СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 965
06 мая 2015 года
Наверно, и не спала, раз услышала. Или спала так, как привыкла при внезапных обстрелах и ночных бомбёжках: снов не вспомнить. Ветер выл и скрёбся, набрасывался на хату оголодавшим волчарой. Бился в ставни, с треском сдирал наледь из-под крыши и напрочь выстужал трудно давшееся, накопленное за день тепло. Из хлева давно не подавала голос Рёва – их корова-трёхлетка. Одна и выжила скотина в хозяйстве. Выйти – глянуть, а то всё равно не уснёшь… И тут же Аля разобрала сторонний, отличный от метельного буйства звук – кто-то негромко стукнул в ставню. Подождал и стукнул ещё раз. Аля оглянулась на бабку Василису – её сиплое дыхание доносилось от печи всё так же размеренно. Осторожно, не скрипнув половицей, подошла к окну. Знала, где из ставни выпал подгнивший сучок. Напрягая глаз, вгляделась сквозь кружок в снежное крошево. Под яблоней, прямо в сугробе в двух шагах от окошка стоял кто-то в сером. Время от времени крутил головой. Один вроде. Оружия при нём не видно. Решившись, Аля так же бесшумно прокралась к двери и, откинув крючок, выскользнула наружу. Махнула рукой. Человек в сером приблизился. Он оказался парнем одного с ней роста. Глаза смотрели пристально, блестели из-под низко надвинутой шапки. - Ты откуда? – прошептала она. - С дороги сбился, – приятный голос, чуть охрипший. – Это что за деревня? - Тетеево, - назвала Аля. - Значит, крюк сделал, - вслух прикинул парень, - вёрст на двенадцать. Пришлось. Всё перекрыли. Аля, уже привыкнув взглядом к темноте, вгляделась в парня. Совсем пацанёнок. Щёки впали, скулы заострились. Руки прячет от холода. Смотрит. - Пошли, - позвала она и кивнула на хату. - Никого там? - Считай, никого. Я и бабушка. Он пристукнул валенками друг о друга, стряхнул снег с плеч, ещё раз быстро огляделся и шагнул в хату. - Только тише, - на всякий случай шепнула Аля Но сипящее дыхание уже сбилось – бабка приподнялась на локте: - Кого привела? - Свои, баб Вась. Бабка закашлялась: - Кто тебе свои?.. А?.. К нам хочет? Уходи!.. Христом-Богом прошу или кем хочешь – уходи только. Не один наш дом, чай? А что крайний возле леса – так здесь же сперва и искать будут …Приходили уже из-за таких вот, в подпол бомбу кидали, не было там никого, а всё разворотили, образ со стены стрясло, и печка вон треснула. Не простят ей тебя. И мне, старой, тогда сразу в петлю лезть грешным делом. Уходи!.. Её выжидающее лицо белело в темноте. - Ладно. Пойду, что ли, правда. - Пойдём, провожу, - запахнув ватник, сказала Аля. Они вышли. Сквозь метель из-за дальнего поворота дороги мелькнуло пятно света. Фонарь: мощный, армейский. Ветер взмётывал над примёрзшей грязью дороги снежную пыль и швырял в глаза идущим. Они шли по занесённой дороге, как раз мимо старой церкви, в которой давно никто не служил. Там сделали оружейный склад, но недавно его тряхнуло бомбами и оружие на подводах под охраной мотоциклистов перетянули куда-то к городу. Аля с парнем переглянулись. Она подтолкнула его в сторону хлева. - Скорей, скорей… - поторапливала она, стараясь ступать след в след за ним. На входе в хлев под навесом небольшим стожком стояло всё сено для Рёвы. Позавчера Аля сгребла его скопом. - Залазь давай, - приподняв большую охапку, приказала она. – Там сиди. Парень неожиданно проворно юркнул внутрь. Не видно его. Аля бегом по тем же следам вернулась в хату. …А собак с ними нет? А если будут, что тогда?.. Накинула крючок. Сбросила ватник. Меньше, чем через минуту, послышался близкий шум. Несколько отрывистых команд и хриплых криков. Тяжёлые, будто бревном, удары в шаткую дверь. Аля едва успела откинуть крючок, когда почувствовала резкий толчок повыше груди. Сдавленно, перехваченным дыханием, застонала и свалилась бы на пол, если бы чья-то крепкая лапища с цепкими пальцами её проворно не подхватила бы. От лапищи сильно воняло табаком и порохом. - Wo ist er?.. Der mann?.. Diversant?..* – Вопросы будто пригоршнями сухого гороха осыпали её. За долгие месяцы войны Аля стала понимать некоторые слова по-немецки, но никому в этом не сознавалась. - Ты это – аккуратнее. Назад поди! – голос показался Але знакомым. Она очнулась и с усилием приоткрыла глаза, чтобы рассмотреть, убедиться. Да, табачная лапища с белой повязкой над локтем принадлежала Пахому, старшему полицаю из соседнего села. К немцам он перешёл сразу после начала войны и их стремительного наката на вчера ещё советские земли; перешёл, не колеблясь, будто давно ждал. Под партизанские пули не рвался, но служил исправно. В здешних местах знали или слышали о нём все. - Чего стал? Шаг назад. Ну! - продолжил Пахом. Автоматчик отступил. - Ты не пугайся, - по-отечески обратился он к Але и ободряюще улыбнулся. От встречного ветра и снега глаза у него были красные, усы заледенели. Он протянул ей портсигар с дорогими папиросами: - Будешь? Она мотнула головой: - н-Не курю. Пахом раздумал доставать папиросу себе и сунул портсигар обратно в карман. - Плохо с хавкой у вас? Так ведь? Аля невольно кивнула. Пахом наклонился к ней: - Хлеба хочешь – шесть булок свежих?.. Тушёнки? Сахара? – Представив, она сглотнула слюну. - Будет завтра же, с утра. Наклонился вплотную: - Где человечек-то?.. В каком углу?.. И не скажу никому про твоего сокола – где он там и как комиссарствует… Аля укусила себя за губу, но почувствовала, что левая рука как будто сама готова показать. Пахому этого хватит, он сообразит. А если с собакой, найдут всё одно. Неподалёку со свистом приземлился и рванул снаряд. Пахом и автоматчик вздрогнули. Старуха, сидевшая на топчане, не спуская ног, вдруг осмелела: - Гонют вас, – прокаркала она, прибавив что-то невнятное, но задорное, с матюком. Рука младшего полицая сама дёрнулась к затвору, но Пахом тут же с досадой отвёл её: - Патроны береги… И громко: - Временные трудности. Рейх непобедим. Пускай ещё небо покоптит – сама увидит. В хату вошёл ещё один немец, судя по выправке, унтер или выше. Уверенным движением он скинул капюшон и привычным голосом отдал команду. Вбежали ещё четверо автоматчиков. Обшарили углы, осветили подпол, пошерудили ухватом в печи, один влез на чердак. Старуха глядела молча. - Здесь нет, - объявил младший полицай. Прихватив Алю, вывалились из хаты. Собак с ними нет, сообразила она. СОБАК НЕТ! - Чьи следы? – спросил Пахом другим, резким голосом и указал в сторону хлева. Следы почти замело, осталось несколько едва приметных лунок. - Корову глянуть ночью выхожу. - Поглядим, что за корова…
Полицаи приблизились к стожку. Автоматчики осветили хлев. Рёва тревожно замычала, но сама тут же осеклась. Пахом быстро обнаружил и сноровисто ухватил вилы. Младший полицай, оглядевшись, приладил штык к своему карабину. Они пошли вокруг стога, с силой втыкая с противоположных сторон вилы и карабин со штыком. На замахе лезвие мерцало. Аля опустила глаза под пристальным взглядом унтера и считала удары по стогу. Чаще всего, когда надо было пройти мимо немцев, она мазала лицо сажей и надвигала платок пониже. А сейчас под пристальным сталисто-голубым взглядом Аля ощутила себя голой, беззащитной. Но это не самое важное. Главное – там внутри, и если ей не дышать и не бояться, то всё-всё будет хорошо. Полицаи трижды старательно обошли стог, пробивая его, кажется, насквозь. Но ниоткуда не донеслось ни звука. Младший остановился первым и стряхнул со лба пот. В этот момент из стога прямо на фонарный свет выскочило что-то стремительное и серое. Автоматчик дал очередь. Пахом повалился в сугроб. - Eine Maus!.. - захохотал унтер. – …Mauschen! Kommando zuruck! Patronen sparen!** Пахом, матюгаясь и стряхивая снег, поднялся. Бросив ещё один долгий взгляд на бледную Алю, унтер развернулся и указал рукой на дорогу и на лес за ней. Свет скрылся за другим поворотом. Ветер ослабел. Из-за тучи пробился край луны. Подождав, пока ни поняла, что сердце не выскочит прямо сейчас, Аля вернулась к хлеву. Бросившись к стогу, она руками стала разгребать сено. Через минуту наткнулась на грубую ткань. - Эй! – шёпотом окликнула она. Не отзывается. Проткнули, значит. А как ещё – весь стог прошли. Руки опустились. Она наклонилась, до боли сжав веки. И вдруг услышала дыхание. Ровное, чуть посапывающее. Спит! Протянув обе руки, она стала сильно тормошить его за плечо. Он очнулся и быстро вылез навстречу. Стоя на коленях, она обтрогала его. Ни крови, ни царапины нигде не было. Аля прижала его к себе с материнскими слезами. - В рубашке родился… В рубашке! – наконец, смогла выговорить она. - Третьи сутки без сна пошли, навалилось, - стал он оправдываться. – А там тепло – сморило. Ротный бы не узнал. - Не скажу ему, - против слёз улыбнулась Аля. - Вот возьми, - она протянула ему сухую горбушку хлеба и молока в железной кружке. – Нет сейчас другого. Он отхлебнул. - Что ж ты сделал-то такого? - Склад взорвал. Тот, временный. Прошлой ночью зарево полыхнуло с другой, не фронтовой стороны. Ярко. Несколько раз поднималось над лесом, будто в невиданный костёр подкидывали новое сухое полено. - Охраняли ж его? - Было несколько. Больше взвода. Сколько потом осталось – не считал. Дождался только, когда лошадей выпрягли и отвели в сторону. Пора мне. - Пройди вдоль деревни, оврагами, - показала она. - Там к речке выйдешь. И до своих рукой подать. Он сделал два шага и обернулся: - Как зовут тебя? - Алевтина. - А меня… - Не говори, - она перебила. – Не говори пока. Придёшь с нашими – тогда и скажешь. Аля перекрестила его вслед. Метель понемногу стихла. Скоро утро. В стороне гремят разрывы. В хлеву мычит Рёва. На топчане ворочается бабка Василиса. Аля успеет вздремнуть час-другой до рассвета. И, кажется, она уже знает, что ей приснится её муж Алексей, усатый и статный. Во всём гражданском. До войны. Аля думает, что и ему удалось ей помочь этой ночью. И снова, удивляясь, повторяет: - В рубашке точно… * (нем) Где он? Мужчина? Диверсант? ** (нем) Мышь!.. Мышка! Отставить! Беречь патроны!
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Санкт-Петербург