СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 0
18 июля 2017 года
Анна Долгарева приняла участие в поэтическом спектакле по книгам Захара Прилепина
В День семьи, любви и верности, 8 июля, в подмосковной усадьбе Захарово прошел фестиваль "Традиция". Организованный писателем Захаром Прилепиным и режиссером и продюсером, создателем конкурса "Золотая маска" Эдуардом Бояковым, он объединил на нескольких площадках удивительных людей - джазмена Сергея Летова, писателя и историка Алексея Варламова, священника и поэта протоиерея Артемия Владимирова и многих других. В числе участников фестиваля была и девушка, ставшая настоящим голосом воюющего Донбасса - поэтесса, чьи слова бьют без промаха, Анна Долгарева. Дождь зарядил с самого утра, и как-то сразу стало понятно: это надолго. Но холод и сырость ни гостей фестиваля, ни его участников не останавливали. - Разбирайте дождевики, пожалуйста! - девушка около входа раздает розовые полиэтиленовые плащи - яркие пятна в окружающей серости. Полчаса до полудня. Мы с Анной Долгаревой обходим парк, чтобы понять, где расположены площадки, внимательно изучаем программку и договариваемся, куда мы пойдем. Читать стихи Аня будет только в семь вечера. Выбор велик. За этот день мы внимательным образом прослушали не только рассказ о взаимоотношениях Ленина, Крупской и Сталина, но и лекцию Алексея Варламова о взаимоотношениях двух «заклятых друзей» - Ивана Бунина и Алексея Толстого, беседу о Сергее Курехине и много чего еще. Мозгу было чем заняться. Впрочем, день начался с одной из главных встреч фестиваля. На импровизированную сцену, которой послужило крыльцо усадебного дома, вышел Захар Прилепин, чтобы рассказать, как Донецк способен изменить сам взгляд человека на сегодняшний мир. Он признался честно: никакой протокольной речи не готовил, никаких тезисов и заявлений не будет. Будут ответы на вопросы. В конце концов, встреча - это формат диалога писателя и публики. И первые вопросы, конечно же, были о Донбассе. - Люди, посещающие Донецк, слышат канонаду с окраин города, но в центр, благо, ничего не прилетает уже около двух лет, - рассказывал писатель и советник главы Донецкой Народной Республики. - И огромное количество людей, вернувшихся в город, не видели войны. При этом, Донецк - фронтовой город, а для людей, живущих на территории за его спиной, война просто закончилась. Там идет мирная жизнь. Но там, где передавая проходит через населенные пункты, ситуация тяжелая. В Авдеевке и подобных поселениях, по словам писателя, люди гибнут почти каждую неделю. - Донецк - это прекрасный, цветущий город, - говорил Прилепин. - И я всех готов пригласить туда, чтобы вы своими глазами увидели, как люди справляются с критической ситуацией, не впадая в уныние. Вот только выходит так, что литературе в буднях замкомбата Прилепина места не осталось. По собственному признанию, сегодня силы есть лишь на публицистику. - Я периодически пишу некоторое количество колонок, чтобы заработать некоторое количество денег, - честно признался Захар. - Но это делается иногда просто через себя. А писать книжки в моей нынешней ситуации просто невозможно. Это то же самое, что одновременно проживать две разных жизни. Там так нельзя. В какой-то момент я понял, что нужно какой-то рубильник у себя в голове вырубить, потому что я не могу оставаться писателем и мыслить свою жизнь так, как я делал это раньше. Нужно переходить в новую, сегодняшнюю реальность и там оставаться. Всё. И все же в рамках фестиваля Захар Прилепин презентовал свою книгу "Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы". В ней представлены 11 биографий "людей золотого века, для которых защита России была долгом" от Державина и Дениса Давыдова до Чаадаева и Пушкина. А самое яркое и запоминающееся событие всего дня ожидало гостей фестиваля уже поздним вечером. Набросок поэтического спектакля "Лира храбрых" по книгам Захара Прилепина в постановке Эдуарда Боякова был достоин того, чтобы его дождаться... За пару часов до начала в маленькой мансарде усадебного дома читала стихи Аня Долгарева, настоящий поэт военного времени. Ее часовой концерт стал разминкой перед спектаклем, в котором она стала одной из центральных фигур. И к этому, по-настоящему пропахшему порохом слову, равнодушных не было. Сама Аня уже в конце чтений призналась: так продолжаться долго не может. - Поймите меня правильно, - говорила рыжая девушка со звонким голосом и пронзительными стихами, - заканчиваюсь, выгораю. Сегодня я военкор, который практически каждый день стоит на передовой, видит своими глазами все происходящее, впитывает и справляется с этим. Это дается очень непросто мне как человеку, как женщине. Необходим хотя бы небольшой перерыв, чтобы восстановиться и вернуться на Донбасс. Анна Долгарева - не только прекрасный поэт и журналист, но и верная боевая подруга, жена военнослужащего Донецкой Народной республики. Пока не закончится его контракт, она не покинет город ради собственного отпуска. А война продолжается... И каждый день снова передовая, стрельба, пострадавшие и погибшие, неизменная вера в то, что рано или поздно кошмар закончится и тексты, новые тексты о людях, по жизни которых кирзовым сапогом протопталась война. Начинается спектакль. Эдуард Бояков рассказывает замерзшим и изрядно промокшим зрителям про, казалось бы, главного персонажа всей постановки - Фому Неверующего, отрицающего любую возможность связать воедино фронт и лирику. На сцене появляется актриса театра и кино Анна Большова и читает стихи Дениса Давыдова... Следом за ней перед зрителями снова появляется Захар Прилепин. И вот она, девушка-военкор, когда-то приехавшая в Донецк с единственной целью - погибнуть, но не напрасно. Я смотрю, как капли дождя сверкают в лучах проекторов, слушаю слова, доносящиеся из динамиков, и звенящую тишину вокруг. Публика замерла на узких скамейках лужайки, когда-то названной Поповым лугом, а сегодня служащей зрительным залом. Люди обратились в слух. И иначе просто не может быть, ведь если не услышать реальность происходящего там, на западных рубежах русской культуры, то когда эта возможность представится вновь? Перед глазами оживали и тот самый водопроводчик Серега, стоящий вот так запросто перед Господом и говорящий: "Господи, у тебя тут течет, кровавый дождь отсюда течет, давай попробую починить". И сидят перед глазами, как будто реальные - руку протяни, - ребята из ополчения, точно знающие, что в гильзу от гранатомета помещается ровнехонько 20 грамм. И многие из тех, кто стал частью этой "самой что ни на есть правдивой правды", проходят перед твоими глазами, пока стены старой усадьбы Захарова расцветают от (благо, ненастоящего!) спроецированного пламени, а в сопровождение каждому слову издалека слышатся аккорды патриархов русского рока, группы "Калинов мост". - У вас удивительные стихи, - скажет актриса Анна Большова Анне Долгаревой уже после аплодисментов и криков "Браво!" - Они проникают в самую суть и держат. Какая радость, что мы с вами познакомились. Спасибо вам... Огромное. И станет ясно, что черт с ним, с дождем, который так за весь день и не закончился, Наплевать на ноющие ноги, на которых пришлось и гостям, и участникам провести весь день. Потому что организаторы не догадались натянуть тент хотя бы над парой лавочек в парке, чтобы они остались сухими. Не имеет значение холод, сырость и шум. Важно только одно: фестиваль "Традиция" состоялся, потому что здесь были те, кто не боится и не стесняется говорить с миром о том, что происходит, и так, как считает нужным. И здесь же были три тысячи человек, для которых очередная погодная аномалия не стала серьезной причиной остаться дома. Люди приезжали сюда семьями, брали с собой детей, потому что хотели услышать, понять, а потом и объяснить своим сыновьям и дочерям нечто бесконечно важное - ценность мира, любви, семьи и жизни. И снова появится надежда на то, что больше никому в голову не придет направить на другого оружие. И не имеет значение, насколько зыбка и хрупка эта вера.
Анна Поваго (Москва), специально для "Артбухты" |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |