СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 2100
23 октября 2011 года
Мне было одиннадцать лет, и это была первая моя смерть. Бабушке было девяносто три, и умирала она долго – три с лишним года ее стоны разрывали ночную тишину, а запах медленной смерти пропитал в доме каждый угол, забирался даже в наглухо закрытый шкаф в прихожей. Я редко заходил к бабушке, потому что не верил, что бабушка - это бабушка. Я помнил ее сильной, умной, с хитрым прищуром черных глаз и всегда серьезно-смешливой. А там, в комнате, умирал совсем другой человек – сломавшийся от боли и выживший из ума, повторявший раз за разом только одно: «Похороните Люду! Похороните Люду!» Люда была старой куклой, завернутой в серую ветошь. Она лежала в том самом пыльном шкафу в прихожей, где я любил прятаться от всех за старым, изъеденным молью пальто и, обхватив колени руками, рассказывать самому себе истории про волшебные страны, в которых были замки с высокими белыми башнями. Почему именно белые башни, а не какие-то другие, красные, например, для меня до сих пор загадка. Еще загадочней было отсутствие принцев и принцесс, рыцарей, драконов или хотя бы черепашек-ниндзя. Там были только пустынные замки с теми самыми белыми башнями, откуда открывался прекрасный вид на бескрайние, густые леса, которые ерошил огромными ладонями теплый ветер. В лесах никого не было. Волшебные страны были пустыми, как старый, пыльный шкаф. В день, когда бабушка умерла по-настоящему, совсем, я тоже прятался в шкафу. Я слышал, как родители звонили в скорую, и как долго мерили шагами кухню. Сквозь приоткрытую дверь шкафа я видел, как отец нервно курит одну за одной, стоя у окна, и как мать, сидя за столом, теребит в беспокойных руках скатерть. Когда через два часа скорая, наконец, приехала, я увидел только, как промелькнули мимо шкафа два белых халата, и почуял, как в квартире запахло чем-то незнакомым и морозным. Я выбрался из шкафа и пошел по узкому, темному коридору к двери бабушкиной комнаты. Все стояли у старой кровати с шашечками на спинке у изголовья, а бабушка, провалившись в белизну трех подушек, быстро и сипло дышала, прижав сжатую в кулак ссохшуюся руку к груди. Глаза ее были закрыты, и лицо казалось очень сосредоточенным, словно она ждала изо всех сил чего-то важного. Так жены, наверное, ждут мужей-моряков на причале. Потом ее дыхание участилось, бабушка начала задыхаться, казалось, воздух не доходит до нутра. Один из врачей сказал, посмотрев на часы: «Ну вот, кажется, конец наконец». Бабушка в последний раз вдохнула полной грудью и на секунду замерла, стало тихо-тихо, лицо ее, белое, испещренное морщинами, вдруг сделалось восковым, и, как воск, мгновенно застыло. Ее грудь начала медленно опускаться, с тихим свистом выпуская наружу последний вдох, а сжатая в кулак рука на груди, казалось, хотела его поймать. Когда бабушка совсем замерла, люди в комнате быстро зашевелились, – врач, мельком прощупав пульс, принялся что-то быстро писать на серой бумажке, другой стал собирать кожаный портфель, а мама быстро пробежала мимо меня и начала ожесточенно крутить диск телефона; папа вышел на кухню и, вытащив из пачки папиросу, разминал ее со всех сторон, глядя в окно на падающий снег. Врачи быстро попрощались и ушли, а бабушка с восковым лицом, мертвая, осталась в своей маленькой комнате одна. Потом пришли какие-то другие люди, постелили на пол простыню, переложили бабушку на нее, а потом, взявшись с двух сторон, подняли, и я видел, как безвольно поднялись кверху ее руки. Отец вышел провожать машину во двор, забыв надеть свитер и ботинки, в одной майке и тапочках, он долго смотрел ей вслед, даже тогда, когда машина повернула за угол, и даже тогда, когда шум мотора стих вдалеке. Несколько дней до похорон все взрослые были в хлопотах: бегали по магазинам, обзванивали немногих живых еще бабушкиных знакомых, а я ходил в школу, смотрел по телевизору мультики, только сделав потише. Я не чувствовал ничего. Казалось только, что из меня что-то выкачали, и внутри стало пусто. Я очень боялся сделать что-то не так, потому что не знал, как всё сделать так. Я боялся улыбаться, смеяться, просить конфет, говорить о чем-то несерьезном с отцом, сказать матери, что порвал штаны, когда лез через забор, потому что был уверен, что лазать через заборы после смерти бабушки нельзя как минимум неделю. А я штаны уже на следующий день порвал. Но больше всего я боялся зеркал. На следующее утро, когда бабушку куда-то увезли для того, чтобы мы потом смогли с ней попрощаться как следует, не спеша и подготовившись, я вышел в прихожую и увидел вместо зеркала в массивной раме на стене огромный кусок черной ткани. Дома никого не было, я подошел к зеркалу, отодвинул чуть-чуть в сторону черную занавесь и заглянул внутрь. Из прорехи на меня смотрел мой глаз, но я почему-то отпрянул: мне показалось, что вот сейчас я совершил что-то непоправимое, за что потом накажут. Я прижался щекой к стене и заглянул за зеркало. С другой стороны оно было серое и все в пыли, а маленький скучающий паук лениво плел паутину в углу зазеркалья. В день похорон мне разрешили не ходить в школу, и от этого день показался совсем уж особенным. У морга на хрустком снегу уже переминалось с ноги на ногу несколько людей: мертвых выдавали по очереди, и нам пришлось ждать. Потом нас провели в небольшой зал, посередине которого на возвышении стоял синий гроб с бабушкой. У бабушки было уже какое-то другое лицо – морщины распустились, кожа одрябла, а из чуть приоткрытого рта торчала вата; бледные руки, сложенные на груди, казались манекенными. Потом бабушку погрузили в маленький автобус, такой же, как тот, на котором я ездил в школу, только с маленькой квадратной дверцей сзади, и поехали в крематорий. Ехали медленно – узкие московские улочки в центре были забиты машинами, и старый автобус все обгоняли, не пропускали на перекрестках. Я украдкой отодвинул занавеску и стал смотреть в залитый солнцем день. Еще не сошел снег, и всё было яркое и ослепительно белое, – смеялись парни и девушки у памятника Пушкину, на Патриарших довольные бомжи пили дешевое холодное пиво, щурясь в первое теплое весеннее солнце, а внутри автобуса было сумрачно – солнечный свет, пробиваясь сквозь тёмно-синие шторы становился странным, загадочным, как свет проектора в кинотеатре. В дороге все разбились на пары, и о чем-то вполголоса переговаривались. Я слышал, как бывшие бабушкины сослуживицы, тоже уже дряхлые старухи, обсуждали гроб, папа с мамой перебрасывались какими-то ничего не значащими фразами и замолкали на несколько минут, сестра о чем-то шепотом ругалась с мужем. Солнце заслонила противная одинокая туча. Всё вокруг посерело. Крематорий оказался неприметным, старым зданием, без всяких там дымящихся труб и печей как в концлагерях. В крематории тоже была очередь, и в фойе собралось уже человек пятнадцать. Все расселись по свободным стульям и продолжили разговаривать, а мне стало скучно, и я вышел на улицу. Во дворе было пусто. Автобус с открытой квадратной дверцей одиноко стоял посередине. Я подошел ближе и взглянул на гроб с закрытой крышкой. Собрал снега в ладонь, сделал снежок и бросил в кирпичный забор. Прошелся по двору. Посмотрел опять в открытую дверцу. Гроб был на месте. Из-за тучи выглянуло солнце, и мне показалось, что это кто-то погладил меня теплой ладонью по щеке. Гроб внесли в отделанный черной плиткой зал и поставили на возвышение у стены. Я заметил, что в стене есть черные шторки, а гроб стоит на полозьях, как те, в новых супермаркетах у касс. Усталая женщина что-то быстро сказала и включила старый китайский магнитофон, из которого заиграла какая-то очень знакомая музыка, та, под которую в фильмах всегда хоронят. Все стали по очереди подходить к гробу и прикладываться губами к полоске бумаги, которую какая-то бабушкина знакомая предусмотрительно укрепила у нее на лбу. Я подумал, что бумажка эта правильная, ведь все боятся целовать холодный труп. Мама подтолкнула меня к гробу, и я тоже приложился к бумажке и почувствовал губами что-то холодное, и холод этот проник под кожу, - я потом долго, когда никто не видел, тер их рукавом, чтобы прогнать из губ смерть. Дома все сели за стол и стали есть вкусную колбасу и салаты. Еще были блины. Пили не чокаясь, говорили сначала о бабушке, а потом перешли на другие темы, в комнате горела желтая люстра, и было уютно. А потом сестра повернулась к маме и сказала: - А кукла, мам? Можно, я ее возьму? Мама как всегда теребила скатерть, и словно не услышав вопроса, ответила: Я вскочил и убежал к себе в комнату. За окном снова пошел хлопчатый снег, - он медленно падал вниз, таял на мостовой. На следующее утро, пока все спали, я поехал хоронить Люду. Она с трудом влезла в квадратный школьный ранец. Я всё продумал. Вытащил из-под раковины в ванной мамин стальной совок для рассады, а из пластмассового стаканчика на комоде в прихожей наскрёб денег на метро, потом тихо, чтобы никого не разбудить, надел прямо в комнате принесенные туда еще накануне ботинки и тихо выскользнул на улицу. Серый асфальт укрыл тонкий-тонкий последний снег без единого следа. Я почему-то был уверен, что снег последний. Я знал, что скоро встанет солнце, и он растает, а асфальт станет мокрым, грязным и весенним. Весна была в воздухе, в каждом вздохе и мне было очень весело, - казалось, внутри, в солнечном сплетении зреет молодой росток, и я улыбался, глядя по сторонам на бегущих по делам людей. Я проехал в переполненном вагоне несколько станций, вышел на станции «Владыкино», перелез через ограду Ботанического сада и пошел по аллее. В парке было пусто и тихо, - беззащитные, одинокие деревья без листвы казались грустными, но взошло солнце, и длинные, изогнутые тени поползли по аллее, лес стал улыбаться, как добрый старик. Мост был красный, очень высокий, а внизу, под ним, текла мутная, быстрая, грязная речка, в которой одиноко плавал ржавый кузов Жигулей. Я остановился под мостом и смотрел, как где-то высоко-высоко над головой медленно ползет серой гусеницей товарный поезд. Я обошел мост справа, нашел у насыпи подходящую полянку, снял с плеч ранец, огляделся. Вокруг не было ни души, только где-то высоко в небе медленно кружила светлая птица, почти сливаясь с синевой. Пылали белым огромные замки облаков. Копать могилу в мерзлой земле оказалось трудно. Почва была каменистой и сталь с противным скрежетом то и дело натыкалась на камни. Но я, не унывая, копал всё глубже. Мне было светло. Солнце опалило красный мост. Я достал из рюкзака кулек с куклой и, положив его на край ямы, замер. Стало вдруг жутко - кулек был перевязан старой тесемкой, и казалось, что там, под тканью мертвый ребенок. С минуту подумав, я аккуратно развязал тесемки и достал Люду. Кукла была еще бабушки бабушки, от которой осталась только мутная, пожелтевшая фотография, где она расплылась тусклым, светлым пятном. У Люды было фарфоровое, живое лицо с приоткрытым, узким ртом и огромными, грустными голубыми глазами. Волосы у нее были настоящие, человеческие, ярко рыжие. Кто-то когда-то пожертвовал ради Люды косой. От родной одежды остались только полуистлевшие кружевные панталоны, а всё остальное шилось много позже, - и валенки шинельной, серой, грубой ткани, и юбка из потертой подкладки пиджака, и блузка из какого-то деревенского черного платка в красный цветочек, на которую был приколот значок со стершейся надписью и головой Ленина. Я положил Люду на дно ямы, накрыл тканью и быстро, словно боясь чего-то, засыпал землей. Оглянулся вокруг. Ничего не изменилось. Всё такой же голый и недвижный лес вдоль рельс, и так же пылают белым пламенем облака. Только птица исчезла, словно растаяла в небе. Посмотрел на могилу. Земля была грязная, и не было заметно, что здесь чья-то могила. Мне это понравилось. Подумал, что нужно что-то сказать. Вспомнил, что в фильмах обычно говорят красивые речи над могилой и молитвы читают. Но я ни одной молитвы не знал. Немного подумав, я торжественно сказал: «Пускай тебе будет хорошо, Люда! – почесал нос и добавил, – там, где ты сейчас». Подождал немного, но никто не ответил. Вокруг было тихо. «Ну... я пойду. Пока». Я шел прочь, считая шпалы и тихо напевая то ли полузабытую, то ли полузнакомую мелодию.
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Феодосия