СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1548
25 октября 2011 года
Уволюсь с ненавистной работы, пошлю всё и всех ко всем чертям, уеду в тайгу, буду дружить с медведями, и пусть меня лучше медведь заломает, чем ваша поганая система. Или менее романтично: запрусь дома, буду пить, пока не загнусь, но к вам и вашей жизни не вернусь, потому что лучше уж спиться, чем жить так, как вы мне предлагаете. И последнее – просто застрелюсь. Почему? Устал, сил в себе больше никаких ни на что не чувствую... Знакомо? Герой повести Николая Двойника выбрал менее радикальный способ решения вечной проблемы: он просто сел на велосипед, и жизнь его стала меняться. «И тут я понял, чего был лишен все последние годы – упругости ветра, свиста в ушах, приятной тяжести в мышцах и … свободы». Пьянящий воздух свободы? Вовсе нет. Герой просто дышит ею, спокойно и ровно. Он превращается не в отстраненного созерцателя, а в любопытного исследователя жизни: «Похоже на фантастический роман, в котором группа исследователей прилетала на чужую планету, жила в крохотном изолированном аппарате, а кругом шла своя жизнь, и ей было мало дела до прилетевших маленьких человечков. Возможно, я был одним из немногих исследователей, изучавших эту загадочную внешнюю жизнь…» Чем дольше крутятся педали, тем дальше герой от людей, хотя и проезжает мимо них на небольшом расстоянии. Велосипед становится для него пропуском в иную реальность, реальность какого-то очень индивидуального одиночества. «Слишком много всего: домов, улиц, машин, людей, деревьев, мелких предметов, которые лезут в глаза, - дорожных знаков, клумб, парков, рекламных плакатов… Когда я не ездил на велосипеде, я не замечал их, город был однообразнее и проще, а теперь я их замечал и уставал от их обилия. Кругом столько всего, и всё это чужое, не моё». Чужой вскоре становится не только жизнь других, но и своя собственная прежняя жизнь. Считается, что нельзя сбежать от себя и спрятаться от жизни. Вся повесть Николая Двойника доказывает обратное - очень даже можно. Но... В повести проявляется нечто смутно мистическое. Что, на первый взгляд, кажется простым и естественным стечением обстоятельств. Будто кто-то или что-то желает, чтобы герой не слезал с велосипеда: подозрительно легко решаются финансовые проблемы, былая возлюбленная выходит замуж... Нет ничего существенного, что заставило бы героя вернуться к обычной жизни. Иногда становится страшно. Кто же хранит героя от несчастных случаев на дороге и странных, опасных ситуаций? Ведь явно не добрый ангел. Тогда кто? Вопрос остаётся открытым. Монотонное кручение педалей действует гипнотически, вместе с героем мы будто смотрим кино, кино о нашей жизни в самых разных её проявлениях: то медленнее, то быстрее крутится плёнка, меняются кадры – и нет конца этому фильму, и неизвестно, что будет дальше. Примерно к середине книги возникает ощущение, что "на велосипеде" - это образ жизни, и ничего неестественного в таком образе жизни нет, что так жить можно если уж не всегда, то довольно долго. Герой изъездил всю Москву и её ближайшие пригороды, вспомнил всё, что ему было дорого, увидел то, что когда-то просмотрел. Кончилось лето, к прошлой жизни нет возврата, и герой уезжает на своем велосипеде, с которым уже стал единым целым, прочь от зимы, на Юг. Прочитав книгу, долго думала, какое же чувство она оставляет. Жалости? Нет. Осуждения? Нет. Неудовлетворенности, опустошенности, отчаянья – тоже нет. Пожалуй, это чувство грусти. Светлой, щемящей, легкой, глубокой, ностальгической, тихой. В этой повести показаны все оттенки этого чувства. Грустно жить на свете, господа.
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва