![]() ![]() ![]() Мария Купчинова. "Подобно тому, как произрастают фиалки..." ГАЛИНА БУРДЕНКО. "О САМОМ ГЛАВНОМ ЗЛОДЕЕ. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ" ЛЕОНИД НЕТРЕБО. ПОЛУОСТРОВ НАЛИМ ![]() НИКОЛАЙ АНТРОПОВ. "ОЧНИСЬ, ИОВ, ОТ СТРАШНЫХ СНОВ..." МИЯСАТ МУСЛИМОВА. "НАЗОВУ ЕГО МОРЕМ..." НАТАЛЬЯ ЛЯСКОВСКАЯ. "И НЕ БЫЛО НИ КОСМОСА НИ ВРЕМЕНИ" СВЕТЛАНА СКАКУНОВА. "ЗЕЛЁНЫЙ КОВЧЕГ" ![]() МИХАИЛ КОВСАН. ПРОПУЩЕННАЯ ГЛАВА Геннадий Красников. "Сизифов мост над рекой Времени" (Дневник Сергея Есина. Опыт прочтения) Мария Купчинова. "Плывут кораблики надежды..." (о книге Юрия Михайлова "Несбывшееся") АЛЕКСАНДР ЕВСЮКОВ. ГЕНИИ ДЕТСКОЙ (о книге "Няня. Кто нянчил русских гениев") ЛИДИЯ ЛИТВИНОВА. «Жизнь Клима Самгина» - образ героя в контексте модернизма... ![]() ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 ![]() ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 ВИКТОР ЦАТРЯН. Nursery rhymes. Переводы английских стихов для детей Комментариев: 2 ![]() ![]() |
Просмотров: 0
24 Ноябрь 2017 года
Год 1939-й, 11 и 18 мая. Два подвала в газете «Последние новости». Статья с емким названием «Шинель»… Советская литература в критике эмигрантов – это не просто «за» и «против», не просто «надежды» и «разочарования». Это (особенно в 30-е, когда прежняя, любимая ими Россия гигантским Китежем уже погрузилась на дно их памяти) – почти осязаемое ощущение туманной завесы, сквозь которую приходится вглядываться, сощурив глаза, в мутные, скраденные белизной контуры, дабы различить, что же там, в новой России, происходит. О творчестве «заметных» (Леонов, Зощенко, Бабель, Пильняк, Олеша) – писали постоянно. Платонов для эмиграции – фигура почти не существующая. Даже как «документ», как «свидетельство» современника (Адамович рассказал об устной «анкете» среди знакомых: кто знает Андрея Платонова?) эта статья – единственная в довоенной эмигрантской критике. Но получился не только документ и не только выразительные «пассажи» (как бросил о совсем других литературных именах: «Его возражения не на их уровне», – фраза, достойная быть столь же знаменитой, как и «обратное общее место» Тургенева, независимо от конкретного ее адресата). Критик всматривается, вслушивается, - и верит, и не верит… И сами колебания говорят, быть может, больше, нежели суждения и оговорки. Изумление, ещё одно, ещё… - как вехи постижения «непостижимого»: – «Среди беллетристов, усердно разрабатывающих общеобязательные темы “классовой беспощадности”, Платонов развернул единственную в своем роде панораму бедствий, страданий, горя, нищеты, тоски...» – «...тема сиротства владеет воображением Платонова так сильно, что расстаться он с нею не может!» – «Возможности благополучия в жизни Андрей Платонов ничуть не отрицает, – но оно его не интересует». Не стоит винить Адамовича в чрезмерной «осторожности» в оценке творчества Платонова. Ни к чему оспаривать и тезис, что «художественная одаренность, при тех условиях, которые создались в России, не имеет решающего значения». Да, мы знаем, что оставалось в «столе» (и не только у Платонова), да, Адамович мог и «догадаться», что не все написанное печатают (в одной из ранних заметок, подписанных псевдонимом «Сизиф», он защищал Сологуба от советской критики, отсылая именно к неопубликованным стихотворениям поэта). Но все эти «упреки» бессмысленны, неуместны, «не на уровне» хотя бы потому, что никакие оговорки критика (об «условиях» в Советской России, о некоторой «однообразности» или некоторой «тусклости» платоновского таланта) не смогли затушевать того, что вырвалось помимо воли: «впечатление осталось сильное, даже исключительное, поразительное»... Сквозь темноватый газетный набор чувствуешь им самим недоосознанное потрясение, пусть и не долгое, «моментальное», «заговоренное» всяческими «не может быть», но – несомненное. Кстати, и вдруг пришедшее сравнение: «Звезду с гвоздикой может сравнить и Платонов, не так роскошно-блестяще, пожалуй, как привычной рукой “большого мастераˮ сделает это Ал.Толстой, а скромнее, сдержаннее...» – произнесено с намеком: для Адамовича сдержанность и скромность – признак подлинности. Не стоит, наконец, указывать и на то, что тема «сиротства» у Платонова – вырастает не только из жалости к маленькому человеку, что в его космосе это целый «метафизический» пласт. Ведь и это, особое измерение платоновской прозы – тоже не из «ничего»: никакой «русский космизм» (с этой его темой) не родился бы без поисков Беловодья и «праведной земли», – наследия русского крестьянского космоса. «Шинель». Название безупречно точное. И не потому только, что «все мы вышли из “Шинелиˮ Гоголя», что в Платонове «сохранилась» или «ожила» великая традиция русской литературы – любовь к маленькому человеку. Но и потому, что между Платоновым и Гоголем – граница зыбка, неявна, неабсолютна, что «вещество существования» и того, и другого – одной природы. Потому, что и стихи Иннокентия Анненского – по слову Адамовича – «шинельные». И главное – открытие Платонова пришло не только в ощущениях: – «Он, может быть, не думает, что “все действительное разумно”, но убежден, что “все действительное трагично”». Статья писалась торопливо. Адамовичу и всегда приходилось спешить (каждую неделю – подвал для «Последних Новостей», бесчисленные заметки, статьи в журналы). А тут – уже до очевидного ясно, что порвалась «связь времен», что «блистательный русский Париж» – накануне крушения. Уже чувствуется гул надвигающейся войны, уже остается мало времени, чтобы «сказать». И, тем не менее, невзирая на тревожную поспешность, это – слово, которое уже невозможно «забыть» или «вычеркнуть» из русской словесности. Здесь многое сошлось, хотя далеко и не всё разрешилось. Здесь подведен «предварительный» (на окончательный – уже нет времени) итог долгих и мучительных размышлений о советской литературе и – шире – о судьбе русской культуры. И почему-то в мгновение, когда мир зашатался, когда Европа вот-вот рухнет в ещё одну чудовищную войну, один из самых чутких критиков русского зарубежья вдруг ощутил потребность опереться на творчество малоизвестного, не совсем понятного, но столь твердого в самостоянии Андрея Платонова. 1993, 2017 Вверху: иллюстрация К.П.Ротова к повести А.Платонова "Сокровенный человек", 1933 г.
Похожие публикации Былинский ВалерийВалерий Былинский - лауреат премии "Ясная поляна" СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. МУЗЫКА МЫСЛИ (ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ) Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) "ПЕРЕЖИТЬ ЧУЖОЕ КАК СВОЕ" (Николай Онуфриевич Лосский) ИНГВАР КОРОТКОВ. ПАРИЖСКИЕ ЗАМЕТКИ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) "ВСЁ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРЕЖДЕ..." «Евгения Гранде» Бальзака-Достоевского ЛИДИЯ ЛИТВИНОВА. «Жизнь Клима Самгина» - образ героя в контексте модернизма... АЛЕКСАНДР ЕВСЮКОВ. ГЕНИИ ДЕТСКОЙ (о книге "Няня. Кто нянчил русских гениев") МИХАИЛ КОВСАН. ПРОПУЩЕННАЯ ГЛАВА Все публикации |
![]() Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 ![]() ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" ВЛАДИМИР СКОБЦОВ. ЯДРЕНОЙ ИЛИ ЯДЕРНОЙ (книга весны и осени) ЭДГАР ПОПОВ. "НЕСТИХИ или ЗАПАСНЫЕ МЫСЛИ" ![]() Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» В Москве состоялся Рождественский фестиваль литературы и искусств "Живые души" C Рождеством Христовым! Встречаем фестиваль "Живые души"! Рождественский фестиваль литературы и искусств "Живые души" КОНКУРС ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА "ЖИВЫЕ ДУШИ" ![]() "КОНЁК" И НЕ ТОЛЬКО (ПЁТР ЕРШОВ)... "ГОРЬКИЙ" УМ ГОРЬКОГО (К 150-летию со дня рождения писателя) ПОЭТЫ-МЫСЛИТЕЛИ: ЕВГЕНИЙ БОРАТЫНСКИЙ ШОЛОХОВ: СУДЬБА ПИСАТЕЛЯ И СУДЬБА РОМАНА «Евгения Гранде» Бальзака-Достоевского ![]() Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 «Мы ответственны сами за свою судьбу». Интервью с Юрием Арабовым ![]() Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) ВЛАДИСЛАВ КУРАШ. СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ ![]() Олег Ефимов. Памяти Сергея Николаевича Есина Сергей Федякин. "Вышедший из крестьянского космоса" (о Василии Белове) «Книгоморье»: Донецк-2016. (Вспоминают: Наталья Баева, Ингвар Коротков, Илья Ильин) "Дороже жизни - Родина" (к 75-летию подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия") СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "К ДЕВЯТОМУ ДНЮ" (памяти писателя Олега Стрижака) ![]() |