Просмотров: 0
09 декабря 2020 года
* * *
Столпом огня бьющее во все века «Житие протопопа Аввакума; жизнь в недрах пламенеющего огнём столпа веры; жизнь, переложенная древними словесами: яро, мощно…
Так ли надо отстаивать веру, подразумевающую любовь, кротость, тишину?
Именно так – как действие и железную жажду правды понимал веру Аввакум: сметать ереси, не попускать криводушным, нести правду, как факел.
Пусть этот факел сожжёт тебя…
Тяготы жизни, выпавшие на путь Аввакума, современный человек и не представит. Как не поймёт и пафос огненных проповедей…
Ему приписывают 43 сочинения; любимая его область богословия - нравственно-аскетическая…
Мог ли заблуждаться, опровергая Никона, ставя тому в вину «связь с латинской блудней», то есть католичеством?
Но и заблуждения истекали из сердца Аввакума раскалёнными языками огня, и они обретали высокую форму; и литература подспудно прорастала из дремучих и могучих словес, готовя себе будущие, могущественные дороги.
…закипит Байкал, богатейший рыбой: в описаниях Аввакума, яростных и нежных…
И словно вершится вновь и вновь давно завершённая дорога: вершится в недрах книги, сияющей сквозь панцири веков…
* * *
Вера Аввакума больше двуперстного крещенья и распрей о нём: она вогнана буквально физически в плоть и рёбра, она гнездится в самом сердце его сердца: в таинственной, почти неизвестной человеку глубине.
Огненные свитки его Жития полыхают по сей день: столь талантливо и ярко собраны в них каменья слов.
Но – договор между Богом и человеком для Аввакума не камень твёрдый, не крест, означенный в облаках, а скорее цветы: пусть и смерти.
Ярость и нежность рвутся со страниц, скоробленных от горя и страданий, прошитых золотыми молниями радостей...
Неистово обрушивается на "римскую блудню" мятежный протопоп – так Лютер ругал врагов не иначе, как "ослиное дерьмо"...
А как поёт Байкал древлерусский страдалец-скиталец! Как сочно и смачно перечисляет рыб и птиц, обитающих в/и вокруг великого озера-моря; как сладко-молочен язык, кисельные берега...
Всё живое чутко воспринимаемо им, и непроизвольно приходит на ум выражение человека совершенно другого культурного пласта и инакого времени – Альберта Швейцера: «Благоговение перед всем живым».
Но самым живым была для протопопа вера: то, что не понятно современному человеку, не способному к таковому пламени...
И пламя закрутило тяжёлую плоть Аввакума, охватило тело, надоевшее ему, и дух его рвался выше дыма; и оставались гореть, пламенеть, кружиться великолепные слова выдающегося Жития.
Памятник протопопу Аввакуму в с.Григорово
No template variable for tags was declared.
|