СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 2727
15 марта 2014 года
Альфред родился в Германии. Правильнее, в Германской Демократической республике. ГДР. Берлинскую стену разрушили. Германия объединилась, смешав коммунистическую идею и капиталистическую респектабельность. Альфред повзрослел, полысел и состарился. В молодости он любил гулять с Сережей в городском парке. - Дядя Альфред, давай покачаемся на «лодке», - просит Сережа, теребя дядю за руку. «Лодка» – качели, где два человека, совместными усилиями, заставляют железный снаряд взмывать вверх, к небу. Простые движения создают впечатления полета. Вверх-вниз. Сережа, вцепившись в поручни и затаив дыхание, захватывает взглядом кроны деревьев. Вот они близко – протяни руку и можно схватить ветку. Мгновенье и … летишь вниз. Дыхание, замерев на вдохе, вырывается из груди залпом эмоций. - Ух, ты! - кричит Сережа, ослепленный ярким солнцем. Альфред смеется, испытывая родственные чувства. Приблизительные, симметричные, равноценно-значимые. Ребенок и взрослый человек объединяются железной конструкцией, создающей целое, неделимое чувство равенства различных поколений в ощущениях экзистенциальной свободы. Беспорядочная паутина легких восприятий. Калейдоскоп переживаний. «Лодка» останавливается. Кружится голова. Слегка пошатывает. Много впечатлений - требуется передышка. - Дядя Альфред, пойдем в тир? - Легко,- соглашается Альфред, заправляя клетчатую рубашку в модные джинсы. В тире улыбчивый молодой человек в клешеных брюках и светлой водолазке отсчитывает пульки и предлагает выбрать винтовки. Щурясь и прицеливаясь, дядя и племянник стреляют в мелкие кругляшки разнообразных мишеней. При попадании падают кораблики и нарисованные медведи, жирные утки и малогабаритные волки. В стрельбе – удаль мужского согласия. Настрелявшись, дядя и племянник направляются в кафе. В помещении прохладно. Гудит вентилятор. Немноголюдно. Стойка бара заставлена однотипными бутылками с однообразными и унылыми этикетками. Сваленные в кучу граненые стаканы. Влажные одноглазые блюдца с незамысловатым рисунком. Альфред пьет рубиновый стакановый портвейн; Сережа лакомится сливочным мороженым. Официантка, расстегнув на блузке лишнюю пуговицу, грешит взглядом. Застывшая действительность летнего вечера. - Ты взрослеешь, а у тебя нет и велосипеда, - задумывается Альфред. - Родители не разрешают, - соглашается Сережа. - Родители не помеха. Они далеко. А ты на каникулах. Решим, - Альфред закуривает и хитрит взглядом. - Да ну тебя. Велосипед дорого стоит, да и бабушка будет против, - сомневается Сережа. - Поживем – увидим, - не спешит с выводами Альфред.
…Лето есть лето. Летом можно сладко уснуть, прикрывшись легким одеялом, и разбросать ноги куда попало. Можно устать от впечатлений и, упав на траву, смотреть на звезды. Вкусно жевать сочный стебель терпеливо-зеленой травы. Летом разрешается, спрятавшись в темном сарае, курить по кругу папиросу, откусывая кончик. Можно стрелять из новой рогатки по банкам, сощурившись и от стараний прикусив язык. Засмеяться от внезапной боли, приговаривая: «а мне не больно, курица довольна». Лето позволяет дышать полной грудью и играть со спичками. Летом можно, обжигаясь и торопясь, лакомиться супом из консервированной тушенки с картошкой, глотая, не разжевывая, огромные куски теплого хлеба. Лето в детстве – гармоничное воссоединение. Воссоединение с собственным «Я». «Я», где желания и возможности не противоречат друг другу. «Я», где дружат «хочу» и «могу».
***
К деревянному дому, где живет Сережа с бабушкой, подъезжает грузовик. Из кабины машины выскакивает Альфред. Он чуть-чуть навеселе. Белый воротничок рубашки подчеркивает смуглую резкость подбородка. - Ну, племянник, принимай подарок. Из тела грузовика извлекается мопед. Настоящий. Красный и с мотором. - Тетя Зифа, не обижайся. Парню взрослеть надо, - Альфред закуривает сигарету и, легко смахнув с сандалии дорожную пыль, направляется к бабушке Сережи. Бабушка, ойкнув, присаживается на скамейку. Сережа застывает в изумлении. Альфред извиняется руками и продолжает: - Мопед не новый, точнее старый. Не заводится. Барахлит зажигание. А может, и не зажигание. В общем, Серега, хочешь кататься – ремонтируй. Дядя и племянник вкатывают мопед в сарай. Красная краска на теле подаренного товарища-быстрохода облупилась. Колеса пахнут резиновой долгой дорогой. Из-под крышки бензобака улавливаются запахи бензина, смешавшиеся с оттеночными переливами летнего перегара. В сарае у Сережи имеются качели. Дощечка на двух веревочках. Простота конструкции, создающей детское счастье. …Качели помнят и Сережу, и Альфреда. Годы, в движении, меняют предметы. Коляска превращается в игрушечную машину; с педалями и рулем. Вместо погремушки в руках появляется плюшевый медведь с оторванной лапой. Медведь трансформируется в пластмассовый автомат; автомат вытягивается и образует сигарету. Сигарета, тлея, отсчитывает годы. Пепельница жизни собирает окурки – события. Ассоциации, смешавшись, выплевывают вязкую реальность. Реальность, коснувшись земли, ошарашено оглядывается вокруг и стремится возвратиться в рот плюющего. Реальность ужасно боится реальности. Зачем быть сейчас, если тогда было лучше? Сейчас качели мешают поставить в сарай красный мопед. Качели отвязывают и бросают в угол. Переваривание прошлого кислотой настоящего. Мопед, навалившись боками на дрова, гордо заявляет о своей необходимости. Вечером Сережа с друзьями, радуясь надвигающимся сумеркам, собираются в сарае и совещаются. Гена – самый старший – выводит предположения. - Надо бензин в бак долить. Мопед без бензина не поедет. Без бензина машины не ездят, это точно. - А где бензин взять? – сокрушается Сережа. - Бензин – своруем. У Лехиного отца есть машина. Из нее и своруем, - Гена вгрызается в червивое яблоко и звучно чавкает. - Леха, своруешь? – Сережа обращается к худощавому подростку, одетому в коротковатые брюки и рубаху навыпуск. - Сворую, - соглашается Леха, весело разглядывая материализовавшуюся мечту. На следующий день бак мопеда заполняется до краев ворованной желтой и по-взрослому пахнущей жидкостью .Но и заправленный мопед не заводится. До упора крутится ручка на руле, регулирующая газ и скорость. Щелкают педали. Мотор мопеда молчит; даже фыркать отказывается. - С искрой непорядок, - предполагает Гена, - искра нужна. - И как сделать искру? – хнычет Сережа. - Я бензин у отца украл и искрой уже заниматься не буду, - сердится Леха, размазывая по лицу детские впечатления. -Когда с искрой проблемы, обращаются к взрослым. Зови дядю, - настаивает высокий Гена. Альфред в обеденный перерыв появляется в сарае; хитро улыбается. Присаживается на корточки и с удовольствием осматривает мопедовые внутренности. Не спеша, подчеркивая взрослое превосходство, выпрямляется. - Надо все детали прочистить, помыть. Тогда искра и появится. В течение недели, с утра и до самого позднего вечера, ребята чистят и чистят детали разобранного товарища-быстрохода. С восходом солнца собираются в сарае, малопроснувшиеся и счастливые. Обедают быстро. Вкусно пережевывают лук, хлеб, колбасу, помидоры и холодный квас. Расходятся поздно вечером. К концу недели руки мальчишек покрываются устоявшимся загаром старого машинного масла. Одежда имеет запахи гаечных ключей, отверток и летнего зноя. - Ты исхудал, Сережа. Не случилось ли чего? – спрашивает бабушка. - Случилось. Искры нету, и мы ее пытаемся сделать, - вздыхает Сережа. - И как сделать искру-то? - сокрушается бабушка. - Поживем – увидим, - повторяет слова Альфреда взрослеющий мальчик. К концу недели Альфред недоверчиво осматривает мопед. - Чистый, - серьезно констатирует Альфред, - но не покрашенный. Вот вам десять рублей. Купите краску и кисти. - Да ладно, причем тут краска и искра? – возражает умный Гена. - Не причем, - соглашается Альфред, - только крашеный мопед смотрится красивей. От краски мопед краснеет на глазах. На оставшиеся от покупок деньги ребята приобретают новое сиденье. Хрустя кожзаменителем, сиденье смущается от прикосновений и поглаживаний. - Вот я как дам по газам, всех обгоню, - мечтает Сережа. - Чур, я первый на мопеде прокачусь, - вмешивается Гена. - Нет, Ген. Бензин я украл. Я первый, - уточняет Леха, шмыгая носом. Мопед, изучая свои липкие от свежей краски мягкие изгибы, сохнет, томясь от длительного ничегонеделанья. Мудрый сарай, уже много повидавший на своем деревянном веку, щурится щелями, засыпая под лучами нежного летнего солнца. Старея, сарай покосился. Его стены укреплены сложенными кучей дровами. Старые доски пахнут ржавеющими гвоздями и сырой дряхлостью. Наблюдая, сарай пропитался человеческими голосами, очаровательной приглушенностью дневного света и теплым воздухом воспоминаний. С годами он сгорбился под тяжестью проливных дождей, липкого снега и опавших листьев. Исчезла стать, но сохранилась доброта. Доброта постройки, впустившей в свою прямоугольную сущность библейскую мудрость: « не может дерево доброе приносить плоды худые». …Высохший мопед создает, в принципе, приятное впечатление. Не блестит; имеются подтеки от плохо размазанной краски. Зато смело смотрятся новое сиденье и надутые колеса. Ребята поочередно садятся на мопед, изображая активное движенье. Звуками и прищуренными глазами. - Дыр, дыр, - подражает звукам заводимого мотора Гена. - Дж-жжж,- сообщает о лихой езде Леха. - Ррррр… - набирает скорость Сережа. Пришло время приглашать серьезного Альфреда. - Сносно, - уточняет Альфред, вкусно заполняя выдох запахами свежевыпитого вина, - исполнение хромает, но, если не приглядываться, то вполне. Ребята довольны. Взрослые придирчивы и часто не понимают грациозную прелесть грубо выструганной рогатки с удобной ручкой. Взрослые не учитывают загадочность найденных на земле безделушек, беспорядочно расположившихся в глубоких карманах. Взрослые вообще ничего не понимают… - Сносно так сносно, - соглашается Сережа, - только не заводится. Бензин есть, а искры нету. - Искра будет. Завтра, - Альфред трогает новое сиденье и поправляет воротничок летней рубашки. …Завтра, в детстве, время сюрпризов. Завтра, в детстве, обязательно наступает и влюблено преследует послезавтра. День за днем детское счастье манит загадочными просторами и действиями-складушками. Засыпая – мечтаешь. О рыцарских подвигах, пиратских тайниках и новом ножике; с резной ручкой и изогнутым лезвием. Просыпаешься – радуешься, нежась от счастья. Что солнце, что лето, что бабушка, что под подушкой лежит зеленое стеклышко, что высокая трава, где можно по-настоящему спрятаться. Что в сарае, за дровами, живет оловянный солдатик, с автоматом наперевес. Что в сенях, в большом ведре, прохладится колодезная вода… Завтра искра появляется. Альфред приводит настоящего механика, подвыпившего интеллигента, с серьезными намерениями и дрожащими руками. Интеллигент расстилает на траве газету, раскладывает инструменты и окидывает взглядом видимые горизонты. Крякает, ойкает, охает и просит у Альфреда деньги на бутылку, или саму бутылку, как частное явление. - Понимаешь, вот, дыхание отсутствует по причине нетерпения, - интеллигент смущается и протирает чистые руки замасленной тряпочкой. - Понимаю, - отвечает Альфред и достает припасенную бутылку. Бутылка – вознаграждение. За труд и человеческую доступность. Интеллигент аккуратно выпивает, прислушивается к отсутствующему дыханию и принимается за дело. Пыхтит, слегка сквернословит; легко манипулирует гаечными ключами и тупоносой отверткой. - Пробуй, - доверяет Альфреду интеллигент. - Пробую, - серьезно отвечает Альфред и пробует. Мопед фырчит, кашляет, выплевывая из выхлопной трубы скопившуюся мокроту. Думает и… заводится. Альфред вскакивает на мопед и мчится по тихой улице. Ребята бегут за ним. Опохмелившийся интеллигент всматривается вдаль, беспокоится за будущее, нюхает портвейн, рассматривает оставшееся количество и пробует, крупными глотками, задыхаясь от нетерпения. …Сейчас настоящее детское счастье гонит стареющего Альфреда вперед. От колес убегает тополиный пух, плавно кружа над асфальтом. Ветер, сулящий перемены, бьет в лицо и скидывает с головы бейсболку. Высыхающие лужи в углах тротуара улыбаются приближающимся колесам. Ребята кричат, смеются, прыгают, размахивают руками. Альфред, ухватившись за руль, летит вперед. Светлая улыбка на его смуглом лице вскрывает горизонт. Настоящее детское счастье не обмануло Альфреда. Детское счастье вообще не обманывает. Внезапно, очнувшись от серьезного бытового похмелья, мы видим солнце и зеленую траву, радуемся пению птиц и летнему дождю, перестаем считать деньги, жуя хлеб с солью. Детское счастье смеется брызгами луж и переливами радуги. Увлекает искренностью и … уходит. Жаль.
фото Дмитрий Март
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва