СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 0
02 декабря 2017 года
Дядя
Скажи-ка, дядя самых честных правил — ты за моей спиной стоял вторым и, шаря в кошельке, вопрос поставил: не дорого ли, мол, мы взяли Крым? «Не по зубам клубника и черешня. Смотреть Бахчисарай-сарай-фонтан? Ну съездить отдохнуть — оно, конечно, но так себе. Куда ему до Канн...» Нет, я вчера себя вела не грубо и ни за что сегодня не виню. Не оставлять же за спиною трупы, пускай и пересчитывают зубы отчизне, как дарёному коню? Чтоб избежать желудочных вопросов, мы, так сказать, уроки повторим. Поведай дяде, Константин Философ, как в Сирию ходил ты через Крым. Азы забылись? Не молчи, Владимир, уже не до молчанья, вот те крест: напомни-ка наследникам, во имя чего ты брал за Анну Херсонес? Туманный колокол, промолви слово как отголосок замысла Петрова: зачем из пушек взятого Азова тебя отлили, чтоб поставить здесь? Суворову, Берсеневу, Мекензи, что основали город мой и флот, была бы непонятна суть претензий того, кто так вопросы задаёт. Прости, Казарский, их, прости, «Меркурий», потомков, отрицающих родство, слепых и ненасытных голотурий, урчащее утробой меньшинство. Не слушай, Пирогов или Тотлебен: у вас бомбят, опять идут на штурм, а в нашем веке подымают шум, что держатся лишь на воде и хлебе. Ахматова, скажи, ответь, Папанин, родные ваши в Крымскую войну дрались за деньги или за страну? За то, чтоб Крым и впредь остался с нами? Мне у родных и спрашивать неловко, но если уж начистоту и в лоб: скажи, мой дед Иван из Григоровки, зачем в двадцатом брал ты Перекоп? Здесь на Сапун-горе у обелиска не вздумайте у Вечного огня считать потери: не они — и близко сегодня в мире не было б меня. За всех бойцов, за партизан, десанты, что в ледяной воде на гибель шли, ответь-ка, дядя с кошельком — а сам ты что смог отдать бы для своей земли? За возвращенье к прежней общей жизни, за кровь, что в нас, пульсируя, течёт, за честь, за верность, за любовь к отчизне, За «Кузнецова» и за Апакидзе — да как вы смели предъявлять нам счёт? В ответе не за страх, а лишь за совесть не взяли, нет — мы возвратили Крым. Он вам не по зубам. Но вы готовьтесь: мы в зубы за подобные вопросы дадим — и если надо, повторим.
Блиндаж
Да что же это, люди, как же так? Три русских школьника приходят в бундестаг и говорят про страшную войну. И в ней, войне, винят свою страну.
Вчера не праздник был и не парад, а перелом, начало поворота: и в контрнаступленье Сталинград рванул орудиями, чтоб поднять пехоту.
Об этом телевизор ни гу-гу, как будто мы тогда сдались врагу. И “Сталинград” никак не выговорит власть — как будто мы теперь готовы пасть.
Зато про бундестаг — ажиотаж, про бредни о солдатах не спасённых. …А в Севастополе вчера нашли блиндаж времён второй геройской обороны. Бульдозер вскрыл: тут обновляли парк, заложенный вокруг мемориала. А в нём, внутри, всё сохранилось так, как было после месяцев атак, когда рвалось, пылало и стреляло.
Своих детей, которые войну хотят понять, сюда приводят люди. Своих артиллеристов помянуть и рассказать про залпы их орудий по немцам, приходившим убивать, про выдержку и доблесть, чувство долга бойцов, ещё не знавших — отступать придётся нам, держа за пядью пядь, покуда в спины не задышит Волга.
Ещё вдали не разглядеть рейхстаг. Ещё не скоро там взовьётся флаг. И Паулюс пока что не зашёл в его неназываемый котёл. Блиндаж на склоне как разверстый рот, как замерший во времени приказ. И в нём навечно сорок первый год, и каждый год, когда стреляют в нас.
А школьники вернутся в Уренгой. Нет, их не проклянут и не осудят. Не скажут каждому: отныне ты — изгой, в музеи, к памятникам — больше ни ногой, в глаза смотреть не смей приличным людям.
Но ведь они втроём не с потолка свалились на потребу бундестагу. Так чья руководящая рука им выправляла на проезд бумагу?
Кто наставлял и кто слова вставлял, чтоб их произносили, выступая? Как незаметно подошли мы к краю: Великая О-те-чес-твен-на-я убита насмерть. Есть Вторая Мировая.
В лесах, полях, болотах, блиндажах лежат не найденные до сих пор, лежат. Теперь, выходит, им лежать во лжи? Бульдозеры ломают блиндажи, и на горячий, на ревущий свет выходят все, кого на свете нет, поскольку были произнесены слова, что враг их и не думал убивать.
Встаёт контуженный и насмерть обожжён, встаёт расстрелянный, заколотый ножом, и кто с ранениями, кто без рук, без ног — хрипят: ты не на тех напал, сынок! И горек их вопрос, и страшен глас: ты сожалеешь об убивших нас? Мы не за то, сопляк, отдали жизни, чтобы за наших правнуков взялась вся кодла, что тоскует о нацизме, о свастике, эсэсовском кресте скулит, сапог вылизывая панский, и так же брешет яростно о тех, кто убивал в Донецке и Луганске.
Когда они придут, ты так же сдашь и Сталинград, и Крым, и тот блиндаж?
Чувство дома
Когда на нас спускают всех собак, взыскуя покаяния и плача, и наизнанку, словно абырвалг, историю страны моей иначат, шельмуют нас с оттягом и с посолом, я думаю о маме и отце: станочный папин вспоминаю цех и мамины призаводские школы.
Они детьми увидели войну: бомбёжки, холод, голод, страх. И фрицы. Они ту пору до сих пор клянут, какое там — простить и примириться… И мама помнит бабушку в слезах, когда вернулся дед-связист из Праги со старшим сыном. Папа помнит, как другую бабушку спасли в крутом овраге, когда вели в германский эшелон, как дом горел, как выжгли всю деревню. Их призывают немцам бить поклон? Страна моя, откуда эти бредни?
Бить будут нас! Да, будут. В гриву, в хвост. Смотри на них. Вот Виктор, вот Мария. Война их наградила в полный рост: ему — туберкулёз, ей — малярия, но радовались солнечной поре, когда страну отвоевали деды. Отец студентом на Сапун-горе встречал десятилетие Победы. В вечерней школе мама аттестат парням из заводских цехов вручала. Букет на выпускной великоват — не обхватить и в две руки. Начало семейной жизни согревало их: пусть общежитие, построят дом — и двушка. Всего-то скарба было на двоих: два чемодана, чайник и подушка. Живи, работай! Что за времена: растить детей и персики для внучки, идти домой не с пузырём вина, а с новой книгой каждую получку.
И не его, и не её вина, что в одночасье рухнула страна, когда не о труде, а о деньгах людей вокруг призвали думать резко, и сразу стал первейший олигарх последний из директоров советских.
Давно не слышно заводских гудков, и корабельный винт не пенит воду, и лишь тяжёлый мат крановщиков витает над разграбленным заводом. Наследье разом обратилось в прах, тут выжить бы, да как? Да хоть убейся. Коллеги умирали в отпусках бессрочных — лишь бы капал стаж для пенсий. А тот, кто выжил, молча в трюмы лез, жёг лёгкие волокнами асбеста на сухогрузах греческих: в ЕС таким судам не находилось места. Их тени всё стоят у проходной. Родители мои пока со мной.
Не дай Господь мне снова испытать те дни, когда очнёшься вдруг со стоном: в чужой стране твои отец и мать, и родина отрублена кордоном.
Я содрогаюсь, думая о маме: ей правда повезло с учениками: они её медсёстры и врачи — все те, кому теперь её лечить, но ни кровинки на её лице. Я беспокоюсь о своём отце: о каждом миокардовом рубце за каждый с мясом вырванный станок, за каждый цех, причал, за каждый док. Когда на части разрывают псы, страна моя — и на тебе рубцы.
Когда мои пошли голосовать на референдум вежливого марта, отец отрезал: нет пути обратно. Да хоть солому есть, сказала мать. Мне кажется, ты всё ещё больна, очнувшись ото сна, моя страна. А вдруг наш дух пока ещё не смог воспрянуть после стольких испытаний? Так сублейкоз съедает костный мозг фиброзной, ни на что не годной тканью, и организм убьёт любой пустяк. А тут ещё и спляшут на костях.
Нам никогда спокойно не дадут мечтать о мире, где в почёте труд, растить сады, чтоб по весне цвели, учить детей и строить корабли. Наш дом и так был взорван и расколот. Нас будут бить наотмашь и под дых, нас будут бить за парус и за штык, за якорь и за крест, за серп и молот.
Мы застим небо, как ни назови страну, простёртую на пару континентов. Мы столько раз всходили на крови. Мы знаем боль последнего момента, когда, казалось, вдребезги и вдрызг, и сразу пот и слёзы, дым и порох. Нас будут бить в любой удобный миг: как бьют в Донбассе, бьют — в домах и школах.
За дедов, за отцов и матерей, за всё, что есть, за раны и мозоли, нас бьют за веком век — пойми скорей: нас будут бить, пока мы им позволим. Нас будут бить по самому больному, и нам нельзя утратить чувство дома.
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |