Заказать третий номер








Просмотров: 1983
12 октября 2011 года

Это не первая моя встреча со стихами Натальи Ивановой. Того сопротивления обилию флоры и фауны, множественным отсылкам  к героям эпосов, героям из мировой литературы, заставляющим читателя совершать гиперпрыжки во времени и пространстве (от  Офелии к Царь-птице, от Калипсо к Элизе, От Рима к Скандинавии, от Лондона до Руси), - больше нет.  

Тогда, в первый раз, закрыв пока еще подборку стихотворений, а не книгу, со словами «Это профессионально, но не моё», – я на следующий  же день вернулась к ней: прочитанное не отпускало, заставляло помнить – какие-то строки, какие-то образы, и что-то надстрочное из этих стихов требовало себе  разгадки.

То, что они излучают экстравертность молодой поэтессы по отношению к читателю, демонстрируют её аристократичную выдержку – и в испытаниях, переплавленных в ясные и почти афористичные строки, и даже на «молекулярном» поэтическом уровне - в общем ритмическом узоре,  –  еще не разгадка.

То, что они по-настоящему визионерские, околдовывающие, почти шамански мгновенно вовлекающие в свою реальность; что их основная нота  полынна – тоже не ключ.

 

Чтобы в полной мере оценить «умножение смыслов» в стихотворениях из этой книги, необходимо, во-первых,  иметь хотя бы базовое представление о мировой культуре – для  этих стихов как никогда важен контекст, они генетически связаны с текстами мировой литературы, а во-вторых, важно прочесть их именно как целое!  Тот, кто поторопится и  выхватит из книжки два-три-десяток стихотворений наугад и «вразбивку», возможно, будет обескуражен и вполне даже может определить прочитанное как «дамский интеллектуальный туризм».

А ведь эти стихи не о выдуманном (как казалось поначалу), а о выстраданном!  Вот что поможет разгадке.

 

Эта книга должна бы называться иначе. И «программные» её стихотворения – вовсе не первое и не последнее, и даже не то, которое дало ей название – «Имя ласточки горной». Не всё так просто.

Начнём распутывать клубок повествования со второго стихотворения, точнее, с заключительной (а для нас главной!) его строчки: «…Как этим землям сейчас не хватает героя…».

А дальше?  Красной нитью через всю книгу, почти из страницы в страницу, почти из стихотворения в стихотворение:

 

И, сладко замирая в ожиданье,

В который раз корабль воображать…

 

А я к тебе привязана так туго,

Что и зазора нет на узелке…

 

Перепутий – пруд пруди,

где иду – не догадаться.

Но щемит, щемит в груди –

ибо

некуда

податься....

 

 

Не оставляй меня одну!

 

 

От берега до берега – прореха,

И некому отправиться за мной…

 

Дай мне в десять сорок восемь

стать с тобой неразлучимой!

 

Разлука, бесконечная разлука!

 

Смываются клятвы, теряются речи,

А мысль о тебе остаётся навеки…

 

И схему местности раскладывать, как карты,

Гадая, где же ты находишься сейчас…

 

 

Без поклажи и провианта –

Тракт осваивать столбовой…

 

 

К тебе направляюсь – за тридевять диких земель,

Чтоб краешка сердца несмелой коснуться ладонью.

 

И я загадаю на пару чеканных монеток:

Орёл или решка – собьюсь ли с пути? Не собьюсь.

 

Ужели такое дорожье написано мне на роду:

К тебе простираться подножьем, идти на твоём поводу?

 

Уж не чаю с тобою свидеться

Ни при том, ни при этом солнышке…

 

По-моему, всё более чем очевидно. Дебютная книга стихов Натальи Ивановой – это настоящая, сюжетная даже, поэтическая  повесть о ПОИСКЕ ГЕРОЯ. Адам, Одиссей, Ясон, Финист Ясный Сокол, царевич, князь Игорь – это лишь некоторые из его имен. Древняя Эллада, Кахетия и современная Грузия, Англия, Италия, Скандинавия, Франция, Древняя Русь – лишь некоторые из возможных его «маршрутов», куда он отправился – на свою вечную «войну» и где наверняка попал в беду, ведь его так долго нет… В болезни? В плену? Неживой? Забыл? Разлюбил?

 

Лирическую героиню этого повествования так легко узнать! Прочтите одно из ключевых стихотворений книги – «Нахваливать купца бессмысленно», где «завидную невесту» постоянно сватают, куда бы она ни пришла… Да ведь только:

 

Я замужем – давно, безвыходно.

Я венчана в самой Воздвиженке, – отвечает настырным свахам и женихам наша героиня, и мы понимаем, что нет, Пенелопа – это всё-таки не её имя! Потому что наша героиня – отправится на поиски, на выручку своего героя, и три пары железных посохов сточит, и три пары железных хлебов сгложет, и три пары железных башмаков сносит...

Многие будут притворяться Героями, многих сама Героиня ошибочно примет за Единственного (Вора я приняла за принца!). Уготованы ей на пути – и «сирены», и плен, и огонь, и вода, и медные трубы, и «яблоко», и многие ещё искушения, испытания. Придется пережить и собственное отчаяние, и гнев, и бессилие, и неверие… Да только не сойдет она с пути. Не забудет. Не променяет. Не осудит. Не разлюбит.

 

Искать твой след – найти и победить

Суровый нрав безверья и молчанья.

И всем нутром – любить, любить, любить!

Без предисловья и без окончанья…

 

А тогда:

 

И меркнут замки, колесницы и сады…

Лицом к лицу.

«Ich liebe dich».

Алаверды.

 

И яблоко греха и яблоко раздора (тоже лейтмотивы) будут не просто уравновешены спасительным сказочным яблочком. А будут искуплены. На Руси наступит Яблочный Спас.

 

 

Эта книга должна бы называться «За тридевять диких земель». Именно это стихотворение (начальные его строки иные: «Ворота ресниц приоткроют цветущие склоны») – «программное» для неё.

Есть в ней и «параллельные» сюжеты, на первый взгляд никак с основным не «монтирующиеся»: деревенские, городские, детские воспоминания, наблюдения, осмысление жизненных явлений, попытка ответить на вопрос «Кто я?»…

Здесь давайте вспомним, что автор дала книге другое название – «Имя ласточки горной». Она ведь не просто рассказывает историю о Поисках Героя, она рассказывает её от первого лица! И для неё важно быть честной с читателями, чтобы они понимали, с кем имеют дело, чтобы им было ясно, откуда родом, какова именем,  нравом, помыслами, Верой. Всё правильно, всё на своих местах – в том числе и стихотворение, открывающее книгу («Скошенной травой…»), и заключительное («Я – за светлое…»).

Полудоверия Наталье Ивановой не нужно: иначе не сложится – ни всей этой поэтической повести, ни совместного пути. Всё или ничего. Уж если  мы с ней – так с ней.  Хотя бы до конца книги.

 

 



 
No template variable for tags was declared.
Наталья Баева

Москва
Комментарий
Дата : Ср октября 12, 2011, 19:24:36

Спасибо, Катя! Вспоминаю сейчас стихи Натальи - да, всё так. Интуитивно мне вот тоже так прочлось, а ты это прекрасно сформулировала... Теперь пора бы почитать стихи Натальи Ивановой. Как бы это устроить?
Ирина Митрофанова

Москва
Комментарий
Дата : Чт октября 13, 2011, 12:06:19

А я была в выходные на презентации книги Натальи. Образ лирической героини этой книги - мифологический образ русско-восточной красавицы, достойной героя опять же в мифологическом смысле этого слова. Оказывается миф и современная жизнь вполне совместимы. О пути героя уже много сказано, а в этой поэтической повести рассказано о пути, исканиях, сомнениях, взрослении и нахождении себя той, которая этому герою судьбой предназначена.

Вход

 
 
  Забыли пароль?
Регистрация на сайте