Заказать третий номер








Просмотров: 1540
14 января 2015 года

***

Аня, вот подсвечник, мне не жалко.

Воск горячий, воздух обожжён.

Я – за маслом, детским одеялком…

Ты – среди разумных жён.

Аня, Мой Жених придёт и спросит:

«Чей подсвечник?»

Покажи ему

пальцы – от свечей в кровавой оспе,

волосы – в свечном дыму.

Ты одна Его ждала бессрочно,

сторожила Свет…

А мне опять –

отливать подсвечник, шляться ночью,

и младенца ждать.

 

***

Каторжанка, гостья, не навреди,

Простота – не кража.

У меня по младенцу у каждой груди –

И во чреве даже.

Подави рефлексы, не возжелай

Ни перины моей, ни сорочки.

За тобой по следу – собачий лай.

Не кради ни строчки.

У меня по рыбе на каждый перст,

И по хлебной дольке.

У меня на каждом окошке крест,

Постучись – и только.

Говоришь: дорогу оторвала

От подошв гноящих.

Говоришь: «Просящим ты подала,

А подай – молчащим…»

 

***

Чур, нечистая, чур, бесстыжая,

Узы сестринства – не узда.

Кровь отстирана, и вода –

Повивальная – стала рыжая.

Возгордилась конём и всадником

И тщеславилась мышцей слов.

Жатва ближнего – не улов.

Но придёт к своим виноградникам

Господин и воспросит:

- Где?

Я земли вам нарезал поровну.

У одной – берега в воде,

У другой – в виноградарях вороны.

Голос мытаря – задарма

Получившие – обезличили.

На двоих вам одна чума –

Черноречие, безъязычие.

 

***

Ане Г.

1.

Купол, маятник и звон тысячепудовый.

На земле такой закон: Житие – не Слово.

Монастырь – как будто клеть для опалы царской.

На земле и мне гореть самой стыдной краской.

Маковки – щитом к щиту, как грибы на брезах

родословных. На свету – в ризах и в порезах.

Всюду рюрикову нить продевают в колья.

И кипит в котлах финифть – прижигать неволю.

Раки, лики оживить, потревожить раны.

Аня, городищу быть – трижды под курганом.

2.

Городищу под курганом, нам – под гребнем.

Будет имя – на свету, а свет – под щебнем

пробиваться сквозь копыта, сквозь колёса.

Будет время – на крови, а кровь – под сносом.

 

***

Тучное небо над старым железным вокзалом.

Локомотивы – как будто двуглавые птицы.

Дизельным маслом натёрты полозья и спицы –

Легче скользится из кузни в литейную залу.

Птицы в ремонте. Их перья – в почистке, в починке.

Ставят колёса, меняют цилиндры, каретки.

Есть, говорят, к океанам железные ветки.

Значит, пора снаряжаться по южным тропинкам.

Значит, не время сидеть у окна над котельной:

Семь стеллажей и сливовое дерево в кадке.

Стулья без спинок – они не боятся усадки.

Есть, говорят, к океанам фургон карусельный.

Есть, говорят, к океанам канатные рельсы.

Кран мостовой не под крышей скользит, а под тучей.

Есть, говорят, магистрали – железней и круче,

Там, где беззвучно стучат перелётные рейсы.

 

 

***

Кончено? Да. Sapienti – расслабимся! – sat.

Скорая помощь везёт из лазури в больницу.

Трудно дышать? Вентиляция лёгких, виват!

В реанимацию! Как я могла провиниться?

Рявкнет сирена, как злой аризонский койот,

Дух нашатырный, а в окнах – последние кадры.

Было – зачеркнуто – не было. Наоборот –

Было и будет. Моя боевая эскадра

Всё-таки бьётся – в грудную тревожную кость,

В каждом ребре оживляя адамовы узы.

Выдох как вызов. И стенокардический гвоздь

Снова вонзается и закрепляет союзы

С жабой грудной. А в окне – вулканический рай,

Пепел короны сжигает картонные сабли.

Не прикасаясь – коснись! Не играя – играй!

Дух нашатырный.  И калий прокапан до капли.

Взвизгнут мигалки, а в блэкберри – красный маяк.

«Где ты?» – в письме. В лазарете. Теперь в лазарете.

Всё образуется, все образумятся – так,

Пепел взметая, свистит вулканический ветер...

 

***

Агарь твоя, огарок летописный.

Дам имя и явление народу.

Мой Иордан не делится, как воды

Не делятся единственной реки,

Где рыба-кит могла бы есть с руки,

Но нерест шёл в неродословных руслах.

Плыву, и волны вздрагивают в гуслях –

Все берега наследует Агарь.

 

 

***

Бумажному фонарику – медный колокол.

Скажи, что ты соскучился. Судьба ведёт.

Протянуто время в двенадцать иголок, но

Мне нечувствительно.  Дёгтю – мёд.

Но мне нечувствительны долгие проводы,

Незваные песни и рваные дни.

Раскуйся, железо, целовано – ковано,

Я знаю и верю – мы были одни

На задних рядах непроснувшихся улочек.

Всходящему солнцу  – бумажный дракон.

Звенящей реке  –  трепыхание удочек,

Дразнящие родинки рыбьих корон.

Дай мне почитать тебя – книгой не свёрстанной

На утренних полках ищу наугад.

И вижу – вулканы горячего острова,

Драконий хребет и дорогу назад.

И пойманных бабочек – трогают пальчики

Смущенные крылья в дождливом лотке.

Бумажным царевнам – бумажные мальчики.

И мы – налегке.                                                   

                                                                                             

***                                                                                                      

Из далёкого далека – девять тысяч миль –

В скороходных сандалиях по ветру: курс на Оз.

Всем моим летучим коврам и голландцам пожелай под киль

Высоты такой, чтоб не сесть на мель, и подуй всерьёз

На горячую кровь и в парус над скорлупой,

Да на чашку чая, с которой идёт отсчёт.

Не теряй меня – я плыву голубой тропой,

Да по краю блюдца… Ты в парус подуй ещё.

 

 

 


 
No template variable for tags was declared.
Галина Мальцева-Маркус

Москва
Комментарий
Дата : Чт января 15, 2015, 12:49:14

какое сильное впечатление от стихов. Их надо перечитывать несколько раз, вникать в смыслы, думать. И какие средства выражения - не каждый художник может похвастаться.
Для меня вот это "выстрелило" особенно:

Говоришь: дорогу оторвала
От подошв гноящих.
Говоришь: «Просящим ты подала,
А подай – молчащим…»
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Пт января 23, 2015, 23:29:47

Что-то цветаевское в этих стихах. Ритм, постоянный диалог с древностью, летописными героями - с ними, как будто по камертону, сверяет свой внутренний мир лирическая героиня. В стихи Наташи нужно вживаться, тогда раскрываются всё новые и новые оттенки смыслов. В них нужно пожить - и они воздадут сторицей за внимание и уважение. Мое любимое в этой подборке - "Агарь твоя, огарок летописный", от начала до конца все слова на месте, его можно на скале высечь - ничего лишнего...
Насколько я поняла, посвящения "Ане" и "Ане Г." - это разным Аням? Иначе по сюжету идет несоответствие. И думаешь - как же это понять?
Теперь о нюансах. "Подави рефлексы, не возжелай". Стилистически получилось забавно, и это сразу снижает весь пафос стихотворения. ...И всё-таки - не пишут так в стихах - "подави рефлексы". Еще и рядом с возвышенным устаревшим "не возжелай". Тем более, что речь идет не о рефлексах, а тогда уже об инстинктах, что совсем не одно и то же. Инстинкты не подавляют, а преодолевают или сдерживают. Ну, а рефлекс - тем более нельзя подавить, т.к. это непроизвольная реакция живого организма на раздражитель, всего-навсего. Вообще, мне кажется, что в первых трех стихотворениях эмоционально что-то пережато. Противопоставление "у меня - у тебя", повелительное наклонение ("не навреди", "подави", "не возжелай", "не укради")... Сами по себе эти формулы довольно избиты, к тому же исполнение грубовато.
В целом, библейский размах ("дам имя и явление народу", "рюрикова нить", "раки, лики" и т.д.) не очень органично сплавляется с "бумажными царевнами" - "бумажными мальчиками". Пока что много наносного, сказанного словами, но не прочувствованного изнутри. Как будто словами автор нащупывает свой подлинный путь, но при этом не может устоять перед соблазном примерить всё, что попадается под руку - доспехи амазонки, кружавчики "бумажной царевны", "младенцев" (это ужасно, но мне не поверилось в искренность этих стихов). Много костюмов и реквизита. Поэтому самые лучшие, на мой взгляд, стихи - это те, где артист полностью перевоплощается в героя. Это - "Агарь" и "Локомотивы". Ну, что ж, всё равно каждая подборка Наташи - это какие-то открытия, новые миры, иногда убедительные, иногда нет. Будем ждать новых стихов с нетерпением.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте