжета, к тому же их столько, что всех подробностей не перескажешь. «Ну и что, - скажет просвещенный читатель, - увлекательная беллетристика, не более того. Где же здесь то самое чудо прозы, которое ранит и очищает сердце, облагораживает душу и прочее". Тот же самый вопрос возник и у меня. Роман написан хорошим литературным языком, места, где ведется речь о детстве в деревне, знакомстве маленького Ивана с его будущим крестным Игнатовым, описания жизни деревенского церковного прихода напоминали мне лучшие образцы классической прозы. Когда автор наглядно показывал, каким образом можно оклеветать, опорочить, довести до тюрьмы ни в чем неповинного человека, каким образом можно сформировать общественное мнение, умело подтасовывая факты, насколько уверенно, изощренно и умно бывает зло, - становилось действительно страшно. И наряду с этим - мелькающие кадры из боевиков, когда уместнее было остановиться и задуматься о душе... Герою задуматься. «Ну что это за легковесность, - говорила я автору. - У тебя герой, по большому счету, переживает только из-за внешних обстоятельств, да он от сознания собственной вины должен был либо умом тронуться, либо застрелиться, либо в монастырь уйти еще посередине романа! А он девушку хорошую встретил, женился второй раз, опять вляпался в историю, и опять приключения - больше, чем на двести страниц». Читается всё это, конечно же, увлекательно и быстро, но чему это всё учит-то в итоге, если вообще учит? Он же пусть и косвенно, но виновен в смерти своей первой жены, он оставил в беде друга, хотя в глубине души понимал, что если не вмешается, то ситуация закончится плачевно. Нет, конечно, некоторые из своих ошибок он исправил, и в церковь сходил, покаялся, но – разве этого достаточно? Да он каждый божий день должен вспоминать и просить прощенья и у тех, кого уже нет, и у тех, у кого жизнь сломана, благодаря его либо участию, либо преступному не с точки зрения закона, а с точки зрения совести невмешательству. На всё это автор мне ответил: «А ты думаешь, таких глубоких натур много? Которые вот так всю жизнь себе что-то простить не могут?» А действительно, много ли? В реальной жизни, а не в художественной литературе? Наверное, это действительно свойство только глубоких натур. Иван Шаховцев не настолько глубок, и в этом его счастье. А главное его счастье в том, что в его жизни есть вот такой крестный полковник Павел Игнатов. И роман этот не о глупо грешившем, но старающемся исправиться очеркисте Иване Шаховцеве и даже не о его героическом крестном Павле Игнатове. Слово «восприемник», которое послужило названием романа, - это синоним слова «крестный». Это роман о миссии, которую берет на себя человек, становясь крестным отцом другого, о той высокой ответственности за чужую душу, что берет на себя крестный отец. По возрасту Павел годится Ивану в старшие братья, а не в отцы, они не могли бы стать настоящими друзьями, поскольку Павел намного умнее и сильнее Ивана, и вообще, крестный от крестника ничего не получает по жизни, кроме лишних проблем и неприятностей. Но в один день Игнатов, будучи еще сам по большому счету мальчишкой, взял на себя ответственность за душу другого маленького мальчишки, и эту ответственность он не сложит с себя всю оставшуюся жизнь, чего бы этот мальчишка, уже, будучи взрослым мужиком, ни вытворял. Ведь он непросто вытаскивал Ивана из передряг, а каждый раз заставлял его осознать свой неверный поступок, конечно, в меру духовных способностей крестника. Объяснял поступки Ивана на понятном крестнику языке, и крестник осознавал, и потом искренне старался стать лучше. Не всегда у него получалось, и часто он, как плохой ученик, ленился, но ведь это так важно, чтобы кому-то было глубоко небезразлично, что ты делаешь со своей душой. Если кому-то из читателей в ближайшее время предстоит стать крестным или крестной, задумайтесь: готовы ли вы к такой ответственности на всю оставшуюся жизнь? А если вы уже чей-то крестный или крестная, то не забывайте о душах ваших крестников и крестниц, вы сами взяли на себя эту ответственность, и никто её с вас уже не снимет. |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Cевастополь