СЕРГЕЙ СОБАКИН. ГРИГОРИЙ-"БОГОСЛОВ" СНЕЖАНА ГАЛИМОВА. ТОНКИЙ ШЕЛК ВРЕМЕНИ ИРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ. БАБУШКИ И ВНУКИ Комментариев: 2 МИХАИЛ ОЛЕНИН. ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ АНФИСА ТРЕТЬЯКОВА. "О РУСЬ, КОМУ ЖЕ ХОРОШО..." Комментариев: 3 АЛЕКСЕЙ ВЕСЕЛОВ. "ВЫРОСЛО ВЕСНОЙ..." МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА. "И ВСЁ-ТАКИ УСПЕЛИ НА МЕТРО..." ВАЛЕНТИН НЕРВИН. "КОМНАТА СМЕХА..." ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК. "В ШКУРЕ ЛЬВА..." НИНА ИЩЕНКО. «Русский Лавкрафт»: Ледяной поход по зимнему Донбассу АЛЕКСАНДР БАЛТИН. ПОЭТИКА ДРЕВНЕЙ ЗЕМЛИ: ПРОГУЛКИ ПО КАЛУГЕ "Необычный путеводитель": Ирина Соляная о книге Александра Евсюкова СЕРГЕЙ УТКИН. "СТИХИ В ОТПЕЧАТКАХ ПРОЗЫ" «Знаки на светлой воде». О поэтической подборке Натальи Баевой в журнале «Москва» СЕРГЕЙ ПАДАЛКИН. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ. «ЧТО ЗА ПОВЕДЕНИЕ У ЭТОГО ВИДЕНИЯ?» МАРИНА БЕРЕЖНЕВА. "САМОЛЁТИК ВОВКА" НАТА ИГНАТОВА. СТИХИ И ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАТАЛИЯ ВОЛКОВА. "НА ДВЕ МИНУТКИ..." Комментариев: 1 "Летать по небу – лёгкий труд…" (Из сокровищницы поэзии Азербайджана) ПАБЛО САБОРИО. "БАМБУК" (Перевод с английского Сергея Гринева) ЯНА ДЖИН. ANNO DOMINI — ГИБЛЫЕ ДНИ. Перевод Нодара Джин АЛЕНА ПОДОБЕД. «Вольно-невольные» переводы стихотворений Спайка Миллигана Комментариев: 3 ЕЛЕНА САМКОВА. СВЯТАЯ НОЧЬ. Вольные переводы с немецкого Комментариев: 2 |
Просмотров: 1983
12 октября 2011 года
Это не первая моя встреча со стихами Натальи Ивановой. Того сопротивления обилию флоры и фауны, множественным отсылкам к героям эпосов, героям из мировой литературы, заставляющим читателя совершать гиперпрыжки во времени и пространстве (от Офелии к Царь-птице, от Калипсо к Элизе, От Рима к Скандинавии, от Лондона до Руси), - больше нет. Тогда, в первый раз, закрыв пока еще подборку стихотворений, а не книгу, со словами «Это профессионально, но не моё», – я на следующий же день вернулась к ней: прочитанное не отпускало, заставляло помнить – какие-то строки, какие-то образы, и что-то надстрочное из этих стихов требовало себе разгадки. То, что они излучают экстравертность молодой поэтессы по отношению к читателю, демонстрируют её аристократичную выдержку – и в испытаниях, переплавленных в ясные и почти афористичные строки, и даже на «молекулярном» поэтическом уровне - в общем ритмическом узоре, – еще не разгадка. То, что они по-настоящему визионерские, околдовывающие, почти шамански мгновенно вовлекающие в свою реальность; что их основная нота полынна – тоже не ключ.
Чтобы в полной мере оценить «умножение смыслов» в стихотворениях из этой книги, необходимо, во-первых, иметь хотя бы базовое представление о мировой культуре – для этих стихов как никогда важен контекст, они генетически связаны с текстами мировой литературы, а во-вторых, важно прочесть их именно как целое! Тот, кто поторопится и выхватит из книжки два-три-десяток стихотворений наугад и «вразбивку», возможно, будет обескуражен и вполне даже может определить прочитанное как «дамский интеллектуальный туризм». А ведь эти стихи не о выдуманном (как казалось поначалу), а о выстраданном! Вот что поможет разгадке.
Эта книга должна бы называться иначе. И «программные» её стихотворения – вовсе не первое и не последнее, и даже не то, которое дало ей название – «Имя ласточки горной». Не всё так просто. Начнём распутывать клубок повествования со второго стихотворения, точнее, с заключительной (а для нас главной!) его строчки: «…Как этим землям сейчас не хватает героя…». А дальше? Красной нитью через всю книгу, почти из страницы в страницу, почти из стихотворения в стихотворение:
И, сладко замирая в ожиданье, В который раз корабль воображать…
А я к тебе привязана так туго, Что и зазора нет на узелке…
Перепутий – пруд пруди, где иду – не догадаться. Но щемит, щемит в груди – ибо некуда податься....
Не оставляй меня одну!
От берега до берега – прореха, И некому отправиться за мной…
Дай мне в десять сорок восемь стать с тобой неразлучимой!
Разлука, бесконечная разлука!
Смываются клятвы, теряются речи, А мысль о тебе остаётся навеки…
И схему местности раскладывать, как карты, Гадая, где же ты находишься сейчас…
Без поклажи и провианта – Тракт осваивать столбовой…
К тебе направляюсь – за тридевять диких земель, Чтоб краешка сердца несмелой коснуться ладонью.
И я загадаю на пару чеканных монеток: Орёл или решка – собьюсь ли с пути? Не собьюсь.
Ужели такое дорожье написано мне на роду: К тебе простираться подножьем, идти на твоём поводу?
Уж не чаю с тобою свидеться Ни при том, ни при этом солнышке…
По-моему, всё более чем очевидно. Дебютная книга стихов Натальи Ивановой – это настоящая, сюжетная даже, поэтическая повесть о ПОИСКЕ ГЕРОЯ. Адам, Одиссей, Ясон, Финист Ясный Сокол, царевич, князь Игорь – это лишь некоторые из его имен. Древняя Эллада, Кахетия и современная Грузия, Англия, Италия, Скандинавия, Франция, Древняя Русь – лишь некоторые из возможных его «маршрутов», куда он отправился – на свою вечную «войну» и где наверняка попал в беду, ведь его так долго нет… В болезни? В плену? Неживой? Забыл? Разлюбил?
Лирическую героиню этого повествования так легко узнать! Прочтите одно из ключевых стихотворений книги – «Нахваливать купца бессмысленно», где «завидную невесту» постоянно сватают, куда бы она ни пришла… Да ведь только:
Я замужем – давно, безвыходно. Я венчана в самой Воздвиженке, – отвечает настырным свахам и женихам наша героиня, и мы понимаем, что нет, Пенелопа – это всё-таки не её имя! Потому что наша героиня – отправится на поиски, на выручку своего героя, и три пары железных посохов сточит, и три пары железных хлебов сгложет, и три пары железных башмаков сносит... Многие будут притворяться Героями, многих сама Героиня ошибочно примет за Единственного (Вора я приняла за принца!). Уготованы ей на пути – и «сирены», и плен, и огонь, и вода, и медные трубы, и «яблоко», и многие ещё искушения, испытания. Придется пережить и собственное отчаяние, и гнев, и бессилие, и неверие… Да только не сойдет она с пути. Не забудет. Не променяет. Не осудит. Не разлюбит.
Искать твой след – найти и победить Суровый нрав безверья и молчанья. И всем нутром – любить, любить, любить! Без предисловья и без окончанья…
А тогда:
И меркнут замки, колесницы и сады… Лицом к лицу. «Ich liebe dich». Алаверды.
И яблоко греха и яблоко раздора (тоже лейтмотивы) будут не просто уравновешены спасительным сказочным яблочком. А будут искуплены. На Руси наступит Яблочный Спас.
Эта книга должна бы называться «За тридевять диких земель». Именно это стихотворение (начальные его строки иные: «Ворота ресниц приоткроют цветущие склоны») – «программное» для неё. Есть в ней и «параллельные» сюжеты, на первый взгляд никак с основным не «монтирующиеся»: деревенские, городские, детские воспоминания, наблюдения, осмысление жизненных явлений, попытка ответить на вопрос «Кто я?»… Здесь давайте вспомним, что автор дала книге другое название – «Имя ласточки горной». Она ведь не просто рассказывает историю о Поисках Героя, она рассказывает её от первого лица! И для неё важно быть честной с читателями, чтобы они понимали, с кем имеют дело, чтобы им было ясно, откуда родом, какова именем, нравом, помыслами, Верой. Всё правильно, всё на своих местах – в том числе и стихотворение, открывающее книгу («Скошенной травой…»), и заключительное («Я – за светлое…»). Полудоверия Наталье Ивановой не нужно: иначе не сложится – ни всей этой поэтической повести, ни совместного пути. Всё или ничего. Уж если мы с ней – так с ней. Хотя бы до конца книги.
|
Ингвар Коротков. "А вы пишите, пишите..." (о Книжном салоне "Русской литературы" в Париже) СЕРГЕЙ ФЕДЯКИН. "ОТ МУДРОСТИ – К ЮНОСТИ" (ИГОРЬ ЧИННОВ) «Глиняная книга» Олжаса Сулейменова в Луганске Павел Банников. Преодоление отчуждения (о "казахской русской поэзии") Прощание с писателем Олесем Бузиной. Билет в бессмертие... Комментариев: 4 НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "СЕБЯ Я ЧУВСТВОВАЛ ПОЭТОМ..." МИХАИЛ КОВСАН. "ЧТО В ИМЕНИ..." ЕВГЕНИЙ ИМИШ. "БАЛЕТ. МЕЧЕТЬ. ВЕРА ИВАНОВНА" СЕРГЕЙ ФОМИН. "АПОЛОГИЯ ДЕРЖИМОРДЫ..." НИКОЛАЙ ИОДЛОВСКИЙ. "ПОСЛАНИЯ" Владимир Спектор. "День с Михаилом Жванецким в Луганске" "Тутовое дерево, король Лир и кот Фил..." Памяти Армена Джигарханяна. Наталья Баева. "Прощай, Эхнатон!" Объявлен лонг-лист международной литературной премии «Антоновка. 40+» Николай Антропов. Театрализованный концерт «Гранд-Каньон» "МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И МУЗЫКОЙ". "Кристаллы" Чюрлёниса ФАТУМ "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ". К 140-летию музыковеда Леонида Сабанеева "Я УМРУ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ..." К 50-летию со дня смерти Николая Рубцова «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» И ЗАГАДКИ ЧЕРНОВИКА (Ленинские «нотабены») "ИЗ НАРИСОВАННОГО ОСТРОВА...." (К 170-летию Роберта Луиса Стивенсона) «Атака - молчаливое дело». К 95-летию Леонида Аринштейна Александр Евсюков: "Прием заявок первого сезона премии "Антоновка 40+" завершен" Гран-При фестиваля "Чеховская осень-2017" присужден донецкой поэтессе Анне Ревякиной Валентин Курбатов о Валентине Распутине: "Люди бежали к нему, как к собственному сердцу" Комментариев: 1 Эскиз на мамином пианино. Беседа с художником Еленой Юшиной Комментариев: 2 "ТАК ЖИЛИ ПОЭТЫ..." ВАЛЕРИЙ АВДЕЕВ ТАТЬЯНА ПАРСАНОВА. "КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ ДЕТСТВО" ОКСАНА СИЛАЕВА. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Сергей Уткин. "Повернувшийся к памяти" (многословие о шарьинском поэте Викторе Смирнове) |
Москва