Просмотров: 0
28 января 2021 года
Теологические жилы в поэзии И. Бродского проступают подспудно, иногда намёками, приводящими к вопросам, ответы на которые будут условны: что может весить, уменьшенный раз в десять один из дней? И – очевидно, что измерительная шкала здесь столь же невозможна, как чёткое определение времени вообще; иногда богословская волна явствует из наименования стихотворения: как, например: «Разговор с небожителем» – где всё рвётся, дребезжит, взмывает и летит в проран с той напряжённостью, какая подразумевает очень личностный аспект богословия…
Иногда от бытового уровня, как в стихотворении «В Рождество все немного волхвы…» текст взлетает до осмысления пространственно-временных координат:
Но, когда на дверном сквозняке из тумана ночного густого возникает фигура в платке, и Младенца, и Духа Святого ощущаешь в себе без стыда; смотришь в небо и видишь – звезда.
Отчётливость ощущения звезды, дающей возможность своим психическим составом прикоснуться к сущности Младенца и Духа Святого, вероятно, даётся не многим, и, сложно сказать, входил ли Бродский в число подобных людей, или, будучи великолепным мастером словесной игры, виртуозно использовал смыслы – но декларированное в стихах ощущение свидетельствует о сверхнапряжённой внутренней работе поэта, когда труды души множатся на усилия разума, давая интереснейший результат.
Едва ли богословие можно рассматривать, как науку – в конце концов, аксиомы, теоремы, константы, доказательства, да и гипотезы в нём невозможны, и едва ли слишком изощрённые старые трактаты могут многое открыть современному человеку; но богословие подарило миру себя, как своеобычный литературный жанр: перенасыщенный порою и золотом подлинной поэзии, и богатством смысловых оттенков; и стихи Бродского – и на рождественские темы, и вне их: многие стихи – столь интересно пронизаны лучами богословской реальности, что подъём сознания к высотам читателю обеспечен.
А не это ли главное в поэзии?
…тихо звучит «Колыбельная»:
Родила тебя в пустыне
я не зря.
Потому что нет в помине
в ней царя.
С тою нежностью, как могла бы петь просто Мать, а не Богородица…
И полные скорби созвучия:
Мать говорит Христу: - Ты мой сын или мой Бог? Ты прибит к кресту. Как я пойду домой?
Наполнены сомнениями матери в той же мере, в какой её саму прожигает боль за сына…
Есть нечто арианское в трактовке И. Бродским образа Христа: вероятно, он считал самого главного персонажа человеческой истории человеком, совершившим за краткую жизнь сложнейшую трансформу своей души: доказавшим своё сыновство Богу и
указавшим путь грядущему человечеству.
Которым оно, увы, двигаться не смогло.
No template variable for tags was declared.
|