СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 0
09 августа 2017 года
*** Над городами и селами пролетела благая весть: Этой ночью господень ангел спустился с небес, Осмотрелся и заявил: «Извините, люди, Никакого хитрого плана нет и не будет. Никого не накажут за недостаточность веры, Каждый сам себе после смерти отмерит меру. Так что ешьте, пейте, любите, творите добро и свет, никакого ада, помимо личного, вовсе нет». И слова его падали наземь багровыми листьями, И стояли люди с землистыми хмурыми лицами, Да с на лбу надувшимися крупными синими венами, И стоял этот ангел с крыльями дерзновенными, И отняли крылья его, и на землю их побросали, И топтали ногами в земле и сале, Заново из ничего себе ад создавали.
*** В город пришла война. В город ложатся мины. В городе разорвало водопровод, и течет вода мутным потоком длинным, и людская кровь, с ней смешиваясь, течет.
А Серега – не воин и не герой. Серега обычный парень. Просто делает свою работу, чинит водопровод. Под обстрелом, под жарким и душным паром. И вода, смешавшись с кровью, фонтаном бьет.
И, конечно, одна из мин становится для него последней. И Серега встает, отряхиваясь от крови, и идет, и сияние у него по следу, и от осколка дырочка у брови.
И Серега приходит в рай – а куда еще? Тень с земли силуэт у него чернит. И говорит он: «Господи, у тебя тут течет, кровавый дождь отсюда течет, давай попробую починить».
*** Восходила, сияла над ней звезда, подо льдом шумела живая вода, просыпались деревни и города, напоенные светом новой звезды. Сквозь закрытую дверь пробиралась стынь, по-над полом тихо ползла туда, где сидела она, на руках дитя обнимая. Снаружи мороз, свистя, запечатывал накрепко все пути, чтоб чужой человек не сумел прийти. На дверных петельках темнела ржа. И она сидела, Его держа, и она бы молила Его не расти, чтоб стирать пеленки, кормить из груди, оставаться не Богом – ее дитём, не ходить этим страшным терновым путём, оставаться маминым счастьем, днем абрикосово-жарким, чтоб был – человек, и никакой Голгофы вовек. Чтоб – как у всех, чтоб не знать никогда этих мук нелюдских, чтоб от горя не выть… Но уже восходила над ней звезда и уже торопились в дорогу волхвы. И уже всё пело про Рождество. Потому не просила она ничего, только всё целовала ладошки Его и пяточки круглые у Него.
*** новый удар приходит исподтишка, из тишины, и не становится сил. валишься на пол, горлом идет тоска, руки кусаешь, горлом сухим свистя: Господи, неужели я тебе не дитя? Господи, неужели Ты меня позабыл?
именно тот удар, после коего слез не остается, кашляешь насухую. Господи, я ж у тебя на ладонях рос, Господи, я же был не хуже других, что ж ты молотишь меня, превращая в жмых, в чистую скорбь, беззвучную и глухую?
мнилось, конечно: вовеки не отрекусь, буду надежней камня, прочнее стали, и донесу нелюдской, непомерный груз до Твоего сияющего престола не спотыкаясь, без жалобы и без стона.
просто все кости в теле разом устали.
вот и лежишь, распластанный, неживой, словно подстреленный, и не поднять лица. кашляешь: Боже, да есть ли выход иной, выход наружу, кроме как отреченье? вечно дышать вполвдоха – но облегченье адовой боли, ужаса без конца?
вот я лежу здесь, и все мне дышать трудней, разве не бросил меня Ты, осиротя? шестьмиллиардное из твоих детей, двадцатисемилетненькое дитя.
кровь человечья вязка, густа, солона, и бесконечно мягка человечья плоть. есть же какой-то предел, глухая стена, есть же предел, которого не побороть?
нет. вот ты лежишь – и горит на востоке свет, и начинает живой накрапывать дождь. вот ты встаешь – и это и есть ответ, и через мрак и свою нелюдскую муку чувствуешь на затылке Отцову руку, крепче к ней прижимаешься и растёшь.
ПРО СТЕНЬКУ (также и Алену Арзамасскую) Из землицы русской, из камня, из приречного тростника Поднимается Стенька Разин, и отрубленная рука вырастает из тела белого, пока Стенька идет к Кремлю. «Ай да здравствуй ты Русь моя, да который век я люблю твое небо, как Волга, глубокое, твои реки да терема, ах ты шлюха моя заветная, подставляй объятья сама». И Алена в одежде монашеской из-под пепла за ним встаёт. У Алены через плечо приручённый гранатомёт, трижды битая, трижды клятая и сожженная наконец, она крестится и смеётся: «я вернулась к тебе, Отец». И идет по Москве заснувшей первым – набольший атаман, а за ним атаманша меньшая, расступился квелый туман, и гранаты у атаманши, а у Стеньки тяжелый «Шмель». Тяжело храпит патриарх в свою шелковую постель, и царю что-то снится страшное, и последнему из бомжей, разлетаются птицы подальше от нижних от этажей. Вылезают черви из тела Стеньки, из отрубленных рук и ног, он идет по Руси заснувшей, и путь у него далёк, «Ай ты Русь моя дорогая, я вернулся к тебе, гляди». И стучит сожжённое сердце у Алены в сожжённой груди. * Ай ты Русь моя, вот вернулся я к тебе – сын твой преданный, да тобою преданный. Ай, любимая! В клубах дыма я сквозь тебя пройду, да правду найду. * я была монахиней, прости Господи, я сменила одежды свои на мужское платье да войско, за это меня сожгли, и теперь я встала из пепла, и мертвая прохожу через мёртвые многоэтажки, через всю пустоту и жуть, кровь на стенах да хохот дьявольский, мой ли хохот? прости, прости. сколько страшного я свершу ещё на своем пути? * Ничего из этого не было. Спи, мой маленький, спи, усни. На холодном лете семнадцатого проступают домов огни. Это все только страшная сказка, и нет у неё конца. Спи, мой маленький. Стенька спит, и Алена у ног Отца. Спит Москва, чтоб набраться силы, спит расхристанная Русь, четвертованная – как Стенька, синий воздух, туман и грусть. Только что-то под древним камнем, что навеки крови впитал, все ворочается так тяжко, все скребёт, как древний металл, и ни сна ему, ни покоя, и покуда хватает сил все царапается, стучит оно в беспокойное сердце Руси.
*** Проходили эпохи, генсеки, цари, разгоняйся же, ветер, и пламя – гори, саранча проходила и плыли века, и текли времена, как большая река. Оставались земля и деревья на ней, деревянные домики между дождей, оставалось сплетенье размытых дорог, оставались сады, что никто не берёг, одичалые яблоневые сады, оставались старухи да их деды, потемневший портрет да икона в углу, черный хлеб да похлебка из лука к столу.
Перемешаны: чудь, татарва и мордва, разгорайся, огонь, разрастайся, трава; все цари да чиновники тенью пройдут, ну а мы-то навеки останемся тут, от курильских морей до донбасских степей в эту землю врастем и останемся в ней.
И когда ты по черной дороге придёшь через мокрое поле и меленький дождь – будет теплая печь, будет хлеб на столе, и не спросят, какой нынче век на земле. |
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Севастополь