СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 969
08 ноября 2011 года
«Царь» должен обладать внутренней связью с коллективным бессознательным народа и говорить на языке этого бессознательного. Таким языком обладал «ранний» Путин, и народное чутье не проведешь. Точное попадание в образ «Жеглов-Высоцкий». Предполагается, что язык, на котором говорит политическая элита, должен нести в себе «смыслы». Может, английский и несет. Русский язык – инструмент иного толка. «Царь» должен обладать внутренней связью с коллективным бессознательным народа и говорить на языке этого бессознательного. Таким языком обладал «ранний» Путин, и народное чутье не проведешь. Точное попадание в образ «Жеглов-Высоцкий», «Штирлиц-Тихонов»: носитель мужской, жестокой, но справедливости. Он умеет говорить горькую, лаконичную правду: – А что с ней случилось? – Утонула. Кто скажет, что Жеглов не является частью нашего подсознания, нашим избранником? Блистательный Черномырдин владел народным языком не хуже Крылова. Не случайно он олицетворил собой переходный период от красных директоров к современной олигархии. Помню, как известная тележурналистка после интервью с Виктором Степановичем в растерянности разводила руками: «Что же с этим делать – вырезать?» А мы слушали и от души хохотали: «У нас в России всегда стоит то, что не надо». Язык Бориса Николаевича Ельцина был воплощением народного духа, что называется, надежд и чаяний. Царь-батюшка со всем своим былинным размахом, Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Владимир Красное Солнышко, «налево махнет – улица, направо махнет – переулочек». Президент Медведев говорит языком ИТРовцев, правильными оборотами советской интеллигенции, хорошо выученными мальчиком из приличной ленинградской семьи. О ком еще стоит говорить? Грамотная речь «младореформаторов» – петербуржцев, перенесенных волею судеб за кремлевскую стенку: Кудрина, Чубайса, Грефа – литературно правильная и гладкая, так же далека от народа, как и они сами, и выглядит заплаткой на тришкином кафтане.Так вернемся к тому, с чего начали, к Большим Числам. К тем, кого сейчас называют элитой. Махнем рукой и, перед тем как распрощаться с этим словом, согласимся, что «элитой» мы называем социальную группу, объединяющую бывшую советскую номенклатуру, денежные мешки, карьерных чиновников и прочих нуворишей. Их язык не передает смысл, он, как модно говорить на их же языке, «подает сигналы». Язык – это всегда точная характеристика. Язык обличает своего носителя, он его главный обвинитель. Если даже на секунду возникнет сомнение в социальном происхождении группы, обозначаемой словом, которому мы махнули рукой в предыдущем абзаце, достаточно послушать не о чем, а как они говорят. Язык современной номенклатуры – симбиоз советских штампов, уголовного жаргона и гламурного сленга. Советские шаблоны, которые распространялись через полторы газеты, один канал и одну радиостанцию и вкладывались в головы в школах, на лекциях, на занятиях по политинформации, вырабатывали единый язык и единую систему ценностей. Систему, простенькую, как товары Ивановской мануфактуры, но душевную: «малая родина», «бедный, но честный», «переведи старушку через дорогу», «не нужен нам берег турецкий», «честное ленинское». Параллельно рос мирок советской интеллигенции. Отрываясь все больше от шепелявого лепета геронтократии и нудного официоза, тоненький озоновый слой создавал свой язык: авторская песня, Окуджава, журнал «Иностранная литература», Тарковский – чуть сентиментальный и литературно-правильный. На этом языке заговорили в конце 80-х или начале 90-х миллионными «гласными» тиражами, на этом языке произнесли впервые слова «свобода», «рынок», «право». Поговорил, однако, и свернулся, как окно браузера, где он теперь? На какой географии его искать? Плотно, уверенно, нагло вошел в нашу разговорную жизнь криминальный жаргон: «за базар ответишь», «в натуре» – язык хозяев жизни, бандитских сериалов и тиражных детективов. ...Навстречу, прижимая к уху мобильный, двигается мужчина в распахнутом пальто, широкоплечий, суровый. Тяжелый и напористый взгляд, короткая стрижка. Невольно оглядываюсь по сторонам и радуюсь, что я в аэропорту и кругом полно народу. Человек с неопределенно знакомым лицом, скупо цедя слова, приглашает приятеля с «телкой» на afterparty. Я забегаю в зал и наконец вспоминаю: это же известный депутат... Как костюмы от Армани на тренированные плечи, так же добросовестно натягивают они на себя язык ток-шоу, модных журналов и ресторанной прислуги. Сейчас к политической и социальной жизни подходит поколение, которое родилось в России. Советский язык со всеми своими клише, даже самыми банальными и симпатичными из них, становится мертвым языком. Целый пласт лексики и смыслов отдаляется и уходит из оборота. Пошлые газетные штампы употреблялись в обычной речи в качестве издевательства и пародии: «два мира – два Шапиро», плавно перетекавшие «в два мира – два кефира», «усталые, но довольные», «караван пустыни» и т. д. Выражение «солнечная Кастилия» смешно только тому, кто участвовал в пионерских линейках и монтажах – а это слово кто помнит? – и читал звонким голосом (выражение «звонкие детские голоса» – из этой же серии) стишки про солнечный Узбекистан: «Жемчужина республики – Фергана! Где-то там – уже не помню – раскинулась она!» Будущая политическая элита будет говорить языком Интернета, немножко куцем, средней грамотности и недвусмысленном. Там будут свои клише, своя ненависть и больше правды. Елена Зелинская, вице-президент общественной организации работников СМИ «МедиаСоюз», член Общественной палаты Источник: Взгляд
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Севастополь