СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 2021
11 июля 2011 года
В небогатом ассортименте так называемых вечных вопросов, тревожащих просвещённое человечество чуть ли не с пелён и порождающих интеллектуальную интригу европоцентричных культур разных стран и народов, существует и вопрос о статусе искусства в окружающей действительности, попросту говоря, вопрос о том, что «выше»: жизнь или искусство, человек в художнике ли художник в человеке. Отсюда – целый ряд расходящихся кругов на воде – более мелких вопросов того же порядка. Мы можем наблюдать за спорами о сем предмете и сейчас, только окрашенными в иную, современную терминологию: сейчас можно говорить об искусстве как постмодернистском проекте или как о «жизненном усилии», «новой искренности». Но ведь речь, на самом деле, идёт о том же самом: о моменте ориентации искусства в мире, о том, насколько маска противоположна лицу и насколько искусство искусственно, а жизнь – реальна. Легко заметить разницу двух этих материй: произведение искусства всегда тем и произведение, что мы можем оценить его завершённость художником, его целостность, а через это – увидеть его сокровенный смысл или почувствовать гармонию всех его элементов; жизнь же не предоставляет нам такой возможности напрямую, она потому и жизнь, что постоянно меняется и изменяет нас, живущих, она «открыта» для всего нового и сиюминутна. И не правда ли, странно, сам изменчивое творение господне, создаёт в этом потоке нечто завершённое и цельное, претендующее на земное бессмертие? Разве не разумней было бы человеку в его хрупком положении быть частью общей мозаики, пассивно прикрепляясь к другим фрагментам пазла, нестись навстречу прекрасной умирающей сиюминутности дней, годов, тысячелетий, ничего и не подозревая о ненужном смысле такого великолепия? Нестись навстречу – чему? Смерти, конечно. Но и она не помеха. Потому что «когда мы живём, смерти нет, когда она придёт, нас уже не будет», как замечательно выразился на эту тему Эпикур. Это антиметафизическое высказывание, отвергающее цельность любого рода, потому что отрицание смерти равно, по сути, отрицанию цельности, законченности. Смерть – это с-мерить, мера. Если мы будем искать прообраз или хотя бы нечто похожее на гармонию художественных произведений в человеческом, столь негармоничном от природы, мире, то единственное, что мы найдём по типу похожего на завершённость произведения – это завершённость смертью, жизнь, которая как бы обрамляется ею, как картину обрамляет рама. Ибо в самом жизненном процессе невозможно найти эквивалент: событие, которое прошло или действие, которое завершено, сменяются другими событием и действием, между тем картина и стихотворение написаны навсегда, к ним нельзя ничего «ни убавить, ни прибавить». Усы, пририсованные Джоконде, характеризуются как хулиганство, нарушающее цельность картины. В пользу этой мысли говорит то, что люди частенько, устав от «тьмы низких истин», от раздражающей суеты повседневности, произносят фразы типа «хочется чего-то вечного»(чем воспользовался в своё время Д. Пригов, поместив фразу в иронический контекст «но и вечного тоже чего-то хочется»). т.е. чего-то, что превозмогает сменяемость времени и успокаивается само в себе, что существует без перемены. Не значит ли это, что искусство – наша репетиция смерти, опыт восприятия того, что по эту сторону существования вообще не может быть? Значит ли это, что искусство – опыт проживания вечного настоящего? Ведь недаром художник (творец) так трудно расстаётся со свом творением: приноравливание к реальности человеческой жизни противоречит тому измерению вдохновения – вечному настоящему искусства, где он только что побывал. У Цветаевой в одном из писем есть замечательный фрагмент, где она характеризует свою творческую «болезнь»: «Я не могу жить т.е. длить, не умею жить во днях, каждый день, - всегда живу вне себя. Эта болезнь неизлечима и зовётся: душа». Поэт здесь свидетельствует о том, что не можем привыкнуть к длящемуся существованию человека, ему нужно вечное «сейчас», которое никогда не может смениться хоть чем-нибудь, на него похожим. Таким образом, Цветаева утверждает жизнь как произведение искусства, единственную и непреходящую, но для этого полотну жизни необходим «последний мазок» и ощущение гармонии в смерти. Финальной гармонии, ибо без неё произведение не может состояться. Но не есть ли такой финал художественной «вещи» - вместе с тем и начало зрительского восприятия, а если более глобально – восприятия закончившейся земной жизни человека его потомками?
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Сыктывкар