СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1084
05 октября 2015 года
Теперь я - трус. Но лет тридцать назад я был отчаянно смелым. Например, я сам себе удалил аденоиды. Нет, я их не вырезал острым осколком стекла на пыльном чердаке, как вы, конечно, решили, а просто сам выхлопотал хирургическую операцию. Говорят же: он удалил себе три зуба. Это вовсе не значит, что человек встал около зеркала, достал клещи и выдернул, теряя сознание, три зуба. Хотя и такое, вероятно, возможно. Например, мой школьный учитель сам себе вырезал кисту на горле. Бритвой «Нева». Без анестезии. Даже водки перед операцией не хлопнул. Он просто замер перед зеркалом, двумя пальцами натянул кожу, скривил рот и располосовал тонким лезвием горло и…. Педагог нам объяснял, что, вообще-то, так делать нельзя, но он, дескать, очень боится врачей, поэтому и пошел на крайние меры. После сей операции наш храбрый трус всегда, вплоть до самой смерти, ходил в водолазке. Даже летом. Нам очень нравились его уроки. Но рассказ про самостоятельное удаление кисты впечатлил пуще всего. А вот я врачей совсем не боялся. Кроме стоматологов. Поэтому я сам отстоял все необходимые очереди, сдал все анализы, собрал все справки и сам себя отправил на заклание. Моя память, бестолковая по отношению к цифрам и иностранным языкам, хранит в своих пыльных коробочках всякую дребедень. Я и сейчас вижу себя в предбаннике операционной отделения «Отоларингология»: вот я стою, трясусь и горько, горько, горько жалею о том, что натворил. Но бежать некуда. Куда бежать-то? Выходы из отделения накрепко закрыты стальными решетками. Замечу, что попав не территорию детской больницы, я первым делом увидел кирпичное здание детского морга. На крыше того невзрачного одноэтажного здания торчала закопченная труба. Там, как я понял, сжигали все ненужное, оставшееся от операций. Ну, и младенцев заодно. Но это я понял позже. А тогда, перед операцией, я подумал, что в больничном крематории незаконно сжигают жертв неудачных операций, а родителям сообщают о пропаже детей без вести. Итак, я в операционной. В ней находятся три кресла. Над каждым из них нависает операционная люстра. Все в кафеле. Кафель – это всегда признак опасности. Если бы не эти гладкие плитки, операционная напоминала бы парикмахерскую. К среднему креслу пристегнута девочка лет трех. На ней - оранжевый передник из клеенки. Он весь в крови. Глаза девочки остекленело смотрят внутрь головы. Рот ее слегка приоткрыт. Но она не плачет. Девочка, как говорят мои соседи по палате, «в отключке». Упитанная медсестра с руками, похожими на батоны за двадцать восемь копеек, брызгает мне в рот какой-то х…ю и говорит: «Это обезболивающее. Сейчас схватит. Как почувствуешь, что заморозка взяла – скажи». Я стою, жду, но ничего не чувствую, лишь безграничную жалость к себе и животный страх. «Ну, что схватило?» - спрашивает толстая медсестра (минуты, наверно, не прошло). «Нет, не схватило», - блею в ответ. «Не морочь мне голову!» - медсестра берет меня за руку и тащит в операционную. У нас в отделение две медсестры – обычная и операционная. Обычная сидит за столом и что-то все время пишет, пишет, пишет, а операционная сестра держит голову ребенка руками-батонами, когда тому Чингиз Атаханович выдирает аденоиды или гланды. Или прокалывает гайморову пазуху. Обычная медсестра высокая, сутулая, нервная с немного заплаканными глазами. У нее прозвище – Вешалка. А операционная сестра – плотная, коренастая, уверенная в себе. Она немного смахивает на бочку. У нее нет прозвища. Её просто зовут – Валентина. А имя медсестры-вешалки – Марина. Меня усаживают в операционное кресло и притягивают руки ремнями к поручням. Ноги тоже привязывают ремнями. Включается ослепительный хирургический свет. Подходит хирург – Чингиз Атаханович. «Открой рот, слушай», - просит он. Я обреченно выполняю его просьбу. «И не закрывай! А если закроешь, я тебе специальное кольцо вставлю, чтобы ты его не смог закрыть». Я начинаю еще пуще жалеть, что совершил такую глупость. Зачем я собирал справки, сдавал анализы, стоял в очередях? Ради чего? Чтобы оказаться привязанным к креслу и ждать неминуемой расправы? Подумаешь, нос не дышит? И что? Рот-то дышит. Почему-то вспомнилось, как в пионерском лагере на меня сверху лег толстый наглый мальчик (внук нянечки), зажал рот и нос потной соленой рукой и приказал: «Хочешь жить – дыши жопой!». Не получилось. Толстый мальчик потом меня попытался побить за то, что я отключился, когда он мне перекрыл доступ воздуха, но я его сильно звездарезнул качелями по лбу, и он, визжа, побежал жаловаться нянечке-бабушке. «Аденоиды у тебя совсем маленькие-да, - констатировал хирург, - слушай, даже непонятно, зачем их удалять». Я не могу ему ничего ответить, так как его пальцы находятся у меня глубоко в глотке. Там где кончается хирургическая перчатка и начинается хирургический халат, завязанный сзади, я вижу густые заросли черных кавказских волос. Глаза у Чингиза Атахановича цепкие. Зрачок и роговица сливаются в единой черноте. Теперь на мне тоже передник из оранжевой клеенки. «Вот и хорошо!» - обрадовался, подумав, что меня сейчас выпустят из этого кафельного чистилища. Как бы ни так! Хирург достает свой металлический инструмент – какой-то квадратик на палочке. Наверно, специальный скальпель. Он просовывает квадратик на палочке куда надо, и моя голова начинает трещать как арбуз, который разламывают широким тесаком. Вроде не больно, но чудовищно страшно. Потому что Чингиз Атаханович отрывает от меня кусок моей плоти. Поэтому страшно. А, вообще-то, больно, конечно. Треск головы сопровождает бурный выплеск крови изо рта и ноздрей. Я думаю, что Чингиз Атаханович захватил острым квадратиком аденоид (или аденоиду?), ну, типа, стальной петлей, и теперь выламывает, выкорчевывает кусочек меня от меня. От этой мысли я начинаю паниковать и пытаюсь дернуться, но операционная медсестра свое дело знает. Хоть я и подтягиваюсь десять раз и рост у меня – метр семьдесят пять – она всё равно сильнее. С ней не побалуешь. «Ничего, слушай! Почти всё-да!» – говорит хирург и продолжает отделять кусок моей ткани. Голова трещит, кровь хлещет. Медсестра жмет меня тисками, руки под ремнями синеют от натуги. «Ну, вот и всё-да!» - восклицает Чингиз Атаханович и бросает в один лоток какой-то ошметок, а в другой скальпель. Слышится характерный звяк. Мне привязывают на нос что-то вроде марлевого намордника, снимают кровавый фартук и отстегивают от кресла. «Сам дойдешь?» - спрашивает толстуха. Я плетусь по коридору. Голова кружится, но не так сильно, чтобы грохнуться. Иду, иду. Пришел. Я в палате. К моему несчастью, Чингиз Атаханович лишил аденоид и гланд всего пять человек. Причем одному бедному мальчику он удалил одним заходом и гланды, и аденоиды. Я был пятой, то есть, последней жертвой. Поэтому пугать подробностями операции мне уже некого. В нашей палате – восемь кроватей. А еще – настольный бильярд, настольный хоккей, и шахматы-шашки. Кстати, все игры имеют изъяны. Например, на хоккейном поле отсутствует два игрока – вместо них по прорези елозят белые штучки, к которой прикрепляется плоский, двухмерный игрок. Две ручки, двигающие и вращающие игроков, просто отломаны. Что касается бильярда, то в нем очень мало железных шариков – всего-то три. Поэтому кон в бильярд заканчивается очень-очень быстро - буквально за пяток ударов. А в шахматах не хватает изрядного количество фигур - их заменяют ластики, оловянный солдатик и маленькая машинка без колеса. Но мы все равно как-то играем. Вернее, играют мальчики, а я лежу. Мне велели пока не вставать с кровати. Я лежу и думаю, что хорошо бы это все не забыть с годами. Лица больных детей, кафельную операционную, хирурга, медсестер, молоко с пенкой, печенье, запах хлорки. Потому, что все-таки важно не забывать подобные места и события. Чтобы не забыть, я начинаю думать о том, что меня окружает и вокруг меня происходит. Мои соседи по палате все разные. Но при этом они все очень любят пошутить. Например, один мальчик, вышел на середину палаты, как-то задумчиво остановился, слегка согнулся и громко перднул. Все засмеялись. Засмеялись потому, что перед своим выступлением он басом сказал: «Внимание! Говорит и показывает Москва! Важное сообщение!» и многозначительно поднял указательный палец. Другой мальчик взял и неожиданно плюнул длинным кровавым сгустком (ему тоже недавно что-то вырезали) в форточку. И мы все долго хохотали, воображая, на «кого бог послал». Весело было. Но все-таки мне эта компания неприятна. Я, вообще-то, дружу с очкариком. Очкарик любит «Битлз». Я тоже их люблю. Хотя слышал только одну их песню «Дом восходящего солнца». Мой товарищ, к моей восторженной гордости, эту песню «Битлз» пока еще не слышал. Остальные мальчики любят диско, итальянцев и «Кисс». А мы с очкариком любим «Битлз». Это, наверно, от того, что я тоже немного очкарик. Только очки я одеваю, когда смотрю телек. Мы с очкариком договорились, что после выписки из больницы немедленно создадим ансамбль. Рок-группу, то есть. Как «Битлз». В нашем отделении мальчики ходят в футболках и трениках, а девочки в байковых халатах. Под халатами – ночнушки. Они все – дурочки. Над ними весело измываться, Например, можно подкрасься к девочке сзади, и одним резким движением поднять халат вместе с ночнушкой до самых лопаток, продемонстрировав притаившейся публике ее белые трусы в горошек. А потом быстро убежать. То-то веселье наступает! Правда, иной раз можно от неё и в пятак получить. А можно и от медсестры затрещину схлопотать. Особенно тяжела рука у толстой операционной сестры Вали. Я все это думаю, разглядывая синюю квадратную печать на пододеяльнике. В больнице все имеет свои номера – наволочки, чайники, ночные горшки, кровати. А дело, тем временем, близится к ужину. Старшие мальчики режутся в дурака. Один из них (у него уже усы) говорит: «Да эта Марина просто ко мне клеится. Её ведь никто не е..т, вот она на мальчиков глаз и положила». Усатый сидит на кровати, по-восточному сложив ноги. Он звучно шлепает карту на книгу и объясняет: «Кому эта вешалка нужна-то? А? Ни рожи, ни кожи». Усатый мальчик сидит спиной к двери, лицом к окну. Он не видит, что сутулая Марина в этот момент принесла мне, лежащему, градусник. Медсестра всунула мне его подмышку и тут же, покраснев, выскочила из палаты. Картежник оборачивается и сразу понимает: Марина услышала всё, что он про неё нес сейчас. Настроение усатого мальчика портится. Игра в карты больше не клеится. Он долго пытает всех соседей по палате: «Как ты думаешь, она слышала или не слышала? Слышала или не слышала?». И вот что интересно, когда ему говорят, что медсестра ничего не слышала (говорят так, чтобы успокоить усатого мальчика), он возражает и доказывает, что Марина-вешалка слышала, а когда с ним соглашаются (чтобы он только отстал), он начинает утверждать обратное, мол, не может быть, чтобы Марина слышала. Усатый мальчик явно мучается: слышала – не слышала, слышала - не слышала. А больница постепенно отчаливает в ночь. За окном болтается желтый фонарь, на крыше морга торчит труба. Нянечка орет: «Ужин!». Марина-вешалка всхлипывает на посту. Я отключаюсь.
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |