Заказать третий номер








Просмотров: 3608
06 июля 2012 года

Жила-была девушка Маша, и была она ленивая-преленивая. С утра до вечера лежала она на диване, смотрела телевизор, переключала каналы и грызла чипсы.

   И жила от нее неподалеку в соседней квартире соседка – добрая женщина  Калерия Ивановна.

   Лежала-лежала Маша на диване, смотрела-смотрела телевизор, грызла-грызла свои чипсы, и вдруг они кончились.

   Опечалилась Маша. Без чипсов-то ей непривычно на диване лежать. Пригорюнилась она, а делать нечего – надо что-то делать.

   Подумала-подумала она и решила соседке позвонить.  Набрала номер телефонный и сказала в трубку:

   - Вы, Калерия Ивановна, женщина добрая и в магазин часто ходите. Купили бы вы мне чипсов со сметаной, с луком, с сыром, с паприкой, с пекинской уткой, с ветчиной, с грибами и с креветками.

   Не отказала ей Калерия Ивановна, обещалась помочь.

   И стала Маша ждать. Час ждет – нет чипсов, два ждет – все еще нет чипсов. Три часа прошло, Маша все глаза в телевизор проглядела, все бока себе отлежала, все думы передумала, а чипсов все нет и нет.

   Наконец, явилась Калерия Ивановна с большим мешком, а в мешке чипсы со сметаной, с луком, с сыром, с паприкой, с пекинской уткой, с ветчиной, с грибами и с креветками. И еще один пакет - чипсы с сюрпризом.

   - Что за сюрприз такой, - спросила Маша. – Я с сюрпризом чипсы ни разу не ела. Вдруг они мне не понравятся? Лучше бы еще один пакет со сметаной купили.

   На что Калерия Ивановна ей ответила:

   - Акция была в магазине. Кто купит чипсы со сметаной, с луком, с сыром, с паприкой, с пекинской уткой, с ветчиной, с грибами и с креветками, тому бесплатно подарок дают - пакет чипсов с сюрпризом.

   Обрадовалась Маша, потому что бесплатный вкус – он самый хороший и полезный.

   А Калерия Ивановна всё домой не уходит, стоит, озирается.

   - Что это вы, Калерия Ивановна, домой не идете? Или вы хотите со мной вместе чипсов попробовать?

   - Нет, - отвечает ей Калерия Ивановна. – Совсем я, Маша не хочу чипсов твоих. А смотрю я на твою квартиру, на пол твой грязный, на окна, паутиной заросшие, и думаю про тебя.

   - Что же вы про меня думаете? – спросила Маша.

   - А думаю я, что замуж тебя никто не возьмет. Уж больно ты ленивая. А от лени твоей ничего хорошего произойти не может. Только пыль и мусор по всему дому. Придет к тебе жених и поглядит, что ни порядка у тебя нет, ни чистоты. Уйдет и больше не вернется никогда. И будешь ты, Маша, век одна куковать. Никто тебя не полюбит, не приласкает, а когда я умру от старости, тебе и чипсы принести некому будет.

   Ушла Калерия Ивановна, а Маша задумалась. Опечалилась даже. Хотела догнать Калерию Ивановну, спросить её, как теперь быть? Что делать? Но только неохота было с дивана вставать.

   Взяла она пакет с чипсами в руки, прочитала надпись «Чипсы с сюрпризом», открыла пакет, попробовала – картошка картошкой – никакого вкуса. «Значит, они полезные, если вкуса нет», - подумала Маша. Ела она, ела эти чипсы, уж и надоели они ей – такие безвкусные, как вдруг нащупала в пакете что-то твердое. Заглянула внутрь, а там среди чипсов шкатулочка маленькая спряталась.

   Достала Маша сюрприз. Шкатулка круглая, белая, блестящая, а на крышке бантик нарисован. Открыла она ее и ахнула. Внутри  на розовой подушечке куколка сидит! Платьице кружевное, на голове высокая шапочка, на шапочке звездочка алмазная сияет, а на туфельках розы красные цветут.

   Хотела Маша куколку потрогать, а та вдруг заговорила хрустальным голосом:

   - Поздравляю! В результате рекламной акции вы стали обладателем дисконта под названием «Мое заветное желание». Каждый клиент кампании «Чипс энд Чупс», получивший такой подарок, может рассчитывать на исполнение любого желания. Чтобы воспользоваться своим правом, вы должны в течение шестидесяти секунд сделать устное заявление нашему торговому представителю. Время пошло!

   Маша глаза потерла, головой потрясла, ущипнула себя за щеку. Ничего не изменилось. Живая куколка хоть и замолчала, но смотрела на нее требовательным взглядом и моргала по-настоящему.

   - А кто это – торговый представитель? – спросила Маша. – Где он?

   - Я и есть официальный представитель торговой компании «Чипс энд Чупс». А у вас сейчас время кончится, и вы не сможете воспользоваться подарком.

   Тут мысли у Маши заметались - какое желание придумать?

   - Пошел обратный отсчет, - угрожающим голосом объявила куколка. – Десять, девять, восемь…

   Оттого, что считала куколка быстро, у Маши последние мысли из головы выветрились. Одна Калерия Ивановна осталась, и слова ее про пыль да грязь.

   - Шесть, пять, четыре…

   - Я знаю!!! – сообразила Маша. – Я желаю!!! Я хочу, чтобы у меня в квартире всегда был порядок и чистота!

   - Один, пуск!!! – досчитала куколка и поменяла свой хрустальный голосок на автоответчик: - Через 60 секунд ваше желание будет занесено в базу данных Генерального компьютера. Обработка информации займет еще шестьдесят секунд. Потом ваше желание начнет исполняться. Исполнение желания относится к группе товаров, не подлежащих возврату. Претензии по исполнению обладатель дисконта направляет непосредственно к обладателю дисконта.

   - Как это? – удивилась Маша.

   Но фея не обратила на ее слова никакого внимания. Она уселась на розовую подушечку, поправила кружевную юбочку так, чтобы были видны носики атласных туфелек с красными розочками, сняла высокую шапочку с алмазной звездой и поставила ее себе на колени. Крышка захлопнулась.

   Маша взяла в руки шкатулку, поднесла к уху, послушала – тишина. Она осторожно открыла ее: ничего – ни куколки, ни розовой подушечки, ни шапочки с алмазной звездочкой.

   Она поставила шкатулку на стол, взяла пакет чипсов и села на диван. С недоверием осмотрелась – в комнате ничего не изменилось.

   Маша вздохнула. Жалко, что куколка ее обманула. Сейчас бы она закрыла глаза, а потом открыла бы их, а вокруг всё…

   Она не успела додумать, что будет потом. Диван тряхнуло так, что она соскочила с него как мячик.

   - Ойойойой!!! – заголосила Маша и поняла, что она бегом бежит в ванную. В ванной она схватила большой таз, налила в него воды, и так же бегом вернулась в комнату.

   - Я сошла с ума? – спросила она себя, но отвечать было некогда - она изо всех сил открывала неподдающееся окно.

   - Не открывается!!! – что есть мочи заорала она,  но продолжала упорно тянуть за ручку. Окно открылось, и Маша смело полезла на подоконник.

   - Шестой этаж!!!!! – зашлась она ужасом, но, несмотря на ужас, уже стояла на коленях перед пропастью, а ее руки выкручивали мокрую тряпку.

- Что происходит?!!! – вопила Маша, вытирая потоки грязной воды.

 - Это нечестно!!! - выкрикнула она, пробегая со шваброй мимо шкатулки.

   - Это бред, - думала она, начищая до блеска стекла.

   - Какой кошмар, - причитала, отмывая унитаз.

   - Чушь какая-то, – устало ворчала, запихивая занавески в стиральную машину.

  
   Квартира засияла. Все сверкало ослепительным блеском, как алмазная звезда на шапочке официального представителя торговой компании «Чипс-энд-Чупс».

   Маша уже не сопротивлялась неведомой силе, она понимала: вот-вот ее дурацкое желание чистоты и порядка исполнится, и тогда весь этот кошмар можно будет забыть. Еще немного, и она рухнет на диван, включит телевизор, и будет блаженствовать. Еще чуть-чуть…

   Только Маша поняла, что всё сделано и теперь она свободна, - пошла к дивану, не веря своему счастью. И не успела до него дойти, как вспомнила: «Я желаю!!! Я хочу, чтобы у меня в квартире всегда был порядок и чистота!» Всегда! Она сказала «ВСЕГДА»!

Значит, это навсегда? Значит, обречена? Из глаз ее полились слёзы, и тут в дверь позвонили.

   На пороге стоял парень.

   - Я племянник Калерии Ивановны. Ее дома нет, она сказала, что здесь можно ее подождать.

   Посмотрел он на нее внимательно глазами синими и сказал:

   - А ты плакала. Тебя кто-то обидел?

   - Да, - ответила Маша. Потом передумала и сказала: - Нет.

   - Не плачь больше. Хочешь чипсов?

   - Да, - опять ответила Маша. Потом опять передумала: - Нет.

   - Правильно, они вредные, – он улыбался.

   - Да, - согласилась Маша. А потом все же передумала: - Но иногда они бывают полезные.

   Она уже не плакала, а тоже улыбалась.

 

 


 
No template variable for tags was declared.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Сб июля 07, 2012, 20:23:49

Так мило, забавно, и в современность очень гармонично вовлечено. Картинка тоже супер. Эх, Зинаида, а меня все-таки, положа руку на сердце, вариант с Емелей больше бы устроил...:)
Последняя правка: июля 10, 2012, 17:27:20 пользователем Наталья Баева  
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вт июля 10, 2012, 17:34:28

Мне кажется, пройдет много-много лет (а может, и не много, сейчас ведь время сказочно ускоряется), и девочка Маша превратится в старуху из "Сказки о рыбаке и рыбке". Ну, а племянник доброй Калерии Ивановны - в рыбака, по всей видимости... Халява она к добру не приводит, так что... не стала бы я эту сказку ребенку читать.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вт июля 10, 2012, 19:11:55

А вообще сказка меня потрясла своей симптоматичностью, и в этом смысле я хотела бы поблагодарить Зинаиду за наглядность, как сейчас воспитывают поколение "некст". Если вся мировая литература, и авторская, и традиционная (сказки, легенды и т.д.), построена на том, что за любовь нужно пострадать, и даже иногда умереть, то сейчас мы сплошь и рядом наблюдаем то, что отражено в этой сказочке. Не надо жертвовать, не надо ничего делать. Просто вот такому безмозглому и бесчувственному существу, целыми днями пожирающему чипсы (чипсы! символ-то какой!), высшие силы решают зачем-то втюхать "большую любовь". Но для этого им приходится втюхать бедной девочке еще и неестественную способность производить телодвижения, имитирующие генеральную уборку, причем (внимание!) опять же, помимо ее воли))))) Ну, не прелесть? А я думаю, откуда у нас такие существа на разных ток-шоу, которые замуж выйдут только за миллионера, который ВСЁ ИМ ДОЛЖЕН, и ничего не должны они сами никому на свете:) Я представляю эту счастливую жизнь Маши и племянника соседки уже на третий день: у дитяти магическая способность только одна - убирать всё, что не там лежит, и плюс одна способность естественная - жрать чипсы. А муж-то - то носки разбрасывает, то пепел на ковер стряхнет, а ведь еще и дышит! и есть просит! Зинаида, прошу Вас непременно продолжить сказку, это должен быть цикл))
Ир, а у меня к тебе вопрос: почему хочется "Емелю"? Потому что там без чипсов и ТНК? Или потому что там как минимум два варианта повествования? Вообще предлагаю тему: чем отличаются вот эти две сказки: http://hyaenidae.narod.ru/story3/164.html? Кто скажет?
Последняя правка: июля 10, 2012, 19:12:44 пользователем Наталья Баева  
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Вт июля 10, 2012, 21:55:34

Так она и страдает за любовь! Труд-то здесь не только внешний, она и изнутри меняется, становится другой, а это еще сложнее... ;))

Здесь, видимо, плясать нам всем так или иначе придётся именно от интерпретации, от того, О ЧЁМ это для каждого из нас.

Как на духу: для меня это сказка - про меня. :))
Правда. Вот эта ленивая Маша - это Я, я в глубине своей "не очень"(скромно так) идеальной души, при отсутствии всяческих на себя влияний сначала извне, в том числе и жёстких. Много воды утекло, прежде чем я научилась хотя бы правильно реагировать на слово "надо", потом стала понимать, зачем надо, потом - что это надо не кому-то, а МНЕ. Теперь трудиться - люблю (мру, в прямом смысле, без физической работы впадаю в депрессию). Всю эту "линию жизни" я набросала, чтобы проиллюстрировать, что даже самый пропащий "безмозглый" человек может не просто внешне, мехнически измениться, но и... поумнеть.
И я люблю, когда людям дают шанс. И еще больше - когда от шанса не отмахиваются, а используют.

Мне показалось, что Зинаида именно такой сюжет "расплетала".

Наверное, Ира в свою очередь выбрала Емелю, руководствуясь девизом - "если честно о себе"... :))

Теперь подробно расскажу об опасном эксперименте на целевой аудитории.:))
Я дала эту сказку прочесть сыну, ему 12 лет. Читает он много и, насколько я верю в свои заблуждения, не очень бесконтрольно...
В общем, после прочтения я "лесом-полем", аккуратно, чтобы не думал, что я экзаменую, задала пару "контрольных вопросов".

На вопрос "про что?" Кирилл ответил: "как девочка изменилась, и то, что она ненавидела делать, она стала делать сама, по своему желанию". "Из-за того, что влюбилась?" - "Нет. Может, ей мальчик и понравился, но думаю, это не обязательно. Она стала умнее".
Симптом: ребенок несколько раз повторил, что сначала ему даже стало жалко эту Машу, когда её "так насильно приплющило убираться", но в конце, когда она сама поняла, что это хорошо, "я перестал жалеть". (думаю, говорил о сочувствии, наверное, из личного опыта))).

Из смешного (хотя, наверное, это очень важно тоже), почти дословно цитирую: "но там есть одно страшное место, я аж испугался: где Маша на высоте из окна высунулась... Чары-чарами, но, знаешь, можно же и из окна выпасть, опасно!"

Я думаю, дети читают иначе, чем мы... И уж вряд ли думают, какая ТЁТКА вырастет из Маши и какой МУЖ из племянника... Мне кажется, у детей - ни прошлого, ни будущего времени не бывает. Или оно другое совсем, не как у нас, взрослых...
________________

Сейчас, передохну, и отправлюсь сказки сравнивать. Зина, спасибо вам за отличный повод для серьезного разговора.
Последняя правка: июля 10, 2012, 22:21:29 пользователем Екатерина Злобина  
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Вт июля 10, 2012, 22:39:13

Дорогие товарищи, нашла вариант этой сказки с христианской моралью http://hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev104.php Раньше не знала такого варианта. Что касается наиболее известного варианта - то это какой-то обаятельный гимн лени, личной анархии, а проще говоря:пофигизма. Если попробовать серьезно, то можно толковать как "не суетись понапрасну и счастье тебя найдет", "кто понял жизнь,тот не спешит", "судьба придет на печке найдет" и т.д. и т.п. Или еще: главное оставайся верным себе и всё будет именно так, как хочешь ты, а не кто-то... Может, у кого-то будут другие варианты. А сказку Зинаиды, пожалуй, лучше и правильнее всех понял сын Кати, Кирилл:). Да и вообще, эти две сказки о разном. Если совсем глобально, то "По щучьему веленью,по моему хотенью" - это сказка о свободе, а сказка Зины о том, что для того, чтобы твоя жизнь изменилась в лучшую сторону, надо самому стать в чем-то лучше. А чипсы, ну что чипсы... Вредные, конечно. А помните, мы в детстве хрустящую картошку ели - те же чипсы...Нравится нам это или нет, но чипсы, кукла Барби, Гарри Поттер, компьютерные стрелялки уже прочно вошли в жизнь современного ребенка. Но как замечательно показала Зинаида, сказка она живуча, и ей есть место и в нашем современном мире :). А христианский вариант "По-щучьему веленью" очень советую прочитать, удивитесь.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Вт июля 10, 2012, 23:00:57

А ведь мог бы... с помощью Щуки - и невесток доставучих отменить, и царя упразднить, и от царевны отказаться, вернуть всё в "как было", зачем такая жена с запросами и проблемами... Нет, не бросил никого, ни от кого не отказался)))


Я еще спросила - верит ли сын, что Маша правда изменилась, насовсем. "Да", - сказал. "Она даже говорить по-другому стала".

Я не думаю, что наша "Маша" вне традиции: это же "Золушка" на новый лад. Заколдованная злым волшебником Телевизором в мачехину дочку и расколдованная "волшебным пенделем")))(пардон)
Последняя правка: июля 10, 2012, 23:11:48 пользователем Екатерина Злобина  
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Вт июля 10, 2012, 23:08:13

Конечно, мог, Кать. Добрый анархист, бескровный:). А в царевну он влюбился.:) Это с его стороны был не прикол :).
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Вт июля 10, 2012, 23:22:12

Так смешно, у них с царевной гармония, то есть он, понимая что сам, пардон, с прибабахом, и ей право даёт на исполнение её желаний: хочешь, чтоб у тебя муж был красавчик - ну буду красавцем, мне не жалко... Почти философское: произвол одного должен быть ограничен произволом другого. Выходит, все-таки, свобода, а не анархия. Главное, что творящий этот произвол добряк :). Будем ждать от Зинаиды новую сказку про доброго дурака, который стал счастливым :).
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Вт июля 10, 2012, 23:43:23

Не нашла я по твоей ссылке, Ириш, варианта с христианской моралью(( Там сама по себе мораль только и реклама, которую убрать чтобы, надо поставить браузер, который в свою очередь Касперский не дает ставить...)))

Не устаю радоваться за добрых людей!
Катюш, ну, ты, как всегда, свои качества приписываешь героям всех повестей, романов, рассказов, новелл, стихотворений и пр., и пр. И Кирюша твой - добрый ребенок. И Зинаида - несомненно, раскручивала именно такой сюжет - про изменения, про понимание, про удивительное чувство любви, которое меняет даже самых отъявленных лентяев и потребителей в лучшую сторону... Вообще за постоянных обитателей "Артбухты" - людей сплошь честных, благородных и готовых друг другу последнюю рубашку отдать - я даже и беспокоиться не стану...

Но вот есть такое понятие как подсознание, и даже если забить на то, чтобы сознательно анализировать то или иное произведение с точки зрения содержания, то у читателей с менее устойчивой психикой (чем у читателей-писателей "Артбухты"), а особенно у их детей, могут возникнуть проблемы)). Я не знаю, какой смысл хотела вложить Зинаида, но заложила она совершенно определенный вектор развития - вот в этих конкретных словах одной из героинь: "И будешь ты, Маша, век одна куковать. Никто тебя не полюбит, не приласкает, а когда я умру от старости, тебе и чипсы принести некому будет". Где ты, Кать, нашла слова в рассказе, говорящие о том, что героиня 1) "страдает за любовь", 2) что она "меняется внутренне"? У героини мотивация не научиться любить, а то, что ей "чипсы никто не принесет на старости лет"! Цель - чипсы forever, и парень для нее не повод к любви и отдаче, а только источник будущего наслаждения и беззаботной жизни. Отсюда зарождается ее житейский "аппарат понимания". И если дать такую сказку ребенку, это все равно что дать ему образ своей же будущей невестки! Видишь, ему уже героиню "жалко")) Дети ведь образы воспринимают, а не мораль. А мораль тут простая: жуй себе чипсы, а добрый дядя (тетя) придет и все тебе устроит. Сначала мы порождаем чудовищ такими сказками для детей, а потом мы этих же чудовищ изобличаем - в таких рассказах как "Дантон". Для меня это удивительный феномен, когда один и тот же автор делает и то, и другое...

Те варианты про Емелю, которые я предложила, отличаются тем, что первый из них - обработка Алексея Толстого. Второй - русская народная сказка, записанная Афанасьевым. Так вот, мы с детства знаем первый вариант - "гимн лени" и "пофигизма". Это та же русская сказка, только с кастрированной нравственной составляющей. Это сказка не "о свободе", Ира, а о том, что я вот что захочу, то и сделаю, а вы мне ничего не сможете сделать, это сказка по сути о черной магии. В то время как сказка Афанасьева о том, что униженный человек получил в дар возможности, с помощью которых он самого царя сумел научить, как не надо поступать со слабыми, и всех примирить. Первая сказка - гимн безнаказуемой силе, вторая - гимн миру и любви. Вот чем они различаются)) Увы, нас учили по первой. Где уж нам разглядеть плохое в предложенной истории?
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Вт июля 10, 2012, 23:47:00

В ссылке Наташи тоже есть второй, наиболее приближенный к народному вариант, просто прокрутить вниз надо. Во второй варианте мораль очевидна, и она верная, конечно. Но, на мой взгляд, вот это как раз и недетская сказка. Вообще, изначально же сказки придумывались не для детей, а для взрослых. Оригинал "Фениста, ясного сокола" чего стоит, да и вариации на тему Бабы Яги тоже.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср июля 11, 2012, 00:03:16

Наташ, и в твоей, и в моей ссылке тот вариант есть, мы об одном и том же говорим, это просто компы шалят. Это тот вариант, где бедный мужичонка, царевна милостыню не подала и забеременела по его желанию, но без его участия. Наташ, "парень для нее не повод к любви и отдаче, а только источник будущего наслаждения и беззаботной жизни" - ну, не мыслят дети такими категориями, а то бы им вместо детского сада, нужно было поступать сразу в университет :). Вон Кирюше факт, что мальчик понравился показался не столь уж и важным. А на окне он просто себя представил - а вдруг упадет... Страшно. И для детей это, в первую очередь, о том, что выполнение скучных, неинтересных поручений родителей: вытри пыль, помой посуду, или хотя бы игрушки убери на самом деле справедливы, и могут приносить радость.
Зинаида Пурис

Пенза
Комментарий
Дата : Ср июля 11, 2012, 00:38:24

Как у вас тут интересно!
Спасибо, Ирина, за то, что вспомнила Емелю. Эта сказка - радость и утешение для всех ленивых. Не думаю, что нужно искать какого-то другого, положительного Емелю. Лень - не самый большой порок, по мне, это естественная составляющая человеческого характера. Если и порок, то незлокачественный и вполне преодолимый. А человек напрочь лишенный лени, это уже, по моему мнению, патология.
Я ничего специального не вкладывала в эту сказку. Надо было написать и я написала ее практически под давлением. Как Маша мыла окно, так и я писала эту сказку.
Мы не любим делать то, чего не умеем или не хотим, но когда наступает время Ч и нам надо "кровь из носа" сделать это, мы делаем. И получаем удовлетворение от результата. И лень сдает свой очередной рубеж.
Дети - очень специфические существа. Они не растут от хорошего к более хорошему и отличному. Или от плохого к более плохому и ужасному. Дети перевоплощаются. Это наблюдение Чуковского. Дети как головастики со временем превращаются в совершенно непохожих на себя лягушек.
Поэтому я бы не рискнула прогнозировать будущее для ленивой Маши. Да и Калерия Ивановна, которая пугала девочку жуткими перспективами, таки сама подослала к ней своего племянника. Подождать ее он мог и во дворе.
Лариса Ефремова

Москва
Комментарий
Дата : Ср июля 11, 2012, 00:41:57

А мне показалось, что Ленивую Машу всё-таки совершенно не пугала перспектива "одной куковать", а гораздо больше пугало проклятие вечной работы. Она же и подумала именно об этом: "Значит, обречена?", об этом и заплакала, а не о том, что чипсы подавать будет некому.
И с парнем, мне прочлось, что всё сложнее здесь устроено, не явно; во-первых, и парень-то не так прост и вовсе не Иванушка, во-вторых, здесь скорее намёк на возможную любовь чем реальное предложение, здесь больше девушке открылось, что лежание на диване с телевизором и чипсами - это один вариант жизни, а труд и живое общение, настоящие эмоции взамен инстинктов - другой.
И она сама сделала выбор. Мне кажется, здесь немного недосказано в тексте, я бы просто добавила акцент, что, как только Маша перестала думать, что её наказали и обидели трудом (а ведь она сначала говорит "да" на вопрос об обиде, а потом - твердое "Нет"), что-то такое произошло, чтобы она больше не обязана была бы против своей воли трудиться. И чтобы чуть более явным был этот личный выбор.
И "полезными" она называет именно волшебные чипсы, которые изменили её модель поведения и мыслей, и на предложение поесть чипсов уверенно отказывается, так что беспокойство о чипсостремительной жизни мне кажется всё-таки напрасным.
Мне показалось также, что в этой сказке главным в словах Калерии Ивановны было высказывание в первой а не во второй части монолога: "А думаю я, что замуж тебя никто не возьмет. Уж больно ты ленивая. А от лени твоей ничего хорошего произойти не может". Вот это и доказывается всей сказкой.
В принципе, здесь монолог можно и остановить. Я бы, наверное, вторую часть поучения о "куковании" всё-таки осмелилась предложить чуть видоизменить, убрав акцент с принесения кем-то чипсов, в этом соглашусь с Натальей.
А ленивых ведь и правда, - если и берут замуж, то такое замужество долго не длится, и об этом, мне кажется, важно говорить девочкам.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Ср июля 11, 2012, 00:56:32

Прочла афанасьевское переложение. Вот сижу и думаю теперь, а так ли мне радостно от этой "справедливости" мужичка убогого?..
Не подать "милостыньку" и опозорить девушку беременностью невесть от кого (с точки зрения социума) - это равновелико?.. Выставить прилюдно человека вором - по мнению многих, лучше пусть убьют, чем опозорят...
Я еще не ответила себе честно на вопрос, оправдывает ли цель - средства. Любовь и мир такими средствами - не знаю... Больше вопросов. Тем интереснее над этим думать, разумеется.
что же касается героини Зинаиды, то её цель - не научиться любить, это естественным путём к ней придёт, мне кажется, это не то, что можно и нужно "вызвать заклинанием". Её цель - понять, КОМУ НУЖЕН её труд (ей самой), и что награда часто бывает, когда (и откуда) не ждёшь, и что то, что кажется наказанием, на самом деле вообще не трагедия: один раз убралась хорошо, и поддерживай чистоту, не свинячь (во всех смыслах), и будет тебе счастье)))
Вот когда она поняла, то и начала "расколдовываться"... И от чипсов - отказалась! :))
Последняя правка: июля 11, 2012, 00:58:42 пользователем Екатерина Злобина  
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Ср июля 11, 2012, 01:15:01

Я о сказке Афанасьева подумала. Слишком много неувязок, для ребенка это сложно. Предположим ребенок у нас относительно взрослый. Знает откуда дети берутся, и библию в переложении для детей тоже читал или ему читали. Он вот это: "Чей ребенок?" - "Божий" может понять буквально. То есть ребенок царевны - это Христос. Так почему же тогда отец тот мужичок. Это в случае, если ребенок продвинутый. Если ребенок библию не читал и еще не знает, откуда дети берутся, он просто не поймет, что значит: "С кем грешила?". В любом случае - это не для детей.
Зинаида Пурис

Пенза
Комментарий
Дата : Ср июля 11, 2012, 01:17:54

Знала бы такое дело, поработала бы над финалом как следует. А теперь вот вычитывай сама из себя "в чем правда, брат?"
Думаю, что слезы у Маши были настоящие, но появился племянник Калерии Ивановны (не только синеглазый, но и участливый) и оказалось, что жизнь состоит не только из чипсов и подневольного труда. Еще можно общаться. А там, может, и любовь придет.
Это была попытка расшифровать собственный текст)))
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Ср июля 11, 2012, 11:33:45

Какой интересный у нас разговор получился, девичий!)) Если б, Кать, не Кирюша. Умный мальчик, кстати, сразу просек, что о влюбленности тут речь не идет, а только о поумнении))

У нас, Ир, мышление уже чисто западное, аналитическое и сильно обедненное, поэтому мы детей своих просто не в состоянии уже понять. Поэтому предпочитаем учиться у них, интуитивно понимая, что они лучше. Но беда-то в том, что если мы что-то упустим по сути, мы их делаем хуже. Да поймут они сложную сказку, это не сложно для них. В том смысле, что они образы эти отпечатают в сознании на всю жизнь. И дать им ложные маяки сейчас - это все равно что поставить обманчивые знаки на дороге, а потом удивляться, почему они в аварии попадают!..

Кать, "милостынька" и "беременность" - это же не так буквально надо понимать, как только взрослый может понять в 21 веке)) Тут речь идет о том, что убогого до этого момента жизнь непрестанно била по башке, и с чьей подачи? Правильно, от "власть предержащих". Это для них урок, мол, сколь веревочка не вейся...
Я замечаю, что жалость к персонажам и постоянное усилие поставить себя на их место парализуют читательское восприятие и способность осмысливать предложенную ситуацию. У детей этого, к счастью, нет, ибо они опытом не обременены... Ну разве что на уровне "вдруг из окна выпадет")))

Зинаида, все можно очень просто исправить в этой сказке. Вот смотрите, главное понять, что "пугалки" в рассказе для ребенка - это система мотивации его поступков. Чем напугали - такую мотивацию и получили. Устами доброй соседки нужно пугать не иссяканием чипсов (согласна с Ларисой, одной куковать девочке не страшно, это точно; но и "проклятие вечной работы" пришло позже), а тем, как страшно стать эгоисткой и никогда никого на свете не суметь полюбить. Ну, и героине, конечно, парочку штрихов в характере черкнуть, чтобы мы смогли поверить в то, что ее этим можно напугать))) Тогда сказка сработает. Финал-то как раз удачный.

Всем! Ребята, детей нужно учить умению любить, все остальное само приложится. В остальных случаях любой труд будет каторгой...
Последняя правка: июля 11, 2012, 11:36:27 пользователем Наталья Баева  
Зинаида Пурис

Пенза
Комментарий
Дата : Ср июля 11, 2012, 12:19:12

Не знаю, Наташа...
Знание пережеванное и положенное в рот не становится личным знанием ребенка, оно "пролетает". Только добытое своим умом остается с ним навсегда или хотя бы надолго. Наверное, поэтому прямые поучения не достигают своей цели.
Мне кажется, в первую очередь сказка должна быть занимательной, яркой, чтоб ребенок ее без зевоты дочитал до конца. А что касается пользы и назидательности... Много ли ее в Колобке? Чему учит эта сказка? Не разговаривать с незнакомцами? Жить при дедушке и бабушке до скончания века? Но сказка живет и здравствует сотни лет.
Я не о том, что моя Маша переживет века, просто со сказками не все так просто. Как и с детской литературой. Феномен Карлсона тому пример: немолодой прожорливый дяденька, эгоистичный и ленивый - в любимых и даже обожаемых сказочных героях.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Ср июля 11, 2012, 16:06:39

Вот, кстати, очень здорово, что дошли до "запечатления" образов и правильной ненавязчивой мотивации, это важно знать детскому писателю. :))

По поводу "афанасьевских" сказок... А я вот его переложения детям не дала бы читать))) Ну, лет до 14-ти точно. :)) Русские народные сказки, аутотентичные, - очень часто... э-э-э... не детские. Случаются и скабрезные, и жуткие до самой настоящей жути, и прославляют непойми-что, и учат непойми-чему(Господи, как это пишется-то правильно?!)))
Что же до конкретной вариации: Наташ, конечно, я осознаю колоссальную разницу между "по моему хотению" и "по божьему велению", и это помогает мне не придираться к этическим неувязкам текста... Но дети еще острее, чем на нелюбовь, реагируют на несправедливость. И мне бы не хотелось учить их, что "глаз за глаз", да ещё и с обманом - правильно...
А вот по поводу умения любить ты совершенно права. Но здесь тоже есть акцент: научить детей любить можно только личным примером. Больше они ничему не верят, будешь навязывать - отвергнут... :))
_________

Вместо послесловия: Помню свой родительски-человеческий ужас (по ведомству возвышенного), когда я осознала до самой последней глубины, что мой 10-летний тогда сын - никакая не часть или продолжение меня, а совершенно автономное создание и сознание, что он - сам свой, со своей волей, мыслями, исканиями, мотивами, предпочтениями))))
Последняя правка: августа 02, 2012, 23:27:08 пользователем Екатерина Злобина  
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Чт июля 12, 2012, 00:07:53

"Исполнение желания относится к группе товаров, не подлежащих возврату" - Вот эту блестящую фразу я предлагаю запомнить))) В жизни очень пригодится, и не раз.
Кать, я прошу прощения за то, что меня тут слишком много. Но: как можно не придираться к "этическим неувязкам текста"? текста для детей?! И причем тут "божье веление", если это чертовщина обыкновенная? Я все-таки стою на том, что нравственное начало в литературе и в искусстве необходимо отстаивать. В противном случае нам всем - "крышка". И почему никто не обратил внимания на то, что здесь вовсе не про лень, а про беспросветное потребительство?..

Зинаида, учит ли чему-то колобок, имело бы смысл обсуждать, если бы в Вашей сказке Вы ничему не учили. Вы же берете на себя эту миссию, не так ли? Но делаете это, не зная законов жанра, и, смею предположить, детской психологии. Русские народные сказки, оказывается, никто уже не разумеет. Почитайте Проппа, там много интересного, правда... Ну, а желания, конечно, непременно у всех и у каждого в отдельности - исполнятся. Причем, безвозвратно.
Зинаида Пурис

Пенза
Комментарий
Дата : Чт июля 12, 2012, 01:35:45

Наташа, вы меня удивили. Я не считаю свою сказку совершенной во всех отношениях. Но мне странно, что ее можно счесть гимном потребительству. Моя героиня даже до магазина ленится дойти, о каком потребительстве может идти речь? И если бы она грызла сухари, а не чипсы, слово потребительство всплыло бы в нашей дискуссии?
Да и мессианство не моя стихия. Если бы мне пришло в голову учить чему-то читателя, я бы не писала про лень. Лень - очень специфический порок, бороться с ним бесполезно. Лень - не спутник богатства и потребления. Одинаково ленятся и богатые и бедные, толстые и худые, умные и не очень. Бесполезно вдалбливать ребенку, что лениться нехорошо, бесполезно поручать ему всякие дела. Даже если он их выполнит, лень останется при нем. Она уйдет, когда придет время. Лень из нашей жизни вытесняется обстоятельствами. Рано или поздно они настигают каждого лентяя.
Конечно, я не знаток детской психологии. Думаю, что 90 процентов профессиональных детских психологов тоже не относятся к таким знатокам. Понимать ребенка - это дар. Причем редкий.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Чт июля 12, 2012, 03:22:39

Мне жаль, но мне не кажется, что я Вас удивила))) Иначе диалог мог быть у нас с Вами поинтересней.
Во-первых, слова "мИссия" и "МЕССИЯ" несут совершенно разную смысловую нагрузку. "Мессианство" - откуда вы это взяли?
Во-вторых, чипсы ли, сухари ли, но девочка отнюдь не ленива: не лень же ей было соседку просить принести целый вагон товара? А это уже другая проблема. Или, скажете, нет? Вот я когда ленюсь, почему-то никого не прошу меня обслуживать, мне легче с голоду помереть:)
Ну, а в-третьих, Зина, я же не на Вас лично нападаю, я просто борюсь с тем феноменом, когда автор сам не понимает, чего пишет. Тем более, очень даже талантливый автор, т.к. чем талантливей написано произведение, имеющее неправильный вектор, тем оно опаснее. Кстати, попади Ваша сказка в рубрику "Акценты", чего бы я стала копья ломать? Дети - это святое))
Ну, и, так уж и быть, о колобке. Как это он ничему особенному не учит? Это емкая и яркая история о том, что не надо быть слишком самонадеянным и слушать льстецов. Этого мало?
Любая народная сказка имеет не один слой понимания. Это целый мир! Народной мудрости учились все великие поэты и писатели. Впрочем... чего нам на них равняться, мы же умнее.
Последняя правка: июля 12, 2012, 03:24:24 пользователем Наталья Баева  
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Чт июля 12, 2012, 10:15:54

Во-первых:
"По щучьему веленью,по моему хотенью" - это обработка А.Толстого
«По щучьему веленью, по божьему благословенью" -это обработка Афанасьева" Это я реплику Кати "Конечно, я осознаю колоссальную разницу между "по моему хотению" и "по божьему велению" расшифровываю - просто она воспроизвела не дословно :). Отсюда вывод: прежде чем обсуждать - все учим тексты наизусть, особенно сказки (шутка). Во-вторых, милые дамы, похоже, что мы к консенсусу не придем, поскольку как оказалось, у нас даже понимание лени разное, а уж принципы воспитании детей тем более :). Но поскольку дискуссия действительно интересная получилась, предлагаю привести примеры наиболее удачных, на ваш взгляд,сказок, так сказать универсальных, у которых и с нравственной составляющей всё в порядке, и со справедливостью, и с яркостью. А насчет потребительства, все-таки, мне кажется, это уже зацикленность какая-то. Потребители зациклены на потребительстве, а те , кто против этого, на борьбе с этим явлением, и им уже этот порок мерещится даже там, где его нет. Наташ, при всём моем к тебе уважении, но сказка Зины не об этом. Просто тебя саму это проблема сильно волнует, ты об этом часто думаешь... А в остальном все участницы дискуссии умницы, красавицы, у всех свой жизненный опыт лени и борьбы с ней, но вот такой разброс мнений в результате. И это хорошо. Спасибо Зинаиде.
Зинаида Пурис

Пенза
Комментарий
Дата : Чт июля 12, 2012, 12:17:06

Наташа, при всем моем желании, я не смогу написать русскую народную сказку. Литературные сказки при всей их сказочности и волшебстве находятся в рамках литературы, а народные сказки - это фольклор. Там другая природа и другие законы.

Потребительство – палка о двух концах. Натуральное хозяйство не вернуть. Разделение труда произошло давно и надолго. Конечно, мечты о «красивой» жизни витают в воздухе, но основа потребления – это не яхты и страусиные боа, а содержание семьи. Бесперебойное потребление по существу является гарантом устойчивого развития общества. Именно оно обеспечивает рабочие места.
Одиозных мечтательниц выйти замуж за миллионера не так много, как кажется на первый взгляд. И какой смысл бороться с ними и перевоспитывать? Миллионеров на всех дурочек не хватит, так что их перевоспитает жизнь. И надежды на то, что кто-то жизнь положит на обеспечение гламурного существования такой мечтательнице, тоже заканчиваются с возрастом или с замужеством. Это детская болезнь девчонок – мечта о принце на белом коне.

Люди не равновелики, но они равнозначимы и равноценны.
И те, кто выпивает бокал шампанского на новый год, и те, кто пьет водку литрами каждый день. Аскеты и обжоры. Те, у кого в шкафу единственный костюм (еще свадебный) и те, у кого лопается гардероб от вещей. Мечтающие перестроить мир и мечтающие перестроить дачу.Так было всегда, просто были другие вещи и другие напитки, другие возможности. Я против противостояния, и при всей своей "зашкаливающей духовности" не буду с высокомерием и презрением относиться к тому, кто жизнь положил на то, чтобы купить себе иномарку.

Но моя Маша даже не потребитель в том самом, негативном смысле этого и без того нехорошего слова. У нее нет никаких неутоленных потребностей. Даже желание, которое она «заказала», было не ее, а соседкино.
И ей не преподнесли желаемое на блюдечке с голубой каемочкой - она его исполнила сама. Сама мыла, сама убирала и т.п.
Думаю, что ребенок, помывший пол, невзирая на свою лень, через силу и через не могу, заслуживает того, чтобы его погладили по головке.

А вот про то, что лень даже говорить… Ленивый найдет тысячу отговорок, чтобы не делать уроки или не мыть посуду. Ребенок, которому "лень говорить" - наводит на мысль о тяжелой депрессии. Это плохой знак. Здесь воспитатели должны уступить место врачам (я на полном серьезе, без всякой иронии).
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Чт июля 12, 2012, 12:17:42

Нат, правда, я опрометчиво не указала, о какой из сказок пишу. Говорила именно об афанасьевской. Это с ней у меня проблемы восприятия))
Зинаида Пурис

Пенза
Комментарий
Дата : Чт июля 12, 2012, 13:26:01

Катя, не мудрено! (Я о проблемах восприятия) Народные сказки это явление языческой культуры. Они отражают уже неведомый нам мир.
Поэтому аутотентичные тексты нередко шокируют читателя, а литературная обработка адаптирует их к современному восприятию. Именно она, обработка, придает сказкам направленность.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Чт июля 12, 2012, 14:11:43

Зина, сказка Афанасьева не языческая, а приближенная, с некоторой долей погрешности, к христианскому мировоззрению. Думаю, если вообще существует чисто языческий вариант "По щучьему веленью", то у нас бы, девочки, от такого варианта был бы полный шок:).
Зинаида Пурис

Пенза
Комментарий
Дата : Чт июля 12, 2012, 14:30:12

Ага!
Ирина, я как-то сунула нос в сказку Мальчик с пальчик, и глаза у меня вылезли из орбит: В неурожайный год родители решили отвести своих детей в лес и там их оставить, потому что хлеба "самим не хватает". И никаких мачех - родные люди. И оценок никаких - всё как должное.
И еще не могу понять, почему в детстве, когда читала эту сказку, в этом месте у меня не дрогнул ни один мускул? Почему-то родители не воспринимались извращенцами-злодеями.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Чт июля 12, 2012, 14:41:26

А баба Яга в одном из варианте этой сказки, вырезала из спины мальчика ремни, это я уже будучи студенткой у Проппа вычитала, когда к экзамену готовилась. Маньячка... И вот еще из Проппа, на память, книжки перед глазами нет: " Баба Яга - костяная нога, нос в потолок врос, пардон, сиськи на крюки намотаны". А в детстве мы, наверное, просто не думали об этом, родительского опыта-то не было, ну нечем ребенка кормить - вот и отвели в лес, там он хоть грибов с ягодами насобирает, а дома даже этого нет :). И потом этот факт, наверное, сразу и забылся, дальше-то было интереснее и страшнее. Ребенку больше запоминается какой-то динамичный, затягивающий сюжет, а не присказка.
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Чт июля 12, 2012, 15:01:40

Пардон, не опыта, а скорее, какого-то четкого представления о родительском долге :).
Зинаида Пурис

Пенза
Комментарий
Дата : Чт июля 12, 2012, 15:11:15

Ребенок сам в какой-то мере язычник.
Я писала как-то рецензию на рассказ про мальчика, который нашел кого-то типа сверчка и решил, что это его личный Земляной Бог. Дети и религия - тема для меня неведомая, и я гуглила всеми ночами, чтобы прояснить для себя это дело. И нашла статью Чуковского, вернее его речь, которую он произнес не помню где ровно сто лет назад. Она называлась "Маленькие дети и большой Бог". Я и без того считаю Чуковского гениальным первооткрывателем ребенка, а эта его статья стала для меня настоящим откровением.
Цитаты: «Каждый ребенок язычник, фетишист, политеист, и самые допотопные формы религии, давно изжитые человечеством, вновь переживаются ребенком». «У трехлетнего ребенка и Бог трехлетний. Что же! Ребенок растет, а с ним растет и Бог».
Может, в этом секрет детского восприятия сказок? Мы их читаем будучи христианами, а у малыша бог - бабайка.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Чт июля 12, 2012, 15:35:30

Вы знаете, Зина, мне кажется, что аутотентичные сказки как раз нам почему-то легче принять без всяких оценочных суждений и ожиданий, без "Но" и наложения на сюжет каких-то логически-моральных систем координат.
А вот к обработкам, вы совершенно точно заметили, нередко будут возникать вопросы: "окультуренный" вариант всегда предполагает заданную (пусть даже аккурано спятанную) трактовку и направленность, а это - всё-таки поле деятельности для ума, а не для души. Но и в этом случае я бы разграничила понимание смысла слов и мгновенное считывание и запоминание яркого образа, так что всё зависит от мастерства "обработчика". :))
Мы как-то давно и в другой компании уже мучили сказочную тему, очень, кстати, "досталось на орехи" Чуковскому, которого я обожаю, но, оказывается, он теперь чуть ли не вне закона объявлен детскими психологами...
Зинаида Пурис

Пенза
Комментарий
Дата : Чт июля 12, 2012, 17:17:52

Я так и знала, что такое количество детских психологов не к добру!
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Чт июля 12, 2012, 18:58:08

Ага, наконец-то подобрались так близко к самой сути! Я очень рада.

"Аутентичные сказки как раз нам почему-то легче принять без всяких оценочных суждений и ожиданий, без "Но" и наложения на сюжет каких-то логически-моральных систем координат".
"окультуренный" вариант всегда предполагает заданную (пусть даже аккурано спятанную) трактовку и направленность, а это - всё-таки поле деятельности для ума, а не для души".

Кать, совершенно согласна - вот это и есть многоплановость, о которой я говорила. Осталось только выяснить, кто что подразумевает под "язычеством" и под "христианством". С моей точки зрения язычество - это когда люди впадают из крайности в крайность и не умеют мыслить диалектически: богов-то много, поклоняешься или одному, или другому; или повелеваешь, или раболепствуешь. Т.е. это как раз и есть однонаправленное движение сознания. Единобожник же (в данном случае мы говорим о христианском сознании) понимает, что мир одновременно и добрый, и злой, и то, что зло для тела, возможно, хорошо для души. И любить - это не значит только доброе делать, иногда надо и по башке сковородкой любимому существу заехать, ибо для души полезно)). В этом смысле фольклорные сказки как раз не языческие, ребят. А вот обработанные под "христианский" (или советский) вариант - самые что ни на есть языческие, т.к. однонаправленные. Потому их и не хочется читать.
-----
Зинаида, у нас с Вами потрясающее взаимопонимание все-таки))) Не в упрек, бывает... Просто моя очередь удивиться: неужели слова о том, что "мне легче с голоду помереть, чем кого-то заставлять себя обслуживать", можно трактовать как "лень даже говорить"? То ли мы в разных системах координат находимся, то ли я сама вас не так поняла, и Вы вообще не об этом...
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Чт июля 12, 2012, 19:15:03

Всё сказанное вами, а уж тем более написанное, может быть использовано против вас :). Вспомню свою первую, толком не примененную в жизни профессию. "Показания" Наташи Баевой:
"Во-вторых, чипсы ли, сухари ли, но девочка отнюдь не ленива: НЕ ЛЕНЬ ЖЕ ЕЙ БЫЛО СОСЕДКУ ПРОСИТЬ ПРИНЕСТИ ЦЕЛЫЙ ВАГОН ТОВАРА?"
отсюда вывод Зинаиды, что в Наташином понимании настоящая лень - это когда лень даже ПРОСИТЬ, то есть говорить :).
Зинаида Пурис

Пенза
Комментарий
Дата : Чт июля 12, 2012, 20:03:52

Спасибо, Ирина! Именно так я и поняла Наташины слова.
И про язычество охота пару слов молвить.
Язычество не всегда многобожие, на последней стадии на Руси, например, образовался главный бог Перун.
Но языческое сознание, хоть и сформировано многобожием, зависит от природы, как окружающей, так и человеческой. Поэтому главные языческие "жизненные установки" - еда до отвала, секс без отказа, пляски до упада. И множество языческих богов тому не помеха.
В языческом мире нет места любви. Понятия плохо и хорошо определяются сытостью, теплом и здоровьем.
Если мы будем мерить этот мир на наш аршин, он предстанет перед нами во всем своем безобразии, а если оставим в стороне все известные нам "системы мер и весов", то, уверена, поразимся его естественной гармонии.
Екатерина Злобина

Cевастополь
Комментарий
Дата : Чт июля 12, 2012, 22:20:08

Ого, какой поворот интересный...
Боюсь сказать глупость, но скажу, как сама понимаю для себя. По мне, в контексте именно нашего разговора мы говорим даже не о язычестве, а о каком-то ином, одновременно простом и очень сложном, если можно так сказать, первобытном сознании, когда даже еще нет внятных богов, т.е. доязычество этакое, как это по-научному, - может, пантеизм? Я имею в виду такое сознание, когда всё вокруг живое. Не бог и БОГ, а все живое: камни, воздух, вода, палочка, пардон, навоз, дрова, миска, человек, собака, ветер, ткань, всё-всё-всё вокруг живое, имеет душу, с ним можно общаться, и все во всё может перевоплощаться, и это не вызывает никакого удивления, и возможно всё что угодно и где угодно. И нет понятий "правильно" и "неправильно", и цель такого "общения", жизни - опыт. Простите за тавтологию и дурную формулу, опыт жизни, жизнь для жизни.

Что же касается христианского сознания, то для меня в нём нет дуализма в смысле равновесия Белого и Черного, Добра и Зла. Бог создал всё, в том числе и падшего, и тот Богу ни секунды не равен, я вот в этом смысле...

Теперь как это соотносится с "детским богом". Мне очень нравятся слова Чуковского о том, что растут дети - растет и их Бог...

В начале (детство) удовлетворенность телесная - гармония Я, в конце (зрелость) - удовлетворенность духовная (Любовь) - гармония МЫ.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пт июля 13, 2012, 01:17:16

Вот это да! Какое у всех может быть разное представление об одном понятии - язычестве! И главное - все правы))) И сформулировано очень точно. Согласна и с Зинаидой - ее понимание язычества в данном случае совпадает с моим, где язычество не историческая реальность, а противопоставленная единобожию система мировоззрения, как мы ее можем увидеть только через призму многовекового опыта. Но - вот тут-то Зинаида очень точно описала современный мир, который можно обозначить двумя словами - "общество потребления"... Может быть, в Пензе, откуда Зинаида, этот вопрос стоит не так остро, но вот в Москве и в западных странах так просто глаза колет... (Реплика Ире: Ир, сказка Зины действительно написана не об этом. Но ЭТО там есть. Писали об одном, а получилось - о другом, этим грешат многие литературные произведения, даже хороших известных авторов...)

А Катя в свою очередь очень четко описала язычество в его исторической составляющей. Так я сама в этом смысле - тот еще язычник)))

"Что же касается христианского сознания, то для меня в нём нет дуализма в смысле равновесия Белого и Черного, Добра и Зла. Бог создал всё, в том числе и падшего, и тот Богу ни секунды не равен, я вот в этом смысле..." Тут тоже соглашусь, один только отмечу нюанс: дуализма нет в смысле разделения, а в смысле соединения он есть (может, правда, термин другой? "диалектика"?). Бог ведь создал и Белое, и Черное, значит, в Нем соединяется всё, но по отдельности Ему не равно ни то, ни другое.

Про "детского бога" мне тоже понравилась мысль... В общем, все молодцы!
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пт июля 13, 2012, 08:18:38

)) Утро вечера мудреней.
Осталось все же чувство легкого недопонимания, поэтому хотелось бы вернуться от наших теологических озарений к Маше.
Зин, мне кажется, тут вот в чем дело. Когда я говорю о потребительстве, я имею в виду потребительское отношение к людям и к миру, а не кормление семьи. Синоним - паразитизм. В этом смысле это не "палка о двух концах". Если у вас первый термин не связан с негативной окраской, ок, давайте тогда говорить о паразитизме. Получается, что у ребенка целый букет тяжелых "болезней" (вот, кстати, плюс еще неблагодарность, она ведь даже "спасибо" соседке не сказала), а ее лечат от насморка! Лень - это и не порок даже, а чаще всего реакция на переутомление. Поэтому Вы не дали ни малейшего внутреннего шанса к изменениям своей героине, леча ее всего-навсего от лени, и ей не сочувствуешь. Результат: происходящее воспринимается как чертовщина, а не как волшебство, "подарок" как проклятие - причем, непонятно, кому из героев. Из логики сказки вытекает, что попросту соседка готовит себе в лице племянника смену по тасканию Маше чипсов. Отсюда чувство жуткой несправедливости. Вот я говорила, что историю нужно продолжить. А теперь поняла, почему и какое продолжение напрашивается. Если молодой человек окажется волшебником- воспитателем и начнет эту Машу выворачивать наизнанку, толкая ее к изменениям, вот тогда и менять в повествовании ничего не надо - но это не сказка, а только самое начало сказки! Пружина, из которой может быть развернут блестящий сюжет с элементами комедии положений, мистического триллера и пр. - как захотите! Но в таком вот виде нельзя это детям показывать, имхо.
Последняя правка: июля 13, 2012, 08:19:18 пользователем Наталья Баева  
Зинаида Пурис

Пенза
Комментарий
Дата : Пт июля 13, 2012, 13:00:23

Наташа, да я и не показываю ее детям, это Катя показывает. Теперь будем посмотреть, что станется с Кирюшей после этого)))
Увы, дети видят не только то, что им «показывают». Кроме телевизора и книг есть реальный мир, в котором они живут. И рассчитывать, что какая-то единственная прочитанная ребенком сказка сформирует его мировоззрение, мне кажется наивным. Кроме моей сказки есть море других, народных в том числе, и когда-нибудь в этом море читающий ребенок найдет книгу, которая будет его «библией» и я в глубочайших сомнениях, что это будет моя ленивая Маша.
У нечитающего ребенка нет харизматического отношения к книгам, для него они все «сказки», в смысле что-то несерьезное и не имеющее к нему отношения. Так что и для такого ребенка случайное прочтение моей Маши тоже абсолютно безопасно.
Я не оспариваю воспитательного значения книги. Оно есть, это несомненно. Но не в такой форме – прочитал, пропитался авторскими идеями, перевоспитался. Читатель – не чистый лист бумаги, и не пустой сосуд. Даже ребенок, открывая книгу, уже имеет свое представление о мире и человеке. Не так просто «плохим" или «хорошим» примером свернуть его с пути.

Теперь про паразитизм. Значит, мы договорились, что не будет предавать анафеме тех несчастных, которые работают, зарабатывают, но не ходят в театр, а делают бесконечный ремонт?
Паразитизм – это точно порок. Причем отвратительный. Согласна на все сто. Не согласна называть паразитом ленивого ребенка – дите растет, формируется и имеет право сидеть на шее родителей.
Теперь про Машу. Весь ее паразитизм уместился в просьбе купить чипсов. Если бы она была паразитом, наверное, догадалась бы попросить у торгового представителя гламурного тряпья, нефтяного принца на белом феррари и полцарства впридачу. Но она по существу назвала желание Калерии Ивановны. И сама исполнила это соседкино желание, что называется в поте лица.
Я не против доработки этой сказки, только за. Но делать из Маши чудовище отказываюсь напрочь. Весь букет ее болезней – это лень и отсутствие опыта. И то и другое преходяще.
Лень – это никоим образом не реакция на утомление. Реакция на утомление – усталость - благородная и почитаемая. Лень все ругают, но это по-моему не порок, а состояние души.

Все переделки в сказке я хочу свести к тому, чтобы более внятно сказать о том, что если переступить через свое «нехочу» и «неохота», если наступить на горло собственной лени и таки сделать то, что необходимо, то обязательно наступят хорошие перемены. Начнется настоящая жизнь.

Только что вспомнила, что у меня есть еще один рассказ про Машу. Только там ее звали Верка. Рассказ про девочку, которая напилась на выпускном. У него сказочное название «Спящая красавица». Тогда тоже были споры, заслуживает ли моя героиня доброго отношения. Большинством голосов решили, что да, заслуживает.
А насчет нашего непонимания. Да нет никакого непонимания. Просто на некоторые вещи мы смотрим по-разному. Это нормально. Было бы иначе, мы б тут все строем ходили и пели хором одну и ту же песню.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пт июля 13, 2012, 13:36:55

Зинаида, успехов! Очень надеюсь, что вы нас ознакомите и с новым вариантом) Доброго отношения и сочувствия все заслуживают по большому-то счету. Может, я что-то и утрирую, но это исключительно в противовес умилению, которое имело место. Мне кажется, разговор получился очень плодотворный и интересный.
Зинаида Пурис

Пенза
Комментарий
Дата : Пт июля 13, 2012, 13:42:24

Спасибо, Наташа!
Разговор интересный, это точно. Можно сказать, продуктивный.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте