СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1299
11 сентября 2015 года
***
Город мой. Тот, где с детства отсутствует море, и повсюду степь – невозможно рыжая с янтарём, словно вечный рассвет, как картинка на мониторе, словно юность отца, упакованная в альбом.
Не сдержаться, когда прикасаешься к камню, когда трогаешь тёмную землю, что на крови. Если ты здесь родился, то родился ты неслучайно в чёрнокаменном городе, что стоит на краю земли.
И до взморья отсюда добраться две сотни гривен по наезженной трассе, не так ли, – знакомая блажь? Но ведь ты здесь родился, а, значит, не будь наивен, эта степь – твоё личное море, твой дикий пляж.
Под обветренной кожей, под веками, в подреберье море плещется, как живое, – искрит янтарь. Это море – твоя свобода, твой дом, твой берег, оберег твой, твоя история и печаль.
Знаешь, Господи, это счастье, что так привычно из окна наблюдать, как морем вскипает степь, и плывут облака – вон одно, словно ключ скрипичный, и так хочется каждое облако рассмотреть…
Каждый камень под ярким солнцем играет светом, преломляет луч, так хлеб преломляешь ты с самым близким, твоим, проверенным человеком, с тем, кто знает тебя до точек и запятых…
С тем, кто тоже почувствовал море однажды кожей, на безморье иные смыслы, иные ветры, иное дно. Город мой. Будь. Пожалуйста. Осторожен. Мой степной чёрнокаменный Город До.
***
Приготовь себя ветру, подставь ему свой хребет, в глубине городской геометрии жизни нет, только камень, глазищи зданий, кресты-кресты. Ветер немощен и бездыханен внутри толпы. Он не чует в границах города своих крыл, его город в сквозняк и шорохи превратил – вдоль заборов и тротуаров мести листву. Никакого таинства и причастности к волшебству. Приготовь себя ветру, представь, что ты ветряной, погрузись в него деревянной своей головой, словно в омут или в какой-то иной сосуд. И надейся, всем сердцем надейся, что не спасут. Говори с ним о тропах, хотя их для ветра нет, он свидетель потопа и фразы: «Да будет свет!» Говори с ним, но больше, чем слово, используй слух, этот ветер, в известной степени, – свя́тый дух. Он тебя приподнимет над стадом и большинством, но ты снова, как в детстве, прячешься под столом и боишься того, кто воет в печной трубе. Мой хороший, не бойся, воют не по тебе.
ШКОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ
Как ты провёл это странное лето в городе, где мост через реку вставал на дыбы от ужаса, где всякое слово тонуло в железном грохоте, где мальчики носят теперь на плече оружие? Как ты провёл его, письма писал мне светлые, нежные письма о лете, которого не было? Лето теперь навсегда под твоими веками – лето, в котором всё было так горько-зелено. Как ты провёл это лето под терриконами, хмуро глядящими прямо в глаза грядущему? Я-то его разменяла на поезда с перронами, я его где-то оставила под подушкою, чтобы не помнить о лете, в котором сызнова жить приходилось учиться и осторожничать. Как ты провёл его? Лето, что не пролистано, лето, что до сих пор обжигает кожу нам. Не отвечай, я знаю, как ты ответишь мне, лето иссякнет с последним глоточком воздуха. Станет когда-нибудь памятью, вещью, ветошью, спиною моею болезненно сколиозною, символом грозного времени, сном полуночным, жутким кошмаром, вскриком и всхлипом детским. Как ты провел его? Лето на нашей улице, страшное лето, случившееся с Донецком.
ГОРОД ПОСЛЕ
Приходить к нему, как к источнику света, тепла и счастья, говорить с ним или молчать о насущном хлебе. Знаешь, сколько скорби в его горячем: «Не возвращайся!» Мы с ним встретились спустя лето, и было небо самым синим морем, а горы в зернистой дымке отливали сталью, проржавленной и щербатой. И глаза слезились, будто бы в них соринки. И был ветер, а не какой-то там вентилятор. И был день, не похожий на те, что раньше отравляли мозг чередой незнакомых улиц. Я не знаю, что будет дальше, мой милый мальчик, но бесспорно мы будем счастливы, раз вернулись. И никто уже не отнимет у нас наш город, утопающий в сумерках, словно сентябрь в пряже, когда ты ощущаешь каждой дырявой порой, как железный воздух внутри пейзажа превращается в нежность родных объятий. Мой любимый запах – листва и осень, когда время, самый строгий повествователь, ошибается в числах. И Город После так похож на тот, что был До разлуки. Мы вернулись, и воздух полон ещё амброзией. И ты снова обожаемо близорукий. И я снова тебе читаю всю ночь Иосифа.
***
Вот он, народ простой, – валовой вол власти, мир этот ощущающий на контрасте. отправив сражаться в город горячих домен. лицо его вряд ли вспомнят потом в столице. Тысячи лиц сливаются в образ Бога. нет, в каждом первом. И нет никому прощенья, знаешь, мы в этой цепи, как немые звенья, скитаемся молча, ночами от страха плачем, в каждом из нас умирает в мученьях мальчик, с которого Отче страшную взыщет плату
***
Когда ещё встретимся? Обними меня, хоть одной рукой. Помнишь, как пахло солнце тмином и молоком, помнишь, как мы сидели и придумывали, что за рекой, когда вырастем, непременно построим дом?
Вот мы и выросли, вытянулись во весь человечий рост, сколько пролито детских слёз было перед тем, как стало понятно, что мир не заканчивается на городе роз, впрочем, он не заканчивается и в других местах.
Но, только у самого края, где небо трогает террикон, где восходит солнце, похожее на пылающий шар, ты мог бы дышать спокойно, зная, что здесь твой дом, и не зацикливаться на взрослых пустых вещах.
И в слишком простом убранстве нахлынувшего мирка – детского и неопытного, как все несбывшиеся мечты, просвечивается, словно калька, тобою невыбранная река и дом, который всё же построили, но не мы.
***
Так вылущивают, словно скальпелем, пальцем бездну из себя по кусочку хлеба да по глотку воды. Мы когда-нибудь растворимся, но не исчезнем в общей массе слишком борзых и молодых. В перочинной тьме моя стая теряет крылья, обломав клыки, даже пастырь уйдёт в тираж. Моё слово – всего-то слово, но равносильно оно действию тех, кто ни разу не брал карандаш. Жить вперёд, не назад, не в сторону, не в полсилы, истоптать подошвы, говорить по-русски, писать стихи, искушаться той жизнью, что и праведных искусила, попадать то ли в сердце, то ли рукописью в архив. Я не знаю, какой тебе прок от моих заметок на полях безнадёжной и выстраданной войны. Через тысячу лет будет также луна монетой освещать нашу землю с божественной высоты. Нас запомнят, как сумасшедших, мы станем притчей, нет, не опытом, опыт – это с других высот. Через тысячу лет будет также эгоистично отвоёвывать власть у народа другой народ. Ничего не изменится, осень будет всегда промозглой, а ноябрь всегда опьянён пеленой дождя. И какой-нибудь мальчик, глядя на наши звёзды, непременно в них станет целиться из ружья. |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Mocква